Многие незамужние и неженатые люди в церкви с трудом воспринимают ярлык “холостой”, потому что в церквях к ним могут относиться как к людям второго сорта. Это отношение базируется на неправильном учении о холостых. Проще говоря, церковь может идеализировать брак и сделать его основной вехою зрелости во Христе, считая холостых, вне зависимости от их возраста, незрелыми до тех пор, пока они не найдут себе пару.
Путать брак со зрелостью всегда было неправильно, но ситуация была проще, когда брак был культурной нормой в американских церквях. В начале прошлого века большая часть населения состояла в браке, в 1970-х годах количество семейных снизилось до 70 процентов, а в 2014 году упало до 50%. Неизбежной реальностью стало то, что в большом количестве церквей среди прихожан есть холостяки всех возрастов. Церкви необходимо научиться тому, как лучше проявлять любовь к холостым, и первым шагом является восстановление искажённого богословия.
Хотя этот список и не является исчерпывающим, тем не менее, в нём представлены четыре лжи, которые вносят основной вклад в неуравновешенное учение о холостых. Скорректировав эти вводящие в заблуждение интерпретации Писания, мы будем лучше подготовлены к тому, чтобы любить неженатых и незамужних людей в наших общинах и служить им.
Ложь №1: Холостой = одинокий
“И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.” (Быт. 2:18)
Помимо общения с животными и Богом, Адам был, фактически, одинок. Также понятно, что он был неженат. Бог провозгласил, что выполнять свою миссию в одиночку для него будет довольно проблематично, поэтому Он дал Адаму жену в качестве помощницы.
У нас есть тенденция относиться к Быт. 2:18 как к тексту предписывающего характера, делая вывод, что Божьим решением для отсутствия общения является брак. Однако, если это правда, то что же подразумевается в отношении холостых? Это означало бы, что Бог не считает, что одиночество — это хорошо. Но, если бы это было правдой, то почему некоторые из известных нам персонажей Писания были неженаты, включая Иоанна Крестителя, Иисуса и Павла?
Для того, чтобы понять это место Писания, нам необходимо расширить наш взгляд. Я верю, что Бытие 2:18 — это описательный текст, из которого мы можем почерпнуть предписывающую истину о том, что жить вне сообщества нехорошо. Бог сотворил нас жить в контексте взаимоотношений, и эти взаимоотношения различны для различных людей.
Для одних это сообщество примет форму супруга и детей. Для других это будут отношения с друзьями и родственниками. И для всех нас это означает принадлежность к поместной церкви.
Ложь №2: Ваша ценность заключается в вашей роли
“Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов.” (Притч. 31:10)
Я очень аккуратно отношусь к тому, что мы говорим незамужним женщинам об их ценности и важности в Божьем Царстве. Я регулярно слышу мысль о том, что женщина достигает наибольшей полноты, когда реализует себя как жена и мать. И многим из нас приходит на ум 31-я глава Притчей, когда мы думаем о том, что такое благочестивая женщина.
Да, эта женщина из книги Притчей является примером духовной зрелости, но не просто потому, что она управляет своим домом и заботится о семье. А потому, что она является воплощением благочестивого характера.
Временные жизненные роли, такие как жена и мама, не являются главными показателями благочестия. Нам следует акцентировать особое внимание на благочестивом характере, который поможет верующему человеку прославить Господа в любой период своей жизни. Нет ничего такого, что вам необходимо было бы для успешного брака, но не нужно как холостяку. Независимо от нашего семейного статуса, нам всё так же необходимо исповедовать грехи и прощать, хорошо относиться к людям и умирать для себя каждый день. Давайте будем воодушевлять незамужних и неженатых людей видеть свою ценность не в том, что временно, а в том, что главное — в благочестии.
Ложь №3: Брак гарантирован
“Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.” (Пс. 36:4)
Контекст здесь крайне важен. Когда мы не читаем Писание в контексте, то можем сделать Господа ответственным за те обетования, которых Он никогда не давал. Давид написал Псалом 36 для того, чтобы напомнить Божьему народу в период отчаяния, что Бог восстановит справедливость и благословит их верность. Давид не давал им абсолютной гарантии того, что, Господь даст им всё, чего бы они не пожелали, просто потому что это хорошие желания.
Иногда люди обращаются к этому месту Писания, когда учат о браке, оставляя многих холостых людей разозленными и обиженными на Бога, Который никогда не обещал им брак как нечто первоочередное.
Истина заключается в том, что не все благочестивые люди выходят замуж и женятся. Нам необходимо принять эту истину, проповедовать её и радоваться ей! Для многих людей самое лучшее от Господа будет включать в себя жизнь без супруга(и) и биологических детей. Эти люди будут знать Господа намного глубже, служить Ему намного усерднее, и переживут радость в жизни намного полнее, чем если бы они были в браке. Не потому, что одиночество лучше, но потому что брак никогда не был Божьим совершенным планом на их жизнь.
Независимо от силы нашего желания, Писание не гарантирует нам брак. Но оно учит нас: “Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе” (Флп. 4:6-7).
Писание также учит нас, что пути Божьи выше наших путей, и Его мысли выше мыслей наших (Ис. 55:9). Мы можем просить у Господа то, чего желаем, но Он оставляет за Собой право решать, что для нас лучше. И Его “лучше” — это не просто утешительный приз.
Ложь №4: Брак = счастье
Один из стереотипов в отношении брака заключается в том, что это практически абсолют счастья. Социальные сети, фильмы, телевизионные программы и книги говорят нам, что все наши “холостяцкие проблемы” будут решены, как только в нашей жизни появится Прекрасный Принц на белом коне и спасёт нас. На практике же, брак — это когда два несовершенных человека соединяют свои сокрушенные жизни, чтобы стать одним целым.
Если мы поверили хотя бы одному из этих утверждений, то нам необходимо пересмотреть свое богословское понимание незамужней/неженатой жизни. Нам нужно свергнуть идола брака с престола наших сердец, и научиться определять свою идентичность так, как это делает Господь. Он смотрит на холостую жизнь и жизнь в браке как на равноправные благословенные дары, с помощью которых будет раскрываться Его слава (1 Кор. 7:7). Разделяем ли мы Его видение?
Автор — Элизабет Вудсон / thegospelcoalition.org
Перевод — Юлия Попова для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!