«Грехи, запрещённые десятой заповедью: быть недовольными нашим собственным состоянием, завидовать благу ближнего и огорчаться из-за его блага, включая все недостойные побуждения или желания в отношении всего того, что принадлежит ему» (Вестминстерский Катехизис)
Определение завистливого желания
Мы часто думаем, что завистливое желание — это когда мы просто хотим иметь что-то, что есть у кого-то другого, но это не совсем так. Вестминстерский Катехизис показывает, что это также включает в себя недостаток удовлетворённости нашей собственной ситуацией и неприятное отношение к уделу других людей, которым у нас есть искушение завидовать.
Известные примеры людей с неправильным желанием — это Ева, Ахан и Давид. Каждый из них хотел того, что не принадлежало им: чего-то, что очевидно выходило за рамки данных им Богом полномочий. Ева могла есть любой плод с любого дерева... кроме того самого. Ахан очевидным образом презрел приказы не брать себе никаких вражеских трофеев и всё равно набрал тонну вещей. А у царя Давида было множество женщин, доступных ему, но он решил, что ему нужен секс с женой кого-то другого, вопреки ясному Божьему запрету на поступки такого рода. И все эти запреты, как позднее они узнали, имели очень вескую причину.
Находились ли эти люди в нужде? Нет. Они просто хотели того, о чём Бог сказал «Нет». Это было за пределами разрешённых для них границ. Вот определение зависти в том виде, как я это понимаю: не быть удовлетворённым Божьими границами и уделом для нас и избрать непокорно пересечь границы и взять то, что Бог НЕ даёт.
Когда желать чего-то является нормальным
Иногда люди путают желание чего-то или очень сильное желание иметь что-то с неправильным пожеланием. Я хочу сказать, что это ошибка, и вот почему: есть четыре еврейских (коренных) слова, которые могут быть переведены как (неправильное) «пожелание»:
חמד — хамад — Это слово говорит о том, чтобы найти что-то приятное и желать этого
אוה — ава — Это слово означает сильное желание, вожделение
קנא — канна — Это слово говорит о ревности
בצע — бэца — Это слово говорит о преследовании (неправедной) наживы
И вот самое неожиданное: Бог делает все эти вещи, за исключением стремления к неправедной наживе. Он считает Иерусалим желанным (נחמד — Псалом 67:17, это же самое слово используется, когда Ева увидела, что дерево вожделенно), Бог испытывает страстное желание к Своей невесте, Своему народу и Своему городу (אוה — Псалом 44:12, Псалом 131:13-14), и Он описывает Себя как ревностного Бога, (אל קנא) когда Он даёт десять заповедей. Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть чего-то, наслаждаться чем-то или даже страстно желать чего-то... даже если это есть у кого-то другого (отличная работа, внуки, хороший дом, высокая квалификация), до тех пор, пока Божьим желанием является дать это вам.
Вот ключевая разница между ревностью и завистью: ревность — это рвение о чём-то, что по праву принадлежит вам, а зависть — это желание чего-то, что не принадлежит вам по праву. Бог испытывает ревность в отношении нас и нашей любви, так как мы по праву принадлежим Ему: наша любовь должна обращаться к Нему, а не куда-то ещё.
Подобным образом, язычников увещевают «возбудить в Израиле ревность» по их [язычников] наслаждению взаимоотношениями с Богом Израиля и Его Словом, которые [взаимоотношения] по праву принадлежат Израилю и были даны Израилю первому. Они должны ревновать! Ревность может быть очень хорошим делом. Но зависть — это желание чего-то, что не ваше, и что Бог не разрешил вам иметь.
Некоторые говорят, что лучшей защитой от неправильных желаний является не желать иного положения, чем то, в котором вы уже находитесь. И хотя верно, что есть духовный секрет в том, чтобы найти довольство, однако не всё недовольство является неправильным.
Держась за то, что Бог пообещал
А что, если Бог вдохновил вас желать иного положения, чем то, в котором вы сейчас находитесь? Что, если Он возбудил Своими обетованиями жажду и желание к тому хорошему, которое должно прийти? Я думаю об Израильтянах, ходивших кругами по пустыне, которые прекрасно при этом знали, что точкой их назначения являлась эта Обетованная Земля, текущая молоком и мёдом. Разве не должны они были желать ничего, кроме бесконечных пустынных пейзажей? Нужно ли им было убить надежду или мечты о жизни в своей собственной стране? Если они не должны были желать нового положения, зачем тогда вообще Бог рассказал им (терзая их!) об этом в таких красочных деталях?
