Что такое воскресение в Библии?
Когда мы думаем о воскресении в Библии, мы говорим об обращении смерти к жизни. Однако это больше, чем просто физическое изменение состояния. Это о том, как Бог показывает Свою славу через чудеса. Это о том, как Бог держит Свои обещания, такие как мессианское пророчество: «Ибо Ты не оставишь души моей в преисподней и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Псалом 15:10).
Так что же делает воскресение столь необычным?
Большинство людей родятся, проживут жизнь, а затем умрут. Это естественный порядок в нашем несовершенном мире. Поэтому каждый раз, когда мы сталкиваемся с воскресением, это явно сверхъестественное явление. Библия рассеивает случаи воскрешения мертвых, сначала в Ветхом Завете, а затем и в Новом Завете.
Это похоже на подсказки в Ветхом Завете о тайне, которая полностью раскрывается в жизни, смерти и воскресении Иисуса.
Первенец из мертвых
Но почему мы должны сосредоточиться на воскресении Иисуса (Иешуа)? Хотя Он не был первым человеком, воскресшим в Писании, воскресение Иисуса имеет уникальный статус и исполняет уникальное призвание.
«Он воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Коринфянам 15:20).
Другими словами, Иисус считается первенцем из тех, кто в конечном итоге воскреснет из мертвых.
Сколько воскресений упоминается в Библии?
Хотя, как мы уже упоминали, Он не был первым человеком, испытавшим жизнь после смерти, воскресение Иисуса является уникальным среди избранной группы людей, воскресших в Библии.
Некоторые истории воскресения, описанные в Ветхом Завете, произошли в прошлом. Некоторые из Нового Завета также уже произошли в прошлом. Но затем некоторые, упомянутые в Новом Завете, еще предстоят.
Сколько воскресений упоминается в Ветхом Завете?
- Пророк Илия воскрешает сына вдовы в 3 Царств 17:17-22
- Пророк Елисей воскрешает сына сонамитянки во 4 Царств 4:18-37
- Тело, брошенное в гробницу Елисея, воскресает во 4 Царств 13:20-21
Сколько воскресений уже произошло в Новом Завете?
- Иисус воскрешает дочь Иаира в Марка 5:41
- Иисус воскрешает юношу в Наине в Луки 7:14
- Иисус воскрешает Лазаря в Иоанна 11:38-44
- Безымянные верующие воскрешены из мертвых при смерти Иисуса в Матфея 27:52-53
- Бог воскрешает Иисуса из мертвых в Матфея 28:1-6
- Петр воскрешает Тавифу (т.е. Авву) в Деяниях 9:36-42
- Павел воскрешает Евтиха в Деяниях 20:7-12
Какие воскресения из Нового Завета еще предстоят?
- Восхищение или воскресение Церкви в 1 Фессалоникийцам 4:13-18 и 1 Коринфянам 15:23
- Воскресение двух свидетелей в Откровении 11:7
- Воскресение ветхозаветных святых в Откровении 20:4
- Воскресение нечестивых в Откровении 20:5
Иона и возрождение Израиля
Два «бонусных» воскресения в Библии, которые стоит рассмотреть, — это Иона и земля Израиля.
То, что Иона пробыл во чреве кита три дня, а затем вернулся на землю живых, может быть достаточным доказательством воскресения (Иона 1-2, Матфея 12:40-41). А возрождение Израиля как современной страны можно истолковать как своего рода воскресение после того, как земля была запустелой на поколения (Иезекииль 37:11-14).
Грех, смерть и воскресение
Необходимость воскресения возникает из-за того, что каждый человек подвержен смерти.
«Как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, но для ожидающих Его во спасение» (Евреям 9:27-28).
Согласно Новому Завету, «возмездие за грех — смерть», а в Торе мы видим, что возмездием за грех была смерть животного. Затем в Послании к Евреям мы знаем, что у нас есть Вечный Священник и кровная жертва Совершенного Агнца в образе Иешуа (Евреям 5:1-10).
В контексте воскресения в Библии, через писания Павла, мы знаем, что «умерший освободился от греха» (Римлянам 6:7) и «последний же враг истребится — смерть» (1 Коринфянам 15:26).
Это некоторые могущественные обещания, связанные с воскресением и свободой. Но как насчет воскресения во всей Библии и в Ветхом Завете? Как иудейское сообщество и иудаизм воспринимают воскресение?
Иудаизм и воскресение
Что говорит иудейская вера о воскресении? В целом, это составляющая вероучения, но обычный еврей не думает об этом регулярно. Не все евреи верят в рай, ад или воскресение мертвых.
Так было и во времена апостолов. Интересно, что в первом веке фарисеи верили в воскресение, а саддукеи — нет.
Но иногда то, чего не хватает учениям раввинов, может компенсировать литургическая молитва. Эти молитвы могут охватывать весь спектр еврейской мысли и практики.
Воскресение в еврейской литургии
Одна из центральных молитв иудейской веры — Амида. Эта молитва берет начало во времена Второго Храма. Амида означает «стояние». Соблюдающие евреи произносят эту молитву несколько раз в день, и она является ключевой частью их религиозной практики. Повторение помогает укрепить их позицию в том, что воскресение существует, что Бог управляет им, и это Его уникальная сила.
Молитва содержит 19 принципов, и она решительно утверждает концепцию власти Бога над жизнью и смертью, даже говоря: «Ты дарующий бессмертную жизнь Своею спасительной силой» и «Кто может сравниться с Тобой, о Владыка жизни и смерти, Источник искупления?»
Маймонид и 13 принципов веры
Один из великих мыслителей и раввинов иудаизма, известный как Маймонид или Рамбам, сформулировал 13 принципов иудейской веры, основанных на Торе. Он жил в эпоху Просвещения и ценил критическое мышление наряду с верой.
Последние два принципа его системы, в сжатом виде, гласят: «Я совершенно верю в пришествие Мессии; и хотя он может замедлить, тем не менее, я жду его пришествия каждый день» и «Я совершенно верю, что будет воскресение мертвых, когда это будет угодно Творцу, да будет благословенно Его Имя и превознесено вовеки».
Во многих отношениях эти два утверждения задают тон религиозной еврейской мысли о смерти и воскресении. Благодаря этим убеждениям, сегодня в Израиле медперсонал часто утешает тех, чьи близкие умерли, словами: «твой отец ушел, но ты увидишь его снова при воскресении». Они находят утешение в воскресении, как и верующие во Христа.
Мессианская эпоха и гора Елеонская
Большинство религиозных евреев верят, что в мессианскую эпоху произойдет массовое воскрешение мертвых. Это убеждение соответствует христианской вере в то, что второе пришествие Иисуса принесет массовое воскресение, когда Иешуа станет на горе Елеонской.
«И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу» (Захария 14:4)
Мессианский иудаизм и воскресение в Библии
Многим евреям трудно поверить, что Иешуа — Бог и Мессия, не говоря уже о том, что Он воскрес из мертвых. По этой причине мессианские евреи склонны рассматривать воскресение как десерт, а не основное блюдо, так сказать. Своего рода доказательной базой их апологетики становится Иешуа как окончательное исполнение мессианского пророчества. Но на самом деле есть место и для того, и для другого!
Тем не менее, без акцента на воскресении у нас нет реальной причины верить каким-либо пророчествам. Воскресение Иешуа должно быть фундаментальным.
Что сделало бы христианскую веру бессмысленной?
Писание ясно говорит, что воскресение должно быть главным фокусом и реальностью нашей веры. Рассмотрим эти два отрывка из 1 Коринфянам 15:
«Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если же мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще в грехах ваших» (ст. 12-14, выделение мое).
А затем в стихах 3-5, вероятно, приводится раннее мессианское исповедание веры. Воскресение было окончательным доказательством для ранней Церкви.
«Ибо я от самого начала передал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне остаются в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам» (ст. 3-7).
Выводы
Сегодня для нас, верующих, краеугольным камнем должно быть воскресение Иисуса, описанное в Библии. Это событие придает нашей жизни и вере опору и основание. Бог обратил смерть вспять, чтобы все, кто верит в Его Сына, обрели прощение грехов и вечную жизнь в Нем.
Поскольку воскресение произошло, мы должны жить в силе воскресения. Если этого не случилось, нам следовало бы искать другие источники радости, мира и целостности. Это означало бы, что Библия не является истинной или достойной доверия.
Предвосхищение окончательного воскресения начинается в Торе. С библейской и раввинской еврейской точки зрения ясно, что воскресение и бессмертие являются центральной частью веры.
Это должно еще больше ободрять нас, знающих полную историю. Мы имеем уверенность в воскресении. Мы знаем, что Иешуа — первенец из мертвых, и что мы — часть этого урожая. Между тем сила воскресения может действовать в нас, когда мы делимся этой надеждой, которую имеем.
Источник — firmisrael.org
Перевод — Игорь Падушин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Дорогие! Вы пишите: «Воскресение Иешуа должно быть фундаментальным». Но как оно может быть фундаментом нашей веры, если ни вы, ни я не были его очевидцами?!..
Далее вы правильно пишите: «Воскресение было окончательным доказательством для ранней Церкви». Так это потому, что они, как раз, были очевидцами!
Далее важный стих: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна...» Я это место разумею по-иному. На первый вгляд, воскресение здесь выступает фундаментом веры. Но не само по себе воскресение Иешуа. А то, что оно является полным подтвеждением истинности всего, чему учил Учитель. Ибо если бы Он не воскрес, то все было бы обманом, а Он — очередным лжемессией. Хотя для многих людей с чувствительной совестью достаточно было Его смерти, чтобы поверить в истинность Его слов:
46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.
48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
(Лук.23:46-48)
Фундаментом моей веры является моё личное воскресение=рождение свыше, в результате чего я имею общение с Отцом, Сыном и Святым Духом. Это есть жизнь вечная. И я верю словам Спасителя:
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
(Иоан.11:26)
Я верю, что рожденный свыше верующий не умирает; для него смерть — мгновение перехода к Отцу.
P.S. Это большая историческая ошибка: в какую эпоху Просвещения жил Маймонид?