Теология замещения — факт или фикция?


Теология замещения — факт или фикция?

Один довольно известный христианский журнал публиковал статью об Израиле годами ранее. Вот несколько цитат из этой статьи:

«Возносить израильтян до позиции «Богом избранного народа» для христиан является ошибкой»

«Прогрессивное откровение Священного Писания показывает совершенно ясно, что сегодня у Бога есть только один народ, и это — Церковь»

«Нам не следует применять пророчества Ветхого Завета к государству Израиль, поскольку Иисус, Пётр и Павел перенаправили наше мышление относительно заветов обетования самым радикальным образом. Теперь эти обещания относятся к Церкви»

«Требование Израиля к Палестине — признать, что еврейское государство существует по божественному праву — некорректно, а продолжающееся подкрепление этого требования военным давлением — несправедливо»

Эти утверждения являются типичными для «теологии замещения», которая учит тому, что Церковь теперь является Израилем. Как же могла произойти такая замена? Теологи завета заявляют, что поскольку народ Израиля не принял Иисуса в качестве Мессии, то Израиль был отвергнут и его избранная и выдающаяся позиция в планах и замыслах Бога была аннулирована. Церковь стала полноправной наследницей благословений, когда-то обещанных Израилю. С точки зрения Бога, евреи сегодня ничем не выделяются из других этнических групп, будь то итальянцы, индусы или китайцы. И если евреи не покаются, не уверуют в Иисуса и не присоединятся к Церкви, то у них нет будущего.

Термин «теология замещения» не найти в большинстве теологических трудов, хотя сама идея о том, что «Церковь есть Израиль» является фундаментальным камнем в том, что известно как «теология завета». Это учение доминировало в христианской теологии как в ранние исторические периоды, так и сегодня.

аллегоризация

Теория замещения не является чем-то новым, следы её зарождения можно проследить вплоть до третьего века. Каким же образом это учение вошло в христианскую мысль и стало доминировать над существенной частью учения Церкви? Мы будем исследовать этот вопрос с трёх позиций:

  1. Теория замещения является естественным побочным продуктом аллегоризации. Этот метод интерпретации Священного Писания применялся Церковью на протяжении большей части её истории.
  2. Теория замещения имеет видимое подтверждение в исторических событиях.
  3. Теория замещения выглядит логичной и соответствующей такому качеству Бога, как справедливость.

Теория замещения говорит, что «Церковь есть Израиль». Как это верование смогло получить признание? Легко, если Священное Писание изучается и анализируется методом аллегоризации. Что я имею в виду под аллегоризацией? Человек, который «аллегоризирует» отрывок из Писания, обращает мало внимания на буквальное значение слов, и гораздо более заинтересован в том, чтобы обнаружить скрытые смыслы, стоящие за словами. Таким образом, каждая деталь Священного Писания анализируется как символ более глубокого, скрытого, «духовного» смысла и значения.

В качестве исторического примера аллегорической интерпретации Библии давайте рассмотрим Евангелие от Матфея 21, где описывается триумфальный въезд Иешуа с Масличной горы в Иерусалим на ослице и ослёнке. В начале третьего века один из наиболее известных отцов церкви, Ориген, рассматривая этот отрывок из Библии, предложил интересную интерпретацию. Ориген учил, что ослица символизирует жёсткость Ветхого Завета, а ослёнок (более нежное животное) символизирует Новый Завет. Кроме того, он добавлял, что два апостола, которые привели этих животных к Иешуа, символизируют моральные чувства человечества.

И хотя сегодня этот метод интерпретации считается спорным, с третьего века и на протяжении Средних веков аллегоризация Священного Писания была доминирующим методом интерпретации среди христианских учителей. И если через аллегоризацию можно определить, что ослица это Ветхий Завет, то тогда возможно придти и к заключению, что Церковь это Израиль. Метод аллегорических интерпретаций обходит буквальное значение Библии и позволяет богословам выводить из Библии почти всё что угодно.

Постепенно опасность и обманчивость аллегорического метода интерпретации Священного Писания стали очевидны. В 16-м веке Мартин Лютер и другие реформаторы Церкви стали задаваться вопросом относительно обоснованности и достаточной аргументированности аллегоризации.  Они стали высказываться за то, что основным правилом интерпретации Библии должно быть буквальное прочтение с некоторыми исключениями.  Буквальное чтение Библии учитывает правила грамматики, синтаксиса, языка и речи, и сам контекст для того, чтобы интерпретировать исторические события и пророчества буквально, даже если они выражены поэтическим языком.

Как мы можем быть уверены, что буквальная интерпретация Библии является лучшим методом? Один из аргументов в пользу буквального прочтения заключается в том, что сотни библейских пророчеств уже исполнились в буквальном смысле, даже до мельчайших деталей.

интерпретация Библии

Посмотрите на несколько предсказаний относительно Мессии:

  • Исайя 7:14 предсказал, что Мессия родится у девственницы.
  • Михей 5:2 предсказал, что Он родится в Вифлееме.
  • Псалом 21:7-8 и Исайя 53:1 предсказали, что Он встретит осмеяние и неверие людей.
  • Псалом 21:16-18 предсказал, что Его руки и ноги будут пронзены, и что Его одежды будут разделены, и за них бросят жребий.
  • Исайя 53:9-10 предсказал, что Он будет убит со злодеями, но похоронен с богатым, и что Его дни продолжатся после этого (воскресение).

Если пророчества Ветхого Завета относительно Иешуа были исполнены буквально, разве не будет логичным ожидать, что библейские пророчества относительно Израиля и еврейского народа также будут исполнены буквально? Те, кто учат теологии замещения упорно настаивают на том, что пророчества относительно Израиля исполнены «символически» и «духовно» Церковью. В результате упраздняются все пророческие места Писания, имеющие отношение к Израилю.

Возникает очень уместный вопрос: Была ли Церковь в своей истории изгнана и рассеяна среди других народов, как об этом говорили пророки? Имел ли в виду пророк Иезекииль именно Церковь, когда говорил, что «они будут жить на своей земле, которую Я отдал Моему рабу Иакову»? (Иезек. 28:25)

Вывод о том, что «Церковь есть Израиль» мог родиться только на основании аллегорической, а не буквальной интерпретации Священного Писания. И в ответ на первый наш вопрос: Каким образом теология замещения стала доминировать в учении Церкви? — можно сказать, что это явилось естественным следствием аллегоризации.

Читатель может задать вопрос: «Если со времён протестантской Реформации аллегоризация больше не считается достоверным методом интерпретации Библии, а учёные и теологи следуют за текстом Библии более буквально, почему же теология замещения не была отвергнута полностью?» В научных и теологических кругах многие отказались от теологии замещения, но само верование продолжает существовать. Как это возможно? Доктрины Церкви, берущие начало от самых уважаемых богословов и лидеров прошлого, принимаемые на протяжении многих веков, не могут быстро исчезнуть.

Бог рассеял евреев

Теология замещения является не просто побочным продуктом аллегоризации. Есть и другая принципиальная причина, по которой эта идея доминировала в учениях Церкви: выглядит так, что теология замещения подтверждается историческими событиями. Я поясню. Основополагающее положение теологии замещения заключается в том, что поскольку Израиль отверг Иисуса в качестве Мессии, Бог отверг еврейский народ в качестве избранного народа. Поэтому, в наказание, Бог рассеял евреев среди прочих народов. Земля Ханаанская, обещанная Аврааму и его семени, была конфискована и евреи больше не имеют на неё никаких прав.

И когда мы смотрим на то, что происходило с евреями, начиная с первого столетия, то история свидетельствует за теологию замещения, по крайней мере, вплоть до последнего времени. На первый взгляд доказательства этой теории значительны и существенны. Ещё при жизни поколения, при котором был распят Иешуа, римская армия разграбила Иерусалим, полностью разрушила Храм и вместе с ним всю систему поклонения, основанную на жертвоприношениях. Римляне выдернули евреев с их земли и развеяли их по самым разным уголкам империи. Для ранних Отцов Церкви эти события были убедительным доказательством того, что Бог закончил свои отношения с Израилем, и что теперь Церковь приняла на себя прежнюю роль Израиля в планах и целях Бога.

Страдания еврейского народа не окончились на жестокости римских легионов. С того времени еврейская история была переполнена трагедиями. Для теологов замещения эта трагическая история являлась как раз подтверждением их верования в то, что Бог покончил с Израилем.

И это, в общем, является круговым аргументом. Ужасные страдания евреев были прямым результатом теории замещения, а не её причиной. Если бы теология замещения не была бы учением Церкви, то никогда бы не случились все те зверства и жестокости, которые выпали на долю евреев за последние две тысячи лет.

