В период между 1267 и 1349 годами некто по имени Самуэль бар Зелиг нацарапал свое имя на биме (возвышении, с которого читают Тору) старой кельнской синагоги. «Вероятно, это был ребенок, который скучал во время занятий в местной школе», — полагает сотрудник археологического управления кельнской мэрии Михаэль Виэн.
В Средние века и в более позднюю эпоху в синагогах часто размещались хедеры и иешивы, в которых подростки изучали Тору и Талмуд. Очевидно, Самуэль, будучи учеником одной из таких школ, хотел оставить упоминание о себе сродни современному «Здесь был я».
Археологи, ведущие раскопки в центре Кельна, на месте, где когда-то стояла древняя синагога, обнаружили не только эту старинную надпись, но и множество других интересных артефактов. Вскоре их смогут увидеть посетители Кельнского еврейского музея, обещающего стать самым интересным среди подобных учреждений в Европе.
Всего было обнаружено около 700 фрагментов здания синагоги и ее внутреннего убранства, благодаря чему археологам удалось реконструировать биму. Она была создана в конце XIII века рабочими из Франции, приглашенными на строительство знаменитого Кельнского собора. Весьма ценными артефактами являются черепки с нацарапанными на них надписями — исследователи предполагают, что это старейшие надписи на камне, сделанные на языке идиш. «Эти черепки служили местным евреям в качестве материала для записей. С их помощью дети учились писать, также они использовались для заметок делового характера», — отмечает Михаэль Виэн.
Документально подтверждено, что еврейская община Кельна — старейшая в Северной Европе. Евреи поселились в Кельне, по-видимому, задолго до того, как христианство стало господствующей религией Римской империи. Первые официальные документы о евреях Кельна — декреты императора Константина от 321 и 331 годов, облагавшие их тяжелыми податями. Расположение еврейского квартала хорошо известно по средневековым документам, хранившимся в городском архиве. Еще в 1956 году в ходе раскопок в центре Кельна была найдена прекрасно сохранившаяся древняя миква.
Фундаменты домов, обнаруженные археологами в начале нынешнего века, принадлежали семьям потомственных ювелиров, о чем свидетельствуют как исторические документы, так и некоторые находки. В 2006 году городской совет Кельна принял решение о создании в центре города археологической зоны «Еврейский квартал» и строительстве рядом с ней здания нового Еврейского музея. Эта идея пришлась по душе далеко не всем в городском истеблишменте. Многие политики правого толка заявили, что столь масштабный и затратный проект, призванный увековечить многовековую историю кельнской еврейской общины, городу просто не нужен.
В 2009 году решение о строительстве музея было пересмотрено: постановили ограничиться только археологической зоной с элементами экспозиции, которая «будет рассказывать двухтысячелетнюю историю еврейства в Кельне». Еще два года спустя городской совет решил вернуться к идее строительства музея: в его здании решено было разместить ресторан и магазин предметов иудаики, которые могли бы вывести проект на самоокупаемость.
Пока неизвестно, когда музей откроется для широкой публики. В мэрии полагают, что процесс подготовки займет еще несколько лет. Процесс раскопок сопровождается постоянными скандалами и дискуссиями в местной прессе. Так, в начале апреля 2013 года разразился скандал, связанный со статьей в израильской газете Haaretz, где цитировались слова руководителя раскопок Свена Шютте, заявившего, что задержки в создании Еврейского музея «связаны с латентным антисемитизмом кельнцев». По словам археолога, затраты на раскопки и строительство совершенно необременительны для городского бюджета, ведь «возведение одной станции скоростного трамвая обходится дороже».
Шютте поспешил заверить, что ничего подобного не говорил и его слова были вырваны из контекста. Тем не менее он был отстранен от занимаемой должности, было начато административное расследование. Бургомистр Кельна Юрген Ротерс заявил, что высоко ценит проект, имеющий международное значение, и сделает все, чтобы обеспечить его скорейшее воплощение в жизнь, несмотря на затраты.
«Действительно, в условиях, когда городская экономика переживает не лучшие времена, многие местные политики выступают против столь масштабного проекта, — отметил в интервью The Times of Israel сопредседатель кельнской еврейской общины (насчитывающей около 5000 членов) Абрахам Лерер. — Но можно ли всех, кто критикует данный проект, обвинять в антисемитизме? Думаю, что нет. Скорее здесь можно говорить о позиции “своя рубашка ближе к телу”: в первую очередь развитие городской инфраструктуры, а уж потом культурные проекты, имеющие международное значение. И я хочу подчеркнуть, что этот музей в первую очередь нужен туристической индустрии, а не еврейской общине».
Если археологи смогут реализовать свою идею в первоначальном виде, музей станет важнейшей достопримечательностью для туристов, интересующихся еврейской историей считает Лерер. Поскольку это не очередной музей Холокоста (подобно Еврейскому музею Берлина), он сможет привлечь внимание тех, кто интересуется ранней историей ашкеназских общин.
Окончания строительства придется ждать еще как минимум несколько лет, однако долгострои, похоже, являются в Кельне городской традицией: знаменитый Кельнский собор, как известно, возводился более семи веков. Да и достроен-то он был, как язвят кельнские остряки, «лишь благодаря тому, что пришли пруссаки и навели порядок».
Материал подготовил Роберт Берг
Последнее: 26.07. Спасибо!