Христианство вымирает?

Христианство вымирает?

Amaury Laporte / Empty Church

Христианство вымирает – по крайней мере, об этом пишут основные источники СМИ.

Ссылаясь на исследования “Pew Center”, почти все социологи заявляют, что количество американцев, называющих себя христианами, снизилось до критической точки и продолжает уменьшаться. Для Америки, возможно, это плохая новость – но не для Церкви.

Ведущий редактор этого отчета сказал в интервью для “Нью-Йорк Таймс”, что секуляризация (речь идет в основном о так называемых «никто» и тех, кто не причисляет себя ни к какой религии) в США не ограничивается “продвинутым” Северо-востоком и северо-западным побережьем Тихого Океана. “Ослабление христианства наблюдается во всех местах, включая Библейский Пояс”, – отмечает он.

Именно об этом многие из нас твердят уже не один год. Библейский Пояс серьезно “потрепан”. А я скажу так: путь он вообще порвется. Это не нормально, когда людям, чтобы их считали “нормальными”, нужно было называть себя христианами – особенно это касается Юга и некоторых частей Среднего Запада. Таковы пережитки 20-го столетия. В период Холодной Войны отождествление себя с христианством требовалось для того, чтобы вас не считали атеистом-коммунистом. Нередко люди посещали церкви из страха разрушить имидж хорошего родителя, соседа и вообще нормального человека. В те времена открытое признание себя атеистом требовало немало мужества, поскольку грозило социальной маргинализацией. Увеличение масштабов секуляризации (и индивидуализма) означает, что эти времена уходят в прошлое – и слава Богу!

Повторюсь, такое положение вещей, конечно же, является негативным для социального контекста США. Однако следует учитывать всю реальность. Например, в 40-х годах в зоне Библейского Пояса многие верующие не разводились не потому, что желали сохранить брак и были послушны соответственным повелениям Иисуса, а просто потому, что не хотели оказаться в обществе маргинальным элементом. Таким образом, их “традиционные семейные ценности” исходили из той же мотивации, которой руководствовались когда-то отвергающие Христа религиозные лидеры – из страха “быть отлученными от синагоги”. Да, дети могли расти в полноценных семьях, но это трудно назвать духовным подъемом.

Секуляризация Америки означает, что теперь осталось намного меньше анонимных атеистов. Те, кто не веруют, могут спокойно об этом сказать – и это не помешает им жениться (выйти замуж), быть членом родительского комитета в школе. Они сохранят свое рабочее место и даже могут сделать карьеру.

Секуляризация – это действительно хорошая новость в том смысле, что наносит удар по тому “христианству”, которое Грешам Мачин справедливо назвал “либеральным”, и которое является всего лишь “средством достижения благих целей” – пусть даже речь идет о “традиционных семейных ценностях”.  Такой вид “христианства” является совершенно иной религией, полностью  отличающейся от христианства апостольских времен.

Кто-то может возразить, что признаки вымирания христианства (точнее “самопровозглашенного христианства”) свидетельствуют о том, что церковь должна избавиться от “ненужного балласта” – некоторых своих непопулярных учений. И в наши дни такие непопулярные учения касаются больше всего “тазовой сферы” (пол, секс). Однако, во-первых, даже если бы это и было ключом к  “успеху”, мы не стали бы этого делать. Христианство – не политическая партия, зависящая от хитроумных технологий влияния на массы. Мы не изобретали Евангелие – мы получили его от Самого Бога (Гал. 1:11-12). Во-вторых, подобные попытки (избавление от “ненужного балласта”) не приводят к “успеху” – даже к такому, каким его определяют социологи.

Исследования “Pew” показывают, что даже главные, исторические деноминации, которые приняли Сексуальную революцию, продолжают нести серьезные потери, в то время как евангельские церкви (что поразительно) сохраняют стабильность – и это несмотря на многие противодействия со всех сторон. Почему так происходит?

Мы получили ответ на это еще 100 лет назад, и ответ этот возвращает нас к событиям 2000-летней давности. Три поколения назад тех христиан, которые верили в непорочное зачатия Христа, предупреждали, что “такое христианство” оттолкнет их детей, что нужно отказаться от этой доктрины.  “Если не хотите потерять своих детей и влиять на новое поколение, – утверждали доброжелатели, – вы должны сделать христианство уместным, а это означает отказ от чудес, от всего того, что противоречит современной науке”. Однако те  церкви, которые пошли этим путем, не просто умирают – они УЖЕ мертвы. Их “редкие трупики”, разбросанные то тут, то там, поддерживают ностальгически настроенные старички.

Люди, которым не нужно христианство, не захотят и “почти христианства”. Почти-христианство в исторических церквях чем-то похоже на молящегося Нельсона Рокфеллера или Че Гевару. А почти-христианство в Библейском Поясе является такой себе “Бог-и-страна” гражданской религией, в которой культурный консерватизм ценится больше, чем верность библейскому богословию. Как бы то ни было, христианство, которое лишь отражает культуру (в любом ее виде), существует лишь столько, сколько оно надобно культуре. Такое христианство по своей сути является идолопоклонническим. Люди отворачиваются от своих идолов, когда те перестают посылать им дождь.

Итак, христианство перестает быть “нормальным явлением” в нашей культуре – и это хорошая новость. Книга Деяния Апостолов (как и Евангелия) показывает, что христианство тогда процветает, когда оно, по выражению Кьеркегора, “шествует со знаменем протеста”. Только “странное” (для неверующих) Евангелие будет отличаться от всех миров, созидаемых людьми. Однако это “безумное Евангелие” является единственным инструментом, который Бог использует для спасения людей и духовного оживления церквей (1 Кор. 1:20-22).

Не думайте, что в Америке стало больше атеистов – стало больше ЧЕСТНЫХ атеистов. И, опять-таки, это хорошая новость. Евангелие предназначено для грешников, а не для праведников. Намного проще делиться Благой Вестью с явными погибающими людьми, чем с “типа спасенными”. И у этих честных атеистов такие же проблемы, как и у любого грешника – обремененная совесть, угроза Божьего суда. Поэтому наше призвание – нести им Евангелие.

Нам не нужно просто “культурное христианство”. Оно отправится в ад также быстро, как и Гоморра. Раннее христианство, взлелеянное во враждебном контексте Римской империи, не было “культурным”. Греко-римская культура отвергала идею распятого и воскресшего Мессии. Поэтому, со времен Нерона мы, христиане, находимся с этим миром на разных сторонах баррикады. Однако это не помешало  ранней Церкви перевернуть вверх дном весь цивилизованный мир.

У христианства славное будущее. И я знаю это не из результатов опросов и социальных исследований, а из Слова Того, Кто когда-то давно в Кесарии Филипповой дал обетование, что врата ада не одолеют Церковь. Поэтому ад не стал сильнее. Свет Божий достаточно силен, чтобы рассеять мрак любого “иного евангелия” – даже так называемого “евангелия” тех, кто называют себя “никто”.

Голос Истины по материалам блога Russell Moore

 

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!