Межконфессиональная Конференция «Для свободы нас освободил Господь», г.Винница, 26 мая 2012 года, служение первое
Cпикер – раввин Борис Грисенко
Я хочу прочесть из 61-го Псалма 2-й и 3-й стихи: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более».
6-й стих: «Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя».
В еврейском оригинале сказано не «успокаивается», а «молчит». «Только к Богу молчит душа моя». Очень важно иногда тренироваться в молчании к Господу, в молчании к Его присутствию. И если в старозаветние времена такие Божьи дети и слуги, как Давид, знали вкус молчания в Духе Божьем, то тем более нам нужно распробовать это благодатное молчание.
Господь дал нам различные формы выражения наших чувств и переживаний: возможность кричать к Нему, кричать к Его Духу; способность плакать перед Его лицом, смеяться в Духе Святом, танцевать и прыгать, скакать, как сказано в Евангелии; Он дал нам возможность быть на коленях перед Ним и простираться ниц перед Ним, петь на разные лады, и…молчать – молчать к Господу…
Настоящий ответ на веру и ожидание приходит от Господа.
…Я позволил себе немножечко помолчать. Потому что, на самом деле, настоящий ответ на наши ожидания приходит не от человека. Настоящий ответ приходит только от Бога. Истинный ответ мы можем получить только от Бога.
Когда через человека действует Святой Дух, это бывает опасно для самого человека. Потому что такой человек может подумать о себе, что он сделан из другого материла, нежели остальные. И он может начать возвышаться над другими людьми, даже если он искренний верующий. Он, вроде бы, мозгами помнит, что настоящий ответ приходит не от него, но душа начинает увлекаться за неправильным отношением людей, принимающих благодать его служения. Мы знаем много тому примеров. Мне очень не хотелось (и не хочется) попадать в такую же ловушку. Поэтому для меня важно, чтобы лучше люди разочаровались во мне, чем были мною очарованы.
Иногда действительно стоит просто помолчать и предоставить Духу Святому возможность действовать помимо тебя. Так легко сконцентрировать внимание людей на тебе самом, показать людям, что ты – центр служения. Люди будут идти на тебя, и Бог потерпит какое-то время, а потом… начнет с этим разбираться.
Примеры разочарования библейских героев.
Каждого из Божьих героев, практически каждого, которых мы видим в Библии, Бог подводил на каком-то этапе к сильнейшему разочарованию в себе, к такому моменту, когда Божьи герои понимали, что никакие они не герои, а слабые, в чем-то даже потерянные, люди, которые не знают, почему произошло то, что произошло, не знают, как дальше идти.
Даже отец нашей веры – Авраам, долгие годы был в разочаровании, потому что главные обетования его не исполнялись, не исполнились, и не исполняются. А какие были два главных обетования? – Обетованный сын и обетованная земля – ни того, ни другого не было!
То, что предшествовало первой Пятидесятнице, первому Шавуоту, и то, что предшествовало первому Новозаветному Шавуоту, было связано с глубоким разочарованием тех главных служителей, тех главных каналов Божьей благодати, которых Бог избрал как раз и стать таковыми.
Мы все знаем о разочаровании Моше (Моисея), глубочайшем разочаровании, перешедшем в страх, отчаяние и бегство. И Богу понадобилось 40 лет для того, чтобы переплавить его человеческое разочарование, его человеческое отчаяние, его человеческий страх – в святое отчаяние и страх Божий. 40 лет в пустыне до того, как он провел следующие 40 лет в другой пустыне – с Израилем.
А сколько разочарований он перенес на пути? Первое разочарование – ещë когда он не дошëл до Египта, когда Ангел Божий явился, чтобы убить его, и сказал ему, за что.
А в Египте? Хотя Бог предупреждал его, что фараон его не послушает, но когда фараон действительно не послушал, ещë и усилил давление на Израиль, помните, как отреагировал Моисей? – «И обратился Моисей к Господу и сказал: Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, [и] для чего послал меня? ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить же, – Ты не избавил народа Твоего» (Исх. 5:22,23) и так далее.
