Порой мы не сразу распознаем ценность подарка, когда его получаем. Несколько лет назад, после того как я закончил писать диссертацию по книге Псалмов, один друг подарил мне маленький Псалтирь в твердом переплете. Эта была простая и недорогая книжка. Однако, с годами он стал одним из самых ценных подарков, которые я когда-либо получал. Эта книга стала для меня больше книгой для молитвы, нежели для чтения, ведь сейчас я вникаю в псалмы и назидаюсь ими, как никогда раньше.
Как христианин, я люблю псалмы. Как ученый, я их изучаю. Однако как пастор, я в них нуждаюсь. Действительно, каждому христианину нужны псалмы, но в последние годы я понял, что пасторы особенно нуждаются в них.
И вот пять тому причин.
1. Пастору нужна честность
У разных людей разные любимые псалмы. Однако, есть общая сильная черта, которая находит отклик в сердцах всех христиан – честность псалмопевцев. Божьи поэты жили в реальном мире. Они страдали, скорбели и взывали к Богу. Они получали спасение и освобождение, танцевали и поклонялись Богу. А между этими событиями они, так же как и мы, ждали и задавались вопросами.
Многие псалмы особенно хорошо читать в тяжелые времена, потому что они были написаны в тяжелые времена. Их авторы переживали смятение, конфликты, тревогу и депрессию. Тем не менее, само существование Книги Псалмов является доказательством того, что они не скрывали боль внутри, не притворялись, проходя через обстоятельства. Вместо этого они говорили правду о том мире, в котором жили, о бременах, которые носили и о Царе, чье пришествие принесет всему исцеление.
В идеале, пасторы должны говорить истину так, как это делали псалмопевцы. Но часто мы привыкаем говорить правду обо всем, кроме самих себя. