Роберт Дженсон однажды сказал, что богословие – это некий вид “грамматики”. Можно сказать, что церковь, как община, говорит на “христианском языке”, а богословие формулирует синтаксис и семантику этого языка.
Слово “теология”, состоящее из двух греческих слов Теос (Бог) и Логос (слово), буквально означает “слово о Боге” или “беседы о Боге”. Мы занимаемся богословием, когда говорим о Боге, и теология как многогранная дисциплина описывает, кто такой Бог и что Он делает. Когда мы говорим, что “Бог есть любовь”, что “Иисус есть Бог” или что “мы нуждаемся в Спасителе”, то занимаемся богословием, потому что говорим о Боге. Теологией также является, когда мы указываем на прямые атрибуты (качества) Бога – например, Бог благ; или когда указываем на то, что Он говорит о нас (что мы злы).
Итак, богословие – это язык христианства. И нам, христианам, следует больше, чем кому-либо, говорить о Боге – постоянно и заразительно. Однако многие ведут себя так, словно богословие есть нечто чуждое природе и делам Бога. Они говорят: любящий Бог – это отношения, а не набор доктрин. Для них теология – это академические упражнения для богословов, которые не особо важны для повседневной христианской жизни. Для таковых богословие – это нечто внешнее, не имеющее отношение к сердцу.
Когда богословие воспринимают как академические упражнения для элиты немногих, его хочется отбросить как ненужные оковы. Но правильно понимаемое богословие дает свободу и направляет к вечности, потому что невозможно быть христианином без христианского богословия. Без теологии христианство – немая, безжизненная религия. Христианский Бог Сам определяет и демонстрирует богословие. Я не могу говорить о своей жене, не описывая ее как-то; так и христиане не могут без богословия описывать Бога.
Итак, теология – это грамматика христианской веры. Мы не можем обойтись без нее. Не можем ее игнорировать. И я полагаю, что важность богословия можно выразить с помощью пяти фундаментальных концепций.
1. Библейский Бог – богословский Бог
Это утверждение особенно очевидно в свете того, что мы только что говорили о буквальном значении слова “теология”. Но важно глубже понять эту мысль.
Когда Бог говорит “Я есмь сущий” (Исх. 3:14), то этим подразумевает, что Он суверенен, и что мы должны поклоняться Ему и доверять Ему. Когда Иисус говорит “придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас (Мф. 11:28), то подразумевает, что Он суверенен, но также и благ, любящ и милостив.
Когда Иисус говорит, что “Дух научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам“ (Ин. 14:26), то подразумевает, что Бог настолько посвятил Себя миссии взращивания в нас богословия, что решил “обосноваться” в нас самих (1 Кор. 6:19). Библия учит нас и показывает, как нужно передавать другим истину (Иуд. 1:3; 2 Тим. 1:14). Теология важна в глазах Бога.
Природа говорит о Боге (Пс. 18:2), и Сам Бог говорит о Себе Самом (Ин. 14:26). Мы говорим о Нем, когда славим Его, и говорим о Нем, даже когда отвергаем Его. В конечном счете, даже атеисты – “самые рассерженные в мире богословы” – говорят о Нем, утверждая Его “ненужность”. Никуда не деться от “богословского” Бога.
2. Библия – богословская книга
Библия – само Слово Бога (2 Тим. 3:16-17). Ее слова исходят от Самого Бога и указывают на Него. Ее слова объясняют нам, Кто Он, и кто есть мы в отношении к Нему. Библия – это богословская книга, потому что говорит о Боге.
Когда мы наставляем кого-нибудь, или когда Слово Божье наставляет нас, – это богословский процесс. Некоторые из самых влиятельных на планете христиан, принимающих Библию как Божье Слово, не особо, кажется, любят теологию. Им не нравится, что она “разделяет” христиан или, как они думают, мешает “настоящему служению”. Однако, если они читают Библию, то читают о характере и делах Бога. Они – “по уши” в богословии.
3. Евангелие – богословское послание
Евангелие означает “Благую весть” и часто описывается как послание или провозглашение. Евангелие провозглашает ту добрую новость, что Иисус восседает сейчас на троне и что ни в каком другом имени нельзя найти спасение (Деян. 4:12). Евангелие связано с миссией Триединого Бога, занимающегося искуплением всей вселенной. В Своей любви Бог послал Своего Сына победить грех и смерть. А Сын послал Святого Духа, чтобы сделать нас способными жить в свете этой победы.
Мы не верим в так называемое “евангелие” мормонов или свидетелей Иеговы. Они предлагают искаженное богословие о том, каков Бог и каков Иисус, и что означает вечность с Ним. Их теология ведет к гибели. Разница между истинным и ложным евангелием – это разница между провозглашением истинного и ложного богословия.
4. Церковь – богословский глашатай
Когда Иисус говорил Своим ученикам, что “врата ада не одолеют церковь” (Мф. 16:18), то излагал им богословскую истину. Церковь, как Божий народ, вооружена такой теологией, которую дьявол не может уничтожить. Сатана знает богословие очень хорошо – даже “бесы веруют и трепещут” (Иак. 2:19). Сатана провозглашает теологию ненависти. Церковь же – глашатай богословия любви.
Когда верующие собираются по воскресеньям на богослужение, они провозглашают царем Бога – не сатану. Мы говорим Богу, друг другу и этому миру, что нас объединяет не хобби и не какие-то люди, проекты, но богословие. Мы поклоняемся одному и тому же Богу. Нас изменило одно и то же Евангелие, которое основано на одном и том же богословском фундаменте.
5. Христианская жизнь – это богословие на практике
Кевин Ванхузер убежден, что богословие формирует “пьесу” христианской жизни, что оно является сценарием разворачивающейся драмы “Божья работа в этом мире”. Своей жизнью мы демонстрируем свою теологию. Если мы следуем “сценарию”, то практикуем правильное богословие, показываем другим, каков Бог и что конкретно Он совершает в этом мире.
Наша теология не может быть отделенной от нашей жизни. Рассел Мур пишет:
“Богословие, отделенное от миссии – а значит, отделенное от той жизни, к которой нас призывал Иисус, – это не библейское богословие. Иисус Христос сказал, что Его овцы слушают Его голос и бегут на этот голос. Слушание голоса Христа создает некое движение, прогресс. Истинное богословие своей конечной целью ставит вопрос не “что”, но “Кто”. Такая теология показывает нам, как Бог спроектировал эту вселенную в соответствии с образом и характером Иисуса Христа; как, в конечном итоге, Он все объединит во Христе; как во Христе Бог реализует Свой план примирения людей с Собой и друг с другом, даруя, таким образом, свободу вселенной стать тем, для чего она и задумана – быть театром Божьей славы”.
Другими словами, если мы не верим в правильное богословие, наша жизнь не сможет правильно отображать Бога. Бог не просто хочет, чтобы у нас была правильная теология. Он хочет, чтобы у всех людей во всем мире была правильная теология. Поэтому мы, как Его ученики, призваны делать учеников. Это – повеление, чтобы мы говорили другим о Боге и говорили правильно. Мы хотим, чтобы народы не просто услышали о Боге, но чтобы познали Его именно так, как Он открылся через Писание.
автор — Брэндон Д. Смит / The Gospel Coalition
Последнее: 26.07. Спасибо!
Если статья богословская, то богословский вопрос. Автор пишет: «А Сын послал Святого Духа, чтобы сделать нас способными жить в свете этой победы». Соответствует ли это Писанию? А именно:
16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
(Иоан.14:16)
И: соответствует ли филиокве Писанию?