Ибо Адонай, Бог твой, ведёт тебя в хорошую землю — в землю потоков вод, источников и истоков рек, вытекающих в долинах и холмах, в землю пшеницы и ячменя, виноградных лоз, смоковниц и гранатовых деревьев, в землю оливкового масла и мёда, в землю, где ты будешь есть хлеб без нищеты, где ты ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, чьи камни — железо, и из холмов которой ты можешь добывать медь. Так что ты будешь есть и насыщаться, и ты благословишь Адоная, Бога твоего, за хорошую землю, которую Он дал тебе. (Второзаконие, 8:7-10, дословный перевод с английского перевода TLV)
ВОЗМОЖНО, просто возможно, они должны были желать этого положения.
И возможно, просто возможно, мы находимся в подобном затруднении.
Рэнди Элкорн начинает свою книгу «Небеса» со слов о том, что многие христиане отбрасывают мысли о небесах, говоря, что мы не можем себе их представить, и что мы и не должны этого делать. Но он спрашивает: действительно ли это так? Элкорн выдвигает мысль, что, возможно, Бог дал нам так много информации о грядущей славе, подобно тому, как Он описал Обетованную Землю Израильтянам, именно потому, что Он приглашает нас воображать, мечтать и желать этого положения.
Всё творение воздыхает, стремится к искуплению, жаждет его, и мы являемся частью этого творения. Мы должны знать, что жизнь может быть намного лучше, чем эта. Элкорн предполагает, что Бог оставил дверь на небеса слегка приоткрытой, чтобы мы могли заглянуть в неё и почувствовать вкус того, что нас ожидает. Надежда на грядущее великое благо придаёт нам смелости преодолевать трудности жизни, которая часто может казаться монотонной, тяжёлой и болезненной. Мы можем знать, что это не всегда будет так. Мы должны восхищаться и знать, что мы можем ожидать чего-то совершенно чудесного!
Ожидая Божьих даров вместо того, чтобы хвататься за них преждевременно
И это подводит меня к моей следующей мысли: Как Израильтяне ДОЛЖНЫ были вести себя в пустыне, оказавшись зажатыми между реальностью жизни в пустыне и ожиданием Обетованной Земли? Мы знаем, что их постоянные жалобы, сомнение и ропот были неугодны Богу и привели их прямо к идолопоклонничеству. По крайней мере, мы знаем, чего избегать! Жалобы недопустимы. Но жизнь для них была тяжёлой. Как они должны были справляться с трудностями, недостатком и полной монотонностью повседневной рутины? Хорошим советом для Израильтян было бы радоваться тем чудесам, которые у них были.
Манна могла наскучить, но это же бесплатная еда! С неба! Каждый день! Они могли скитаться десятилетиями, но их обувь и одежда не изнашивались! Ещё одно бесплатное чудо! Они на самом деле видели и переживали Божье присутствие рядом с собой — каждый день! Они были защищены ото всех, кто хотел уничтожить их. В пустыне было нелегко, и сорок лет — это также не короткий промежуток времени. Но по сравнению со временем многих поколений, которые смогли жить в Обетованной Земле и наслаждаться ею, это в самом деле был короткий срок. Бог был верен Своему обетованию, и они со временем пришли в Израиль, который был точно таким, как в рекламе.
Какие вещи Бог поместил в вашу жизнь, чтобы помочь вам пройти через полную вызовов территорию этой жизни прежде, чем достичь славной точки назначения? Сосредотачиваетесь ли вы на этих вещах, или же на тех вещах, которых вам не хватает? Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть хороших вещей, которые Бог обеспечил, как здесь, так и в вечности: мы всегда можем представлять наши нужды и желания Богу. Но способность быть благодарным и радоваться, даже в пустыне, когда мы идём к тому благу, которое придёт — это секрет удовлетворённости. Будьте довольны тем, что у вас есть, и ожидайте увидеть, что Господь даст вам!
Источник — oneforisrael.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!