А перед первым Новозаветним Шавуотом гвардия Божья, Апостолы Христовы, все, как один, впали в отчаяние, разочарование, страх, разбежались (и, кстати, правильно сделали, потому что тот, который решил, что он крепче других: «Пусть другие бегут, а я пойду за моим Господом до конца!» – он переоценил в очередной раз себя, и был не просто разочарован, а трижды отрëкся).
Бог хочет привести нас к позиции разочарования, когда наша душа замолчит перед лицом Господним, чтобы Его Дух говорил изнутри нас.
Нам очень важно разочароваться в самих себе! Пока мы очарованы своими способностями; пока мы очарованы своей духовитостью, пока мы очарованы тем, как мы спасались из разных тяжëлых ситуаций; пока мы очарованы тем, как мы в той или иной ситуации оказались лучше, выше, крепче, грамотней, хитрее других; пока мы очарованы нашим естественным опытом, – мы будем переносить наш естественный опыт в сверхъестественную жизнь нового Божьего творения. Пока наш естественный опыт не умер в нашей пустыне, нам всë время будет казаться, что «вот, если мы убьëм этого египтянина, на этот раз всë будет лучше. Если мы возьмëм за шкирки вот этих двух братьев и скажем им что-то, на этот раз они поймут, и у нас всë получится». Пока мы будем очарованы самим собой, своим опытом, своими способностями, своей духовитостью, своим волевым характером, – мы будем думать, как Пëтр: «Ничего! Я буду исповедовать, что я не как другие! Даже если все отрекутся от Тебя, а я один не отрекусь! И я буду исповедовать это позитивно, и будет полна хата позитива!». И так и получится…
Пока мы очарованы своими талантами, мы будем ими любоваться, но будем не в состоянии увидеть что, когда Бог хочет использовать, и что нам мешает из нашего драгоценного наследия исполнить не нашу волю, а Его. Бог хочет привести нас к позиции разочарования, когда наша душа замолчит перед лицом Господним, чтобы Его Дух говорил изнутри нас. Написано в книге пророка Захарии: «Да молчит всякая плоть пред лицем Господним, когда Он поднимается из святого жилища Своего» (2:3).
Мы – Дом Божий, если мы рождены от Его Духа, мы – Его дети, мы – Храм Его Святого Духа, мы – жилище Божье на этой земле. Бог не живëт больше в рукотворëнных Храмах. Время особенного уникального пребывания Бога в Иерусалимском Храме или в переносной материальной скинии закончилось.
Йешуа пророчествовал об этом Самарянке: «…наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанна 4:21-24).
Вся земля воистину наполнится славой Его, и на всяком месте Бог будет искать тех истинных поклонников, которые захотят и смогут поклоняться Ему в духе и истине. Не в душе и плоти, подстраивая истину под себя, но в духе и в истине.
Я не знаю, может быть, вы ждали другого слова сегодня? Я ждал тоже другого слова от себя!
Настоящий Шавуот не бывает без разочарования в себе.
Друзья! Я не сразу начал понимать, что настоящий Шавуот, настоящую Пятидесятницу, я не смогу пережить, если не разочаруюсь в себе, если не умолкнет, если я не заставлю замолчать мою душу (я не имею в виду всю, но ту еë плотскую, необновленную часть). Я понял, что если я не разочаруюсь в своих способностях, вот, как я, как Боря, угождать и угодить Богу; вот так напрячься, знаете, свои физико-душевно, якобы духовные мускулы напрячь, и так: «Ух!!!» и угодить!… Только куда?
Иногда так хочется говорить, когда нужно молчать! Иногда так хочется говорить то, что хочется, когда нужно сказать другое. Иногда так хочется сделать какой-нибудь красивый жест, когда нужно спрятаться и максимально упраздниться, давая дорогу Святому Духу.
Необычное Божье действие на конференции в Житомире.
Как-то я должен был служить на одной, достаточно большой, конференции в Житомире. Кроме меня там были ещё некоторые другие спикеры. Я приехал туда, и мне казалось, что я хорошо подготовился. Но утром мне было сказано: «А ты молчи!» Но мне не было сказано, что делать, мне было сказано просто молчать. Я попытался как-то поизвиняться перед людьми, сказал пару слов и… замолчал.
Люди так, знаете, поощрительно улыбались 1 минуту, 2-3 (ну, как сегодня несколько минут было молчания). Пошла 10-я минута, 15-я, 20-я, полчаса, я молчал. Только после 40-ка минут этого молчания мне было разрешено говорить, но мне не было сказано, что говорить. Я просто понял, что нужно спросить людей: кому, что было сказано в это время? Но я все же подумал: «Люди сейчас будут смотреть на меня и думать: мало того, что ты издевался над нами 40 минут молча, теперь ты издеваешься над нами вслух!».
И вдруг начали подниматься руки, люди начали рассказывать о том, что произошло с ними за это время, когда я был не готов что-либо говорить и молчал. Я был в напряжении, мне было страшно, неприятно, стыдно, но я просто подчинялся Духу Святому и молчал из последних сил.
Я не испытывал никакого действия благодати, я только ощущал самого себя со всеми своими страхами, сомнениями, стыдом и раздражением на себя, потому что в тот момент я начал думать, что я ошибся. Мне – ничего не было сказано, но зато людям в зале…
Спустя годы, люди уже не помнят, кто на той конференции выступал – ни одной проповеди люди не запомнили, включая мою на следующий день, но то молчание, ту тишину помнят все, и только это и вспоминают. Но ошибочно связывают это со мной. Вы знаете, у каждого служителя Божьего, через которого или рядом с которым иной раз действует Дух Святой, будет искушение: даже когда он искренне будет смиряться, потом принять славу от людей. Я верю, что здесь сидят люди, призвание которых только начинает раскрываться и разворачиваться.
Слово знания.
Некоторые из присутствующих в данный момент, как бы, «пробуксовывают». У одного из присутствующих служителей эта пробуксовка продолжается примерно два года. И готовность этого служителя что-то предпринять постепенно нарастает. Но ему ещë придëтся два года пробыть в этой пустыне. Потому что у Бога для этого человека есть призвание гораздо более серьëзное, чем он даже мечтал о себе, и гораздо более глубокое. Но для этого надо гораздо глубже разочароваться в себе, и быть готовым пожертвовать тем, что этот служитель сейчас отпустить никак не может.
Ожидание, разочарование и вера у библейских героев.
Я, откровенно говоря, не знаю, связана ли была способность Авраама принести Исаака в жертву после всех этих десятилетий ожидания, с его ожиданием, с его разочарованием, с его сомнениями, с его отчаянием, которое он прямо высказывал Богу. Но, возможно (это моë предположение может быть вообще совершенно не правильно), если бы Авраам не прошëл школу разочарования, отчаяния и полного упразднения своих и Сариных способностей в исполнении этого великого призвания – дать начало великому народу. Если бы он не отчаялся в себе и в Саре, если бы он не разочаровался, если бы он многократно не останавливался в тупике веры и уже не знал, чего ожидать, возможно, что когда Господь сказал ему принести в жертву возлюбленного единственного сына, возможно, он не смог бы это сделать. Но в нëм был опыт многолетних поражений, которые закончились великой победой!
У Моисея был опыт великого поражения и сорокалетнего тупика, который закончился великой встречей с Богом и началом (в 80 лет!) исполнения величайшего призвания.
Если бы этого не было, как бы они перенесли все те разочарования, все те страхи, все те сомнения, с которыми они встретились, когда казалось, что победа уже была одержана?
Победоносный путь пролегает через испытания и искушения.
Нам не хочется страдать; нам не хочется, чтобы Бог задерживался с обетованиями, исполнением обещанного; нам не хочется, чтобы на нашем пути вставали препятствия. Но Новый Завет (в не меньшей мере, чем Ветхий Завет, а в большей мере) готовит каждого из своих детей к победоносному пути через скорби, испытания и искушения. Только поэтому Апостол Иаков пишет: «С великой радостью воспринимайте, братья мои и сестры, когда проходите различные испытания и искушения» (1:2).
Почему я так цитирую? Потому что здесь два значения – и «испытания», и «искушения». Как это можно воспринимать с радостью? – Потому что в Новом Завете раскрылось в полной мере то, что было приоткрыто на страницах ТаНаХа (первой части Библии, которую христиане обычно называют Ветхий Завет, но эта книга вечная, так же как и книги Нового Завета), в Новом Завете открылось в полной мере то, что мы здесь – всегда дома. Вся земля для детей Нового Завета стала Домом Божьим, и слава Его разлита везде, и на всяком месте мы можем утверждать Божий Дом, на всяком месте мы можем утверждать место поклонения, на всяком месте мы можем утверждать господство Царя царей, на всяком месте мы можем ожидать Пятидесятницу и Шавуот в миниатюре. Потому что Дух Божий, Который уже сошëл на землю, готов исполнять Собою каждого из Божьих детей на всяком месте, если он, этот Божий ребёнок, решил умереть для себя и для своего плотского душевного опыта, если он решил, что его плоть, его душа могут и должны замолчать в присутствии Божьем, Который поднимается изнутри духа. Этот Дом – везде для нас, Его слава разлита вокруг, Его Дух – везде, и Он готов наполнить каждого, как Он это сделал с учениками в первую Новозаветнюю Пятидесятницу (Шавуот).
Преимущества Нового Завета.
У нас есть такие преимущества, которых не было в ветхозаветние времена у верующих. Мы можем пройти те испытания, которые им было очень трудно проходить. Мы можем победить те искушения, которые им было очень трудно, почти невозможно было побеждать. Мы можем раскрыть Божью славу, когда вокруг – позор. Мы можем действовать в Божьей силе, когда мы сами по себе слабы. Более того, сила Божья как раз и проявляется в немощи – в нашей немощи.
Пророческое значение 15-го Псалма Давида.
15-й Псалом Давида. Я его воспринимаю не иначе как пророческий Псалом о Новозаветнем Шавуоте и о Новозаветних верующих. 1-й и 2-й стихи: «Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. Я сказал Господу: Ты – Господь мой; блага мои Тебе не нужны».
Это ведь Новый Завет! В Ветхом Завете – наоборот, Бог требовал от верующих различных благ, и это так выглядело, как будто бы, Он в этом нуждается. В Новом Завете – всё наше достояние должно умереть на Голгофе для того, чтобы Благой Бог раскрылся изнутри нищего духа ребëнка.
3-й стих: «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое». Это – одно из условий Пятидесятницы, Шавуота в Новом Завете. Дух Святой не излился по отдельности на разных верующих – Он излился только тогда, когда они собрались вместе, каждый день вместе пребывали, каждый день вместе устремлялись к Господу, ожидая того, что Он обещал им – сначала Отец, а потом Сам Йешуа Мессия. Только вместе в единстве они открылись для излияния Руах ha’Кодеш (Духа Святого).
Великий герой Библии Давид. Казалось бы, он ни в ком не нуждался, кроме Бога; люди нуждались в нëм, но он говорит: «Моя жажда – по братьям моим, моя жажда – по общению святых. Я тянусь к ним, к тем, которые на земле, не просто к умершим святым, нет! Вот к этим живым несовершенным, моим братьям и сёстрам. Я без них не могу войти в полноту Божью! Только в Общине Божьей, только в семье Божьей, я знаю, Господь в полной мере благословит меня».
Он называет их «святыми» и «дивными». Это определение Нового Завета! Так редко, чтобы в Ветхом Завете верующие так определялись. Это Новый Завет!
4-й стих: «Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими».
Отделение от всего чуждого, вообще отделение! Это созвучно с «Не возлюбите мира и того, кто в мире» (1 Иоанна 2:15).
5-й стих: «Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой». Это сильнейшее утверждение глубочайшего единства с Богом не только по внешним делам, но, в первую очередь, внутренним.
