Разрешает ли это галаха? Каково мнение религиозного общества? Почему харедимные раввины против? Не являются ли восхождения провокацией против мусульман? Не являются ли они нарушением статус-кво? Не лучше ли подход «не надо быть правым, надо быть умным»? Зачем переводить конфликт в религиозную область? Почему израильский светский истеблишмент против восхождений? Как дальше будут развиваться события?
Израильский истеблишмент – как светский, так и ультрарелигиозный – весьма встревожен и нервирован тем, что в религиозно-сионистском обществе активизируется движение за восхождение на Храмовую Гору и еврейской молитвы на ней.
В связи с этим несколько вопросов и ответов:
1. Разрешает ли галаха еврейское восхождение сегодня на Храмовую Гору?
Ответ. Прежде всего, галаха (и особенно такие сложные и неоднозначные вопросы в ней, как Храмовая Гора) не является абстрактной наукой типа математики. Галаха это ответ на вопрос: «Как правильно поступить в такой-то ситуации» – и она обязательно зависит от того, в какой, собственно, ситуации мы находимся! Поэтому на разных этапах развития еврейского народа и Государства Израиля – а вопрос Храмовой Горы это вопрос общенациональный, а не индивидуальный – ответ на вопрос о восхождении может быть разным.
Раньше абсолютное большинство раввинов это запрещало: одни – потому что считали, что еврейский народ не готов к этому, а другие – потому что глубоко не изучали этот вопрос, а запрещать всегда легче. За последние 20 лет ситуация изменилась: в еврейском народе проснулось стремление к Храмовой Горе, и галахические детали этого вопроса все больше изучаются и обсуждаются.
На сегодня среди харедимных (ультраортодоксальных) раввинов почти все продолжают запрещать (хотя многие харедим все равно поднимаются). Среди религиозно-сионистских раввинов все большая часть разрешает, и процент разрешающих растет. Однако они всегда подчеркивают, что восхождение возможно лишь при соблюдении положенных Торой правил восхождения на Храмовую Гору и нашем трепете по отношению к Святилищу. Это очень важно!
2. Какое мнение у религиозного общества в целом по этому вопросу?
Ответ. Раньше об этом практически не задумывались, привычно полагая, что это никому не нужно. Сегодня, в связи с арабской войной за Храмовую Гору, и особенно после террористического нападения на рава Йеуду Глика, который является одним из лидеров этого движения, все больше религиозных начало задумываться и изучать этот вопрос, что сильно увеличило поддержку восхождений на Храмовую Гору. Так что арабское нападение привело к противоположному эффекту.
3. Почему харедимные раввины так против восхождений на Храмовую Гору? Некоторые харедимные раввины даже приписывают все несчастья Израиля, от террора и до засухи-болезней-наводнений тому, что «сионистские безумцы смеют восходить на это святое место»!
Ответ. Точно по той же причине, по которой они выступали против создания Государства Израиля, поселенческой деятельности, службы в израильской армии и т.п. Все это (как и овладение Храмовой Горой) является общенациональными, а не индивидуальными заповедями, и такие заповеди они не ощущают. Их подход в религии остается галутным («главное – это учить Тору и соблюдать индивидуальные заповеди»), поэтому их Тора неадекватна для сегодняшнего уровня развития еврейского народа и Государства Израиля. Более того: восхождения на Храмовую Гору изменяют всю религиозную парадигму, и это развитие и продвижение иудаизма выбивает у них из-под ног главную опору – их представления о собственном монопольном праве на истолкование иудаизма, поэтому они так нервничают.
4. Не являются ли восхождения провокацией против арабов (и вообще мусульман)? Ведь это их раздражает и мешает миру!
Ответ. Если подходить с такими мерками, то самой главной провокацией надо назвать само существование Государства Израиль, уж оно-то раздражает арабов гораздо больше, чем проблема Храмовой Горы. Если мы боимся провоцировать арабов – при том, что мы всего лишь осуществляем базовое право всякого народа и религии посещать национально-религиозные святыни и молиться там, что есть одно из основных прав человека – то нам лучше разъехаться по Америкам и Европам и не провоцировать арабов самим нашим существованием.
А в рамках той «глобальной провокации», которой является само существование Израиля – нет смысла пытаться залезть в норку и думать, что если станем вести себя ниже травы и не будем восходить на Храмовую Гору, то арабы с нами помирятся.
Наоборот, чем более ясно мы будем предъявлять наши законные претензии на исторические и религиозные святыни, такие как пещера Махпела в Хевроне или Храмовая Гора, или могила Йосефа в Шхеме, или синагога «Шалом аль Исраэль» в Йерихоне, – тем лучше арабы будут к нам относиться.
Они прекрасно понимают, что тот, кто не ценит свою историю и свои национально-религиозные святыни – просто пришелец и оккупант здесь, и ему не место в этой стране. Поэтому, наоборот, именно из-за того, что мы стесняемся предъявить наши претензии, арабы и выступают против нас. А те из евреев, которые кричат, что «восхождение на Храмовую Гору это провокация», – именно они-то и провоцируют арабов выступать против этих восхождений, потому что арабы понимают, что их беспорядки уже получили в лице этих людей легитимацию.
Мы обязаны подчеркивать, что в данном случае речь идет о совершенно базовом праве представителей каждой религии молиться в месте своих национально-религиозных святынь. Это фундаментальное право человека, и препятствовать евреям в молитве на Храмовой Горе – это расистское преступление, которое не оправдывается никакими ссылками на возможные провокации.
5. Не являются ли эти восхождения нарушением статус-кво?
Ответ. Само создание Израиля было сильнейшим нарушением статус-кво на Ближнем Востоке, и те арабы, которые стремятся уничтожить Израиль – именно этот старый статус-кво стремятся восстановить. Если Израиль хочет жить, то он должен продвигаться – а любое продвижение это всегда нарушение статус-кво! А если мы остановимся, то упадем, и вот тогда нас действительно сомнут.
6. Даже на курсах вождения учат, что «не надо быть правым, надо быть умным». Не лучше ли этот подход?
Ответ. Отказ от наших национальных прав будет как раз глупым. Действительно, при движении автомобилей по дороге часто лучше уступить лихачу, чем пытаться доказывать свою правоту. Разница, однако, в том, что на дороге каждая машина заинтересована ехать вперед, поэтому если ты пропустишь неправильно движущуюся машину, то она уедет вперед и не будет тебе мешать – но в жизни Израиля ситуация совершенно другая! Цель арабов не в том, чтобы продвигаться самим вперед, но в том чтобы мешать нам – аналогично тому, как если на дороге ты пропустишь впереди себя машину бандитов, то они дальше просто заблокируют тебя и уничтожит. И в этом смысле, умный на шоссе уступит дорогу лихачу – но не бандитской машине. А поэтому разговоры «лучше быть умным, а не правым» здесь совершенно неприменимы. Умность состоит в том, чтобы именно требовать своих прав.
7. Да зачем нужен этот Ватикан! Мы должны вести разговор с арабами в светской области, а вы зазря переводите конфликт в религиозную область!
Ответ: Нужно быть страусом (или просто лжецом) чтобы не видеть, что конфликт давно уже находится в религиозной области. Совершенно неслучайно исламские движения подчеркивают, что они борются именно «за мечеть Аль-Акса и за святые места», а вовсе не оперируют светскими доводами. Потому что религия – это огромная сила, причем не только для религиозных, но и для «традиционалистов», и даже для многих «светских». Если мы, евреи, будем пренебрегать своей религиозной силой – то в этом конфликте у нас просто не будет сил победить.
Совершенно неслучайно, например, сегодня в израильской армии религиозные офицеры составляют около 30 %, а среди младших офицеров их давно уже больше половины – при том, что религиозные сионисты, из среды которых выходят эти офицеры, – это всего 15 % населения. Почему же такой непропорционально высокий процент религиозных офицеров? Потому что религия придает силы воевать и бороться.
При этом Храмовая Гора – это не только вопрос религии. Это величайшая национально-историческая святыня. Если мы отдаем ее, то почему бы нам вообще не отдать Иерусалим ровно под тем же предлогом «не обострять религиозных проблем»? И если речь идет только о светском выживании, то почему бы нам вообще не строить государство в Уганде или на Мадагаскаре? Вся концепция еврейского государства именно в Стране Израиля неизбежно завязана не только и на историю, но и на религию, эти вещи совершенно неразделимы.
8. Если все это так – то почему же в израильском светском истеблишменте столь многие против восхождений? Они ведь не дураки!
Ответ. Они совсем не дураки – просто они преследуют свои узко-корпоративные цели – остаться у власти. Сегодня у нас в израильском обществе и государстве происходит переход, аналогичный описанному в библейском рассказе переходу от царства Саула к царству Давида, когда происходит изменение цели существования государства, и концепция «государства-убежища», свойственная Саулу (и Герцлю) отодвигается и заменяется на концепцию «государства национального возрождения», свойственная Давиду (и поселенческому движению в Иудее и Самарии).
В сущности, весь смысл процесса Осло – это война Саула против Давида, которую Саул непременно проиграет, потому что, конфликтуя с Давидом, он проиграет войну против филистимлян (Подробнее об этом – в статье «На переломе Еврейского Государства»).
Вообще, как известно, для того чтобы понять сегодняшние израильские реалии, нужно читать Танах. Этапы развития Государства Израиль в точности повторяют переход сначала от Саула к Давиду, а потом, на следующем этапе, будет переход от Давида к Соломону.
И восхождение на Храмовую Гору – один из важнейших рычагов этого перехода. Внимание к Храмовой Горе сдвигает все направление развития Государства Израиль. Мы ощущаем, что наша цель – не только физическое выживание, но связь с нашей историей, религией, с самим смыслом того, что еврейский народ должен жить в Стране Израиля – и что это необходимо для продвижения всего человечества, а не только еврейского народа. Обретая Храмовую Гору, Государство Израиль обретает новый смысл своего существования – и соответственно новые силы для победы.
9. Как дальше будут развиваться события?
Ответ: Храмовая Гора обладает такой энергией, что стремление к ней не остановить. Точно так же, как не остановить поселенческое движение в Иудее и Самарии и его расширение, несмотря даже на чудовищный договор Осло и все попытки левых этому движению помешать.
Более того, понятно, что именно Храмовая Гора будет той архимедовой точкой опоры, на основе которой будет происходить разворот Израиля в переходе к следующему этапу развития государства. Хотя некоторые светские идеологи с пренебрежением относятся к исторически-религиозному аспекту нашей жизни – народ его чувствует.
И именно поэтому восхождения на Храмовую Гору станут рычагом дальнейшего развития Израиля.
Последнее: 01.01. Спасибо!
Почему харедимные раввины так против восхождений на Храмовую Гору? — ответ давал и комментировал человек, который даже толком не узнал мнение этих раввинов по этому поводу...
У них есть обоснованное мнение. Проблема иудеев в том, что они не принимают Жертву Йешуа, а Храма сегодня нет... Поэтому раввины объясняют свою позицию так — на Храмовую гору не может подниматься тот, кто ритуально нечист. А мы все ритуально нечисты, ведь каждый был когда-то на кладбище или с умершим под одной крышей. Очиститься от этого можно только пеплом красной коровы, которого пока нет. А до этого по закону Торы входить туда нельзя. Так считает подавляющее большинство раввинов. А вступить на запрещенное место означает навлечь на себя страшное наказание — карет — отсечение души.