Как последователь движения «Слово Веры» в начале 80-х, я навсегда останусь в долгу перед книгами и учением Кеннета Хейгина старшего, Смита Уигглсворта, Джона Дж. Лэйка, Т.Л. Осборна и им подобных. Это были святые праведники, перевернувшие мир своей верой и учением.
Я научился молиться за больных, читая книгу Осборна «Исцеление больных», и научился сопротивляться дьяволу, прочитав «Власть верующего» Хейгина. Читая многочисленные биографии Смита Уигглсворта, я всегда поражался его исключительной преданности Христу и стремлению следовать Его Слову не только в проповедях, но и в жизни. Я содрогаюсь при мысли о том, где бы я был сейчас, не повлияй на меня эти люди и их движение.
Тем не менее, по мере роста в Господе и Его Слове я увидел некоторые заблуждения в учении движения в целом. Я ставлю своей целью не подорвать чью-то веру этой статьей, а показать более сбалансированную картину Божьего замысла – в особенности потому, что многие люди уже разочаровались в этом движении, поскольку не осознали Божью волю (Деян 20:27), и упустили некоторые богословские детали, ставящие под сомнение их веру.
Я обнаружил, что если мы подчеркиваем одну из истин Слова Божьего в ущерб другим, полученный дисбаланс порождает как хорошие, так и плохие плоды. Например, это случилось и с движением, ставившим превыше всего благодать, и с движением, утверждавшим, что превыше всего – вера. Из зацикленности на внешних проявлениях праведности мы получаем законничество, а идея о предопределении человеческого выбора Божьей волей ведет к фатализму.
Однако я хочу заметить, что скорее буду общаться с людьми, стремящимися жить с верой и ощущением победы над миром, нежели с депрессивными святошами, наполненными неверием и сомнениями. Кроме того, «Слово Веры», как и большинство других движений, восстановило библейскую истину, которой пренебрегала церковь, хотя и переусердствовало в процессе. По прошествии времени, перекосы исправляются, рядовые верующие вроде меня приучаются отделять зерна от плевел. Я верю, что брат Хейгин никогда не поддерживал некоторые из этих перекосов, в особенности искаженное учение о процветании, каким его стали проповедовать некоторые из самых ярых последователей Хейгина.
Нижеследующий текст – некоторые из заблуждений «Слова Веры», с моей точки зрения (я отдаю себе отчет в том, что эти обобщения не могут полностью относиться к каждому последователю «Слова Веры»).
1. «Слово Веры» проповедует не личную ответственность, а права личности.
Вероятно, это наследие от Джефферсона, провозгласившего права личности в Конституции США. Последователи «Слова Веры» проповедуют личные права христиан. Хотя частичное основание для такого утверждения имеется, Новый Завет все же уравновешивает наши права во Христе с нашими обязанностями, которые с ними неразрывно связаны.
К примеру, во Второзаконии (8:18) Бог дает верующим «силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой». В этом отрывке ясно говорится, что благосостояние в первую очередь призвано служить Царству, а не только лишь нашему личному удовольствию и удобству. Многие последователи «Слова Веры» заявляют свои «права» на дома и машины, и используют свою веру всего лишь для удовлетворения личных запросов, что противоречит нашему призванию прежде всего искать Царствия Небесного (Ев. от Матфея 6:33), а не исполнения желаний.
2. Избирательность «Слова Веры» исключает роль и значение Ветхого Завета в эпоху Нового Завета.
Несколько раз я слышал, как брат Хейгин хвастал, что не читал Ветхий Завет, потому что у нас теперь есть новый, улучшенный завет с Христом. Проблема в этом подходе заключается в том, что он не понимал актуальности и роли морального и общественного закона Божьего, изложенного в книгах от Исхода до Второзакония, в особенности Десять заповедей, которые многократно цитируются и перефразируются в Новом Завете. Без понимания морального закона Божьего мы не сможем осуждать грех и следовать требованиям святости и этики.
Более того, Хейгин и его последователи обращаются к Ветхому Завету только если выбранная цитата им удобна и поддерживает их точку зрения. К примеру, Хейгин цитирует Исход 23:25, где Бог обещает евреям исцеление от болезней, но не упоминает о том, что для этого им необходимо строгое следование кошерным требованиям из книги Левит (глава 11). Очевидно, что исцеление для евреев зависело не только от Божьего обещания, но и от их собственной способности держаться подальше от нечистой пищи. По моему мнению, поддержание физического здоровья должно включать в себя здоровую пищу и здоровый образ жизни, иначе мы искушаем Бога намеренным нарушением Его закона и последующими мольбами об исцелении.
3. «Слово Веры» проповедует полугностический, дуалистический подход к природе Бога.
У проповедников «Слова Веры» очень простое представление о Боге: все, что хорошо – это от Бога, все плохое – от дьявола.
Хотя я полностью согласен с тем, что Бог благ, иногда Он должен наказывать, или попускать события, которые мы можем воспринимать как плохие. Что проповедникам «Слова Веры» делать с отрывками вроде Исайи (45:7), где Бог говорит, что Он не только «делает мир», но и «производит бедствия»? Или с эпизодом из второй книги Царств (24:13), где Бог позволяет царю Давиду выбрать одно из трех наказаний за грехи, которые Он хочет наслать на Израиль? Или со стихом в книге Амоса (3:6), где ясно говорится, что не бывает в городе бедствия без попущения Господа? Или с книгой Иова, где Бог позволяет Сатане наслать на Иова болезни и разрушить всю его жизнь?
Я помню, что брат Хейгин объяснял, что история Иова не имеет значения после наступления Нового Завета, поскольку в книге Иова (42:10) сказано, что Бог «возвратил потерю Иова», а Ев. от Луки (4:18) говорит, что Иисус пришел «отпустить измученных на свободу». Все бы хорошо, за исключением того факта, что в Послании Иакова история Иова как раз приводится в пример церкви, для иллюстрации характера Бога и Его деяний. Кроме того, без книги Иова, нам нечего сказать христианам, которые внезапно теряют близких и терпят несчастья и убытки. Как пастор, я нахожу утешение в книге Иова, потому что в ней показано, что Бог властен надо всем, что происходит, и хорошим, и плохим, даже когда нам трудно это понять и объяснить. К тому же, Бог никогда не объяснял Иову, почему Он позволил Иову подвергнуться испытаниям.
И наконец, что могут проповедники «Слова Веры» сказать об Откровении (2:22-23), где Иисус говорит, что повергает на одр и даже поражает смертью? Это никак не укладывается в примитивный дуализм. Так что я буду первым, кто скажет: в целом воля Божья, раскрытая в Евангелии, выражается в божественном здоровье (см. также 3-е Послание Иоанна, ст. 2), и в общем Он хочет видеть нас здоровыми духовно, душевно и телесно (1-е Послание к Фессалоникийцам, 5:23); Иисус пришел, чтобы мы имели жизнь с избытком (Ев. от Иоанна 10:10). Однако представители «Слова Веры» имеют настолько поверхностное понимание Слова Божьего, что не могут предоставить никакого объяснения загадочным событиям, которые ставят под сомнение нашу веру. Не всегда что-то плохое случается с людьми только потому, что они грешат (Ев. от Иоанна 9:1-3); не всегда люди испытывают несчастья или не получают исцеления лишь потому, что не достаточно верят. В то же время, пример из Откровения (2:22-23), где Иисус насылает болезнь и смерть, связан с неповиновением, которое уводит людей из-под защиты Господа (Пс. 90:1).
В общем и целом, Божья воля – наше здоровье и благополучие, в соответствии с нашим повиновением Его слову.
4. Позитивные утверждения иногда приводят к неискренности и поверхностному христианству.
Мне приходилось встречаться с верующими, которые боялись признаться, что борются с сомнениями в вере. Это ведет к показной религиозности; некоторые верующие ведут себя, как роботы – на вопрос «Как поживаешь?» они автоматически отвечают: «Я благословлен и процветаю!» Однако, зная этих людей близко, я понимаю, что они всего лишь выдают позитивные утверждения, даже если их мир рассыпается на части. Замечу, я верю в то, что на трудности надо отвечать Словом Божьим и не предаваться негативным рассуждениям, но это совсем не то, о чем говорится в Послании Иакова (5:16) «признавайтесь друг пред другом в проступках». Позитивные утверждения имеют библейское основание (Притчи 18:21), но они не должны удерживать верующего от получения совета пастора и от признания другим верующим в необходимости молитвы за него.
5. Теория процветания основана исключительно на пожертвовании.
Хотя в Библии и сказано, что мы пожинаем то, что посеяли, и получаем, если отдаем (Ев. от Луки 6:38), одно из заблуждений «Слова Веры» в том, что оно односторонне подходит к благосостоянию. Я верю, что церковь должна учить верующих не только отдавать, но и получать, а также распоряжаться тем, что они имеют (откладывая и инвестируя на будущее).
Когда мы учим верующих только отдавать, мы ограничиваем изобретательность и благословение, которые многие люди могут испытать. Без сочетания пожертвований с усердным трудом, образованием, и умением планировать доходы и расходы, многие так и будут жить от одного периода безденежья до другого, эпизодически получая какую-нибудь помощь Бога, в зависимости от своих пожертвований. Бог может благословить нас только в соответствии с нашей способностью распоряжаться тем, что Он нам дает!
В бедных странах, как я обнаружил, единственное решение, которое предлагают верующим для избавления от бедности – пожертвование церкви, так что единственный, кто обогащается – пастор. В Царстве Бога церковь призвана применять более целостный и продуманный подход к благосостоянию, и к борьбе с бедностью.
6. Последователи «Слова Веры» принципиально верят в силу безличной веры, а не в дарование веры Христом.
Я неоднократно замечал, что представителей движения вера является некой безличной силой, почти как закон гравитации. Это неизбежно ведет к учению вроде «верь в свою веру», что отдаляет людей от личных взаимоотношений с Господом. Чем лучше я узнаю кого-то, тем больше я ему доверяю. Вера – не сила. Это результат возрастания в доверии, основанном на личном познании Господа. Вера основывается на отношениях, это не безличная сила.
7. Некоторые пасторы построили учение своих церквей на проповедях этих учителей.
Братья Хейгин, Т.Л.Осборн, Смит Уигглсворт и им подобные были не просто пасторами, призванными наставлять верующих. Они были способны обосновывать свои проповеди на своей главной миссии, которая заключалась в вере и в исцелении. Проблема в том, что многие пасторы не понимают этого, и начинают подражать этим великим подвижникам, привлекая паству только тремя темами – верой, процветанием и исцелением. Это приемлемо для странствующего проповедника и евангелиста, но постоянная конгрегация нуждается в сбалансированном учении, которое включает полное изложение Божьей воли (Деяния 20:27). Пастор должен проповедовать не только об исцелении, но и об освящении, не только о силе веры, но и об испытаниях и несчастьях; о сдвигании гор – и о браке; о пожертвованиях – и о необходимости усердного труда и ответственности. Я люблю проповедовать о вере и исцелении, но как пастор я часто должен затрагивать темы, которые мне нравятся меньше, но которые необходимы другим для возрастания в Господе.
8. Учение «Слова Веры» может провоцировать чувство вины и стыда.
Я много слышал о людях, которые страдают от чувства вины, потому что они никак не могут выздороветь или поправить свое финансовое положение. В некоторых случаях, знаменитые проповедники используют псевдонимы во время лечения в клиниках, чтобы никто не узнал об их болезнях и необходимости обращения к врачам!
Нам необходимо говорить не только о силе вере в наших церквях, но и смирении, честности и слабости – признавая, что мы не всегда одерживаем победу над грехом и болезнями, и не всегда можем найти всему объяснение. Фактически, мы не знаем, почему несчастья и бедствия могут происходить в жизни верующих (см. книгу Иова).
9. Учение «Слова Веры» порождает самовлюбленных и гордых последователей.
Как только «Слово Веры» перекосило в сторону прав личности, оно начало привлекать множество самовлюбленных людей, которые используют Бога в оправдание своего гламурного образа жизни и презирают тех, кто живет скромно. К несчастью, это учение часто поощряет самолюбование, которому мы все подвержены, и многие крупные служения основаны на американской мечте об особняке и лимузине, а не на несении креста и следовании за Христом. Иисус сказал в Ев. от Луки (14:33), что мы должны отрешиться от всего, чтобы стать Его последователями, но многие в «Слове Веры» помышляют исключительно о приобретении. Воистину, нельзя воскреснуть, если сначала не умрешь на кресте.
10. Движение оторвано от повеления в Бытие 1:28.
И последний, но не менее важный пункт. «Слово Веры» ограничивает свою сферу деятельности. Слово Божье, вместо ограничения нашим личным здоровьем и благополучием, учит нас преображать целые города и побеждать государства верой! (См. Исайя (61:4) и Послание к Евреям (11:33). Евангелие – поручение крестить и учить целые нации, не просто отдельных людей (Ев. от Матфея (28:19-20). Евангелие учит обращению не только к отдельным грешникам, но и борьбе с мировым злом. «Слово Веры» учит о личной вере, но ничего не говорит о победе церкви. Тем не менее, когда речь идет о сообществе верующих, вера поддерживается, в том числе, и культурой этого сообщества и его помазанием. Первое Послание к Коринфянам (11:27-32) и Послание к Евреям (гл. 3-4) учат, что целые конгрегации могут быть поражены средой, в которой процветают неверие и непослушание.
В целом, «Слово Веры» отделило Евангелие от Царства, и как следствие, сделало свое учение проповедью о личном успехе, а не о преображении общества. Отделение Евангелия от Царства влечет за собой зацикленность верующих на себе, а не на нашей ответственности перед Творением. С Благой вестью о Царстве мы верим и в личное, и в коллективное, и в общественное преображение!
И наконец, я всем сердцем верю, что в «Слове Веры» больше хорошего, чем плохого, и что это был план Божий – восстановить библейскую веру в сверхъестественные события в жизни церкви. Все мы «отчасти знаем, и отчасти пророчествуем», даже Апостол Павел (Первое Послание к Коринфянам (13:9-12). Соответственно, иногда церкви Христовой требуются годы на нахождение равновесия, когда старые истины восстанавливаются. Один из ключей жизни – равновесие, и библейское равновесие не может наступить, пока мы не попытаемся принять волю Божью во всей полноте.
Автор — Джозеф Маттера / charismamag.com
Перевод — Наталья Махмальбаф для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Друзья а вы знали что этимология ( оригинальное значение) для слова вера Это ВЕРНОСТЬ, в любом языке то ли русский то ли иврит. Проверьте этимологию слова.
PS понятие «Вера» вытекает из понятия вера в Бога, то есть слово и понятие «вера» подразумевает понятие вера в Бога.
главный принцип веры по которой все происходит исцеление спасение итд — это верность Богу. А все остальное это вера в свою веру. Но верит нужно в Бога, а не в свою веру и идеи. Будь верным тому что Дух святой говорит тебе сегодня -это вера, тогда все получится.