6-й стих: «Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня». Вот это должно быть открыто многим новозаветним верующим. Потому что для иудеев это было понятно. Потому что, вчитываясь в ТаНаХ, в Ветхий Завет, мы видим, что Бог открывался в радости и в наслаждении. Они знали, что такое прийти к Господу и вкушать – «Вкусите и увидите, как благ Господь» (Пс.33:9).
У нас нет больше никакого удела, кроме Самого Господа.
Почему Йешуа говорит Своим слушателям-евреям: «Когда вас будут гнать, вы уже блаженны. В любых обстоятельствах вы можете радоваться и наслаждаться Божьей любовью»? – Это было воспитано у иудеев, но это реализовалось в полной мере только в Новом Завете.
Обидно, когда новозаветние верующие не наслаждаются Богом, не смакуют Его присутствие, не испытывают этого блаженства, счастья от Божьей любви, не дают Ему возможность изнутри наполнять себя тем, что никакой мир дать не может. Это – наши обетования. Он – часть наша. У нас нет больше никакого удела, кроме Самого Господа. Вот что это значит.
И если для ветхозаветнего верующего было допустимо (в определëнных отношениях), что Бог – и то, и то, Бог – и политика, Бог – и богатство, Бог – и влияние на людей обязательно, Бог – и связи, Бог – и… и… и…, то для новозаветнего – это недопустимо, потому что только Сам Бог – удел наш на этой земле.
Поэтому и сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). А что не нужно, Бог не приложит. А многие говорят: «Не понял?! Что значит – не приложится?! Незачем нам ждать милостынь! Взять их – наша задача! И мы их возьмëм!». И они берут, и им кажется, что они – хозяева жизни.
7-й стих: «Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя». Внутренний новый духовный человек, в котором живëт Дух Божий, наставляет и учит нашу душу даже и ночью. Потому что ночью, когда мы засыпаем, Дух Святой не спит.
8-й стих: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня». Правая рука – символ власти. И дальше – «…не поколеблюсь». Когда можно было видеть Господа перед собой всегда? – Когда исполнилось обетование Божье, и Господь явился во плоти, принял мученическую смерть за нас, воскрес из мëртвых, вознëсся во славе, и в Шавуот излил Дух Божий на всех Своих учеников.
9-й стих: «Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится (замолчит) в уповании». Когда Дух Божий наполняет нас, когда мы жаждем Господа, как Единого, когда мы не ищем ничего вне Господа и не ставим Богу условия следования за Ним, а исполняем Его условия, то есть отвергаем, упраздняем себя и свою волю, тогда наша плоть и наша плотская душа успокаивается в уповании нашего духа, она молчит, а Дух Божий может говорить так, как мы раньше не слышали.
Я не говорю, что я достиг такого. Я, возможно, дальше к этому, чем целый ряд присутствующих. Но я стремлюсь, как написано в 1-ой главе Второго Послания Петра, я жажду этого, я не хочу успокаиваться, я хочу продвигаться, сдаваясь всë больше и больше, и отпуская всë больше и больше то, что мне было дорого, и то, что стояло между мной и Господом, чтобы, наконец, реальный Новый Шавуот совершился в моей жизни, и чтобы Дух Божий так наполнял меня, чтобы в тех же обстоятельствах, где я не мог явить Его, Он являлся через меня. Это – моё желание, это – мой поиск. Я понял, прожив достаточно верующим, что другого искать – себе дороже.
Мы можем увидеть много чудес вокруг, можем оказать влияние на многих людей, можем обольстить многих людей, можем иметь много денег… Люди, которые знают нас, знают Киевскую общину, понимают, о чём я говорю. Я говорю о том, что мы могли иметь, и от чего мы отказались.
Я знаю некоторых прекрасных служителей (они – хорошие люди, хорошие служители), которые балуются – как, с помощью Господа, можно и обогатиться, и то, и то… Это всё – «подготовительная группа». Но когда-нибудь мы начинаем понимать, что, на самом деле, это нам не надо, если Он – наш удел. А Он знает, как дать нам главное!
Последнее: 26.07. Спасибо!