Позвольте мне привести несколько примеров из еврейской истории:

На волне величайшего в истории принятия Церкви в четвертом веке, когда император Константин издал указ о том, что христианство является законной и принятой государством религией, самые выдающиеся лидеры Церкви начали выражать крайнее предубеждение и презрение по отношению к евреям. Оправдывая свой антисемитизм, христианские теологи начали учить тому, что евреи несут исключительную ответственность за смерть Христа. Евреи были объявлены «виновными» в «убийстве Бога». И постепенно христиане начали верить, что одним из способов проявления их верности Христу является выражение и проявление ненависти к «убийцам» Господа.

Один из известных теологов ранней церкви, Августин (354-430) объявил существование евреев актом Провидения — божественной демонстрацией истины христианства в унижении евреев и триумфе Церкви над синагогой. Иоанн Златоуст (347-407), греческий богослов и архиепископ Константинополя, чьи молитвы и литургий по сей день используются в Православной Церкви, прочитал восемь крайне критических проповедей против иудеев в Церкви Антиохии. В этих проповедях можно найти такие цитаты: «Я ненавижу иудеев, поскольку у них есть Закон, но они его оплёвывают». В других местах он заявляет, что иудеи являются «убийцами, разрушителями, одержимыми дьяволом… они знают только одно — как насыщать брюхо, напиваться, и убивать и калечить друг друга…» (1) И этот человек был канонизирован как святой! Златоуст, и другие богословы и теологи Церкви оказали очень мощное и глубокое влияние на взгляды и убеждения христиан на многие сотни лет.

Крестоносцы

Шесть столетий спустя, такого рода проповеди принесли плод в виде постоянно возрастающей психологической вражды и ненависти. Крестоносцы часто вспоминались в истории христианства за рыцарство, веру и рвение. В реальности же многие крестоносцы были людьми жестокими и страстно ненавидящими евреев. Согласно историку Полу Джонсону (2), крестоносцы начали собирать в свои ряды большое количество вооружённых мужчин,  склонных к нарушению привычного порядка и спокойствия. Крестоносцы занимали деньги у евреев, живущих и работавших по соседству, но в самих походах они с готовностью выступали против евреев в других городах. И к ним иногда присоединялись и горожане-христиане, охваченные исступлением и жаждой наживы.

Бесчисленные зверства совершались крестоносцами по отношению к евреям. От Руана во Франции, через Германию, Балканы и до Иерусалима включительно группы крестоносцев сжигали евреев живьём в их домах и храмах, принуждая к обращению в христианство. Только в Праге ими было убито несколько тысяч евреев. Возглас «Хеп! Хеп!», являющийся аббревиатурой латинской фразы «Иерусалим потерян» (Hep — от латинского Hierosalyma est perdita), берёт своё начало от крестоносцев, которые грабили Иерусалим, и продолжает своё существование в качестве клича погромов вплоть до 20-го века.

В 1000 году, когда крестоносцы впервые прибыли на Святую Землю, там было около 300 тысяч постоянно проживающих евреев. Когда крестоносцы покидали сцену 200 лет спустя, там можно было насчитать лишь тысячу еврейских семей.

Шокирующее открытие христианской истории заключается в том, что антисемитизм не был лишь достоянием Римской католической церкви, которая утратила связь с библейским христианством. Антисемитизм также легко обнаружить и в работах протестантских реформаторов — людей, которые заявляли, что они очистили Римскую церковь от её коррупции и теологических ошибок.

Поначалу реформатор Мартин Лютер симпатизировал евреям и верил, что они могут быть обращены истиной его послания об оправдании верой. А когда они не обратились, он стал глубоко озлобленным на еврейский народ. В результате, Лютер стал столь же ярым в своём презрении к евреям, как и Римская католическая церковь. Лютер ратовал за изгнание евреев из Германии, а также за разрушение их синагог и религиозных книг. В своём памфлете «О евреях и их лжи» (3), опубликованном в Виттенберге в 1543 году, Лютер писал:

«Сначала нужно сжечь их синагоги, а что останется закопать в грязи, чтобы никто не смог увидеть ни камня, ни даже пепла … еврейские молитвенные книги должны быть уничтожены… а затем нужно будет разобраться с самими евреями, а их дома — сломать и разрушить. Евреям должно быть запрещено появляться на дорогах и рынках, они должны принуждаться к физическому труду, дабы они «потом со своих носов» зарабатывали свой хлеб…»

«Они живут злом и грабежом; они — злобные звери, которых надо гнать, как бешеных собак».

«В крайних случаях их надо изгонять навсегда». (4)

убили нашего Бога

Совершенно логично, что когда нацисты пришли к власти в Германии, они использовали работы Лютера и других теологов для оправдания и обоснования своего антисемитизма. Известный нацистский лагерь для смертников Дахау приветствовал прибывающих евреев плакатом: «Вы здесь, потому что вы убили нашего Бога».

Вопрос, который задают сторонники теологии замещения, звучит так: «Все страдания евреев на протяжении веков разве не являются показателем того, что Бог отверг их?» Но это утверждение переворачивает с ног на голову реальность того, что теология замещения была, в большей степени, причиной всех этих трагических событий, нежели их следствием.

И автор убеждён, что история евреев даёт более сильные аргументы против теологии замещения, нежели за неё. Сколь бы ни была ужасна история евреев, я верю, что она является признаком абсолютной верности Бога, нежели признаком Его отвержения.

Сам факт существования еврейской нации вопреки бесчисленным гонениям, угрозам и геноциду есть свидетельство Божественного вмешательства. Несмотря на то, что у них отнимали земли, изгоняли их в самые отдалённые уголки земли, несмотря на повторяющиеся попытки насильного обращения евреев в иную веру и их собственные попытки ассимилироваться, евреи выжили и сохранились как отдельная нация. Ни одна другая этническая группа в истории человечества не сохранилась в условиях столь длительного рассеяния и столь суровых несчастий. Как же можно объяснить столь явную неистребимость? Бог Израиля. Словами Малахии:

«Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились» Малахия 3:6

Факт того, что евреи не исчезли, несмотря на бесчисленные попытки их уничтожить, является одним из сильнейших аргументов против теории замещения.

евреи не исчезли

Другой факт еврейской истории, выявляющий ошибочность теологии замещения, произошёл в последнее столетие: возвращение еврейского народа из рассеяния на свою историческую родину и образование государства Израиль. Если Бог полностью отверг евреев и не имеет никакого интереса к продолжению существования Израиля, как же могли евреи подняться из пепла Холокоста и основать независимое государство на том самом куске реальной земли, которую они потеряли 2000 лет назад? Разве это может быть случайностью? Совершенно нет. Это чудо первого порядка и исполнение библейского пророчества. Ниже приведены примеры буквального исполнения некоторых пророчеств:

«Ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля, и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова» Исайя 14:1

«Посему вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут уже говорить «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской», но «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли северной и из всех земель, в которые изгнал их»: ибо возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их» Иеремия 16:14,15

До возвращения евреев на свою землю и основания государства Израиль история очевидным образом поддерживала теологию замещения. Но эта драматическая новая страница в истории Израиля всё ещё разворачивается и делает предыдущие аргументы истории пустыми и несостоятельными. Мы видим, что история евреев подтверждает не то, что Бог отверг и изгнал евреев, но, скорее, обратное — что Бог по-прежнему держит Свой избранный народ в своей ладони. Он сохранил евреев как нацию, несмотря на все мыслимые и немыслимые угрозы полного уничтожения.

Так почему же теология замещения не умерла раз и навсегда? Как так получается, что в последние времена у теологии замещения появляются новые поклонники и она распространяется ещё шире? Дело в том, что на первый взгляд теология замещения звучит умно, логично и согласованно с характером Бога. Теология замещения задаёт логичный вопрос: «Разве возможно для справедливого Бога противоречить Своей собственной природе, приведя евреев обратно на их землю?» После изгнания подавляющее большинство евреев так и не изменило своих «высоковыйных» путей и не признало Иисуса Мессией. Кроме того, государство Израиль было основано агностиками, даже атеистами, секулярными сионистами, но никак не спасёнными Господом. Популярный взгляд на современный Израиль рассматривает это государство как вора имущества палестинцев и притеснителей их законных прав. Как же может Бог участвовать в такой несправедливости? И кажется совершенно логичным придти к выводу, что справедливый Бог не мог привести евреев обратно на их землю и восстановить политическое государство в таких обстоятельствах и при этом остаться верным Своей справедливости.

Я должен сказать, сколь бы я не симпатизировал евреям, что не признать, что евреи как нация очень далеки от совершенства — значит просто быть слепым. Я принимаю и одобряю далеко не все политические решения израильского правительства, и далеко не каждое действие вооружённых сил Израиля. И всё же, мы не должны забывать один важный факт: в то время как Бог является Богом справедливости, Он также является и Богом милосердия.

апостол Павел

Павел отвечал на подобные вопросы относительно избрания Израиля, вопросы, бросающие вызов справедливости Бога. В посланиях к Римлянам он спрашивает:

«Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» Римлянам 9:14,15.

Каждому христианину, разделяющему теологию замещения, мне хочется задать вопрос: «Бог спас тебя и восстановил тебя, потому что ты этого достоин? Потому что ты это заслужил?» Нам нужно помнить слова из послания к Ефесянам 2:8: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар». Если бы Бог спасал только «хороших людей», никто из нас не был бы спасён. Как Израиль не заслуживает быть восстановленным и возвращённым на свою родную землю, так и никто из нас не заслуживает наследовать Царство Небесное.

Бог избрал Израиль, несмотря на Израиль, так же как Он избрал меня, несмотря на меня, как Он избрал вас, несмотря на вас. Еврейский народ является «зеницей ока Его» (Захария 2:8). Он призван совершенно особенным образом. Павел обращался к тем верующим в современной ему церкви, кто считал, что Бог покончил с Израилем. Говоря о ещё не спасённых евреях, Павел писал:

«В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.» Римлянам 11:28-31

Бог справедлив, Он должен наказать неправедных. Но Библия говорит мне о том, что справедливость уже была совершена. Сам Бог предусмотрел искупительную жертву, дабы возложить на неё наказание, которое заслуживает каждый из нас, еврей или язычник. В послании к Римлянам 5:8 Павел говорит, что «Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками», а не после того, как мы исправились или после того, как мы начали жить праведной и святой жизнью. Нет, Бог по Своей милости и любви, и в результате Своего суверенного выбора проявил инициативу и спас нас, несмотря на нас самих. Аллилуйя!

Как же мы можем думать, что Бог будет относиться к своему избранному народу, Израилю иначе, нежели Он относится к вам или ко мне? Нам следует молиться за Израиль нашему Праведному Судье вместе с пророком Аввакумом:

«Господи, соверши дело твоё среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости» Аввакум 3:2

Последствия теологии замещения

Последствия теологии замещения пугающие. Если Бог передумал относительно Своих обещаний Израилю, то как же мы с вами можем быть уверены, что Он не передумает относительно обещаний, данных нам? Воздайте Богу хвалу, Он тот же вчера, сегодня и всегда. Бог никогда не изменяется; Его дары и призвание непреложны.

Следующий отрывок из Иеремии должен быть достаточным для демонстрации того, что теология замещения является фикцией, а не фактом:

«Так говорит Господь: если завета Моего о дне и ночи и уставов неба и земли Я не утвердил, то и племя Иакова и Давида, раба Моего, отвергну, чтобы не брать больше владык из его племени для племени Авраама, Исаака и Иакова, ибо возвращу плен их и помилую их» Иеремия 33:25,26

У нас по-прежнему есть день и ночь, и небеса и земля ходят «по утверждённым путям». Так что Бог не заменил Своего народа, с которым был заключён завет; Он восстанавливает Израиль, сохраняя верность Своему вечному завещанию с Авраамом, Исааком и Иаковом.

Братья христиане, когда мы видим превозмогающее всё существование Израиля, у нас есть причина возрадоваться. Так же как Бог продолжает быть верным Своему завету с народом Израиля, Он будет верным по отношению к тем, кто привит к Израилю через веру в Мессию Израиля, Иешуа.

Аминь!

  • 1 James Parkes, The Conflict of Church and Synagogue: A Study in the Origins of Anti-Semitism (New York: JPS, 1934)
  • 2 Paul Johnson, A History of the Jews (New York, Harper & Rowe, 1988) p.207-208
  • 3 Cf. W. Linden (ed), Luther’s Kampfschriften gegen das Judentum (Berlin, 1936)
  • 4 Paul Johnson, A History of the Jews, (New York, Harper & Rowe 1988) p.241

Автор — Wayne Hilsden / messiahsmandate.org
Перевод — ieshua.org

Подписаться на ieshua.org: 


1 комментарий

  1. teodor:

    УКРАЇНА — ЦЕ ДУХОВНИЙ ІЗРАЇЛЬ В ХРИСТИЯНСЬКОМУ ПЕРІОДІ.
    БЛАГОСЛОВЛЯЮЧИЙ УКРАЇНУ- БЛАГОСЛОВЕН.
    ІСААК БЛАГОСЛОВИВ ДУХОВНЕ СІМ’Я (УКРАЇНА), ТОМУІ
    ІЄЗ.38:1 обрати лице твое к гогу в земле магог; князю Роша, Мешеха и Фувала…
    Роша — Україна,, Мешех — Білорусь, Фувал- Росія.
    Ієз.Там Мешех и Фувал со всем множеством своим, вокруг него гробы их…
    Але там нама Роша. Амінь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>