Можно ли христианину, не еврею, ходить в синагогу?


Можно ли христианину, не еврею, ходить в синагогу? (Андрей)

Можно ли христианину, не еврею, ходить в синагогу?

Можно ли христианину, не еврею, ходить в синагогу?

Отвечает Михаил, раввин мессианской общины Винницы:

Шалом, Андрей.

Хотелось бы понять, что именно Вас интересует:

1. Можно ли ходить христианину в синагогу, с точки зрения правил христианского приличия? Т.е., не будет ли это грехом?
2. Можно ли ходить христианину в синагогу, с точки зрения представителей ортодоксального иудаизма, или, разрешат ли христианину туда войти?
3. Полезно ли христианину ходить в синагогу, будет ли это для него назидательно?
4. Можно ли христианину ходить в синагогу, чтобы проповедовать там евангелие?

По порядку.

1. Вот, например, что говорит по этому поводу известный московский священник, протоирей Олег Стеняев: «Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать их поучения, читать их книги.»  А вот и кое-что из Апостольских правил:

«70. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или принимает от них дары праздников их, как-то: опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен.

71. Если какой христианин принесет елей в капище языческое или в синагогу иудейскую, в их праздники, или зажжет свечу: да будет отлучен от общения церковного.»

Более того, кроме посещения синагог и празднования еврейских праздников (что имеется в виду, библейские праздники Израиля?),  постановлениями церковных соборов запрещается, также,лечится у еврейских врачей и, даже, мыться с евреями в бане. Вот, в частности, 11-е правило Трулльского («Пятошестого», 691 — 692 г.) Вселенского Собора:

«11. Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.»

Заодно, правилами этого собора, как пережитки язычества, запрещались, гадания, карнавалы ряженых, и даже ученые медведи. Позже фраза «обвиняемый был замечен принимающим баню» стала обычной в отчетах инквизиции, как несомненное доказательство ереси.

Формально и сегодня любой православный может быть отлучен от Церкви за совместный поход в баню с евреем. По признанию сотрудника отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата священника Всеволода Чаплина, «церковь испытывает большие затруднения в связи с тем, что наше каноническое право сегодня не всегда можно применять буквально. Иначе всех нужно отлучить от Церкви. Если православный ходит в баню, то он должен следить за тем, нет ли рядом еврея. Ведь по каноническим правилам православному нельзя мыться в бане с евреем».

Так что, если в своем христианстве человек руководствуется вышеперечисленными постановлениями, то ему категорически не рекомендуется заходить в синагогу. Если же заглянуть в Библию, то можно увидеть, что такие новозаветние личности, как Павел и соратники, например, ничего греховного в том, чтобы заходить в синагогу, не находили. Более того, приходя в разные города неизвестной им, языческой Европы, они первым делом искали синагогу и служили какое-то время именно там:

1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.

2 Павел, по своему обыкновению (!), вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, (Деян. 17:1,2)

В той же главе:

16 В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов.

17 Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими [Бога], и ежедневно на площади со встречающимися.

Далее по тексту:

1 После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф;…

4 Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. (Деян. 18:1,4)

Сравните, Андрей, эти места из Писания с тем, что написано в т.н. Апостольских правилах, и выбирайте, что Вам ближе.

Вообще, идея запретить верующим заходить в синагоги, появилась по причине того, что, бывало, многих неукрепленных, необученных в церкви верующих, проповеди раввинов отваживали от посещений церковных храмов и разубеждали в божественности личности Машиаха Иешуа. Необразованные, иногда даже не умеющие читать, священники, зачастую, просто бледно выглядели на фоне хорошо подкованных в своем деле синагогальных проповедников. Ничего лучше, чем запретить, под страхом отлучения и проклятия, нееврейским верующим (как правило, номинальным христианам из простолюдинов, хотя среди них иногда находились и высокопоставленные личности – например,  духовник одного из вестготских королей Испании) заходить в синагоги, авторы подобных постановлений не нашли.

2. Насколько мне известно,  не существует никаких препятствий для того, чтобы нееврей смог зайти в синагогу. Единственное, о чем могут попросить при входе, так это чтобы человек одел на голову кипу, которую могут тут же предложить. Но, вместо нее подойдет и любой другой головной убор, шапка или бейсболка.

3. Полезно ли христианину нееврею ходить в синагогу? Ну, если кому-то будет интересно послушать  чтение из Писаний на непонятном для него языке, то можно походить и послушать. Большинство евреев, кстати, во время синагогальных служений по субботам, проводящихся на территории бывшего СССР, тоже не понимают, о чем идет речь, так как не знают иврит. Во многих синагогах служения проводятся сейчас крайне нерегулярно, из-за отстутствия миньяна, т.е., минимально необходимого количества евреев-мужчин в 10 человек.

4. Если речь идет о положении дел на территории бывшего Советского Союза, то синагога, на сегодняшний день, не является лучшим местом для проповеди евангелия. Хотя бы потому, что иногда там сложно вообще кого-то найти даже в шаббат.

Бывает так, что христианин нееврей находит для себя в Писаниях Божий призыв свидетельствовать евреям о спасении через Иешуа Мессию.  Далее, он видит в Библии, как тот же рабби Шауль (ап.Павел) регулярно проповедовал в синагогах и очень в этом преуспел. Какое решение может созреть в голове у такого верующего христианина-нееврея? Правильно, идти в синагогу и спасать Израиль.  Но, вот в чем разница между ситуацией в синагоге времен ап. Павла и положением дел там в наше время:

а) В первом веке синагоги были регулярно заполнены евреями, знающими Тору и пророчества. Слово Павла падало на благодатную почву, если кто-то из слушающих хотел действительно разобраться;

б) Сейчас же люди, приходящие на собрания в синагогу, могут даже не верить в Бога, не говоря уже о хоть каком-то знании Священного Писания. Более того, мне сложно понять, как нееврей может получить слово в синагоге, во время собрания там, чтобы проповедовать евангелие? Разве что, пытаться говорить без разрешения, что будет продолжаться не долго, и, скорее всего, приведет к результатам, прямо противоположным от ожидаемых.

Подавляющая масса евреев на нашей территории сейчас находится вне синагоги. И если у христианина нееврея есть желание засвидетельствовать еврею о спасении, ему сейчас совсем не обязательно начинать это делать в синагоге. Скорее, наоборот.

Подписаться на ieshua.org: 


Комментариев - 13

  1. Большинство евреев не интересует ни синагога, ни церковь. А вот мир очень даже интересует.

  2. олег:

    После прочитанного слаживается впечатление, что евреи Украины и околиц куда то эмигрировали вот только куда наверное знает многоуважаемый раввин Михаил. Скажу за себя, я христианин посещаю синагогу по воскресеньям в это время в синагоге проходят уроки по изучению Торы в нашей группе около 30 человек, еще параллельно с нами в синагоге занимается 4 — 5 групп. На эти уроки хожу только исключительно с целью свидетельства. самое странное, что ни мне, ни кому либо другому в синагоге не мешают публично аргументировано выражать свое мнение. Так, что я не вижу разницы между временами в которые жил рабби Шауль (ап.Павел) и нашими временами .

  3. Михаил:

    Не совсем понятно, уважаемый Олег, на основании каких слов из моего ответа у Вас складывается впечатление, что евреи Украины эмигрировали. Другое дело, что они, продолжая жить в Украине, в основной массе своей, не просто не посещают синагогу, а, вообще, не верят в Бога. Говорю это, потому что не понаслышке знаком с предметом. Вопрос к Вам, Олег: а в каком городе находится такое замечательное еврейское общение в синагоге, где есть несколько таких больших групп (как для синагоги) евреев, изучающих Тору, и где христианину дают свидетельствовать о Йешуа? И какого направления иудаизма данная синагога?

  4. Сергей:

    Хм… а я думал, что христианам прямо на входе в синагогу голову отрезают как язычникам (шутка. хотя это не шутка, это политика современных СМИ).

    Представил себе — старые бабки в православном храме в бейсболках :D

    Спасибо за познавательный ответ. Вот так рушатся стереотипы.

  5. Aleks:

    Рави, спасибо за полный ответ, можно будет с Вами встретиться в Виннице???

    • Михаил:

      Конечно, можно. Приходите к нам на шаббат. Время и место узнаете в разделе «Общины».

  6. ксения:

    То есть, даже если я христианка, то меня не погонят из синагоги ( новосибирской)? Просто недавно узнала, что моя прабабка по материнской линии еврейка.Заинтересовала культура.

    • Дмитрий:

      Конечно не прогонят..Вообще обрадуются что пришла, т.к. по еврейским законам Вы еврейка..Еврейство передается по материнской линии.

  7. всеволод пирогов:

    «Апостольские правила……запрещают православному христианину посещать синагоги,………
    слушать их поучения, читать их книги.»
    Как так? Как понимать? Ведь Библия есть Святое Писание их, евреев!
    Чудны дела Твои, Боже! Прости нас неразумных !

  8. михаил:

    Мир на вас. Я-еврей, который к своему огромному сожалению не может документально подтвердить свое еврейство. Еврейская община и хесед ошер соглашаются помочь мне с получением документальных подтверждений из Ленинграда, но! только после того, как будет подтверждено, что я-еврей. :-) Когда я написал запрос можно ли христианину ходить в синагогу, то сразу представил, что он может быть понят тремя способами. Вы ответили на все три- первые, т.к. четвертый, это,по сути, вариант третьего. Меня интересовали именно правила синагоги по этому вопросу. Спасибо.

  9. Лилия:

    То есть я тоже могу зайти в синагогу без проблем? У меня папа еврей и вся его родня евреи, я родилась в Иерусалиме, потом приехали в Казахстан, после переезда я никуда не ходила, но я христианка

  10. Игорь:

    Всем добра и хороших людей рядом! Поделитесь опытом, кто в теме, пожалуйста. Где в Москве и в Салониках можно посетить хороший кошерный ресторан с правильными традициями кашрута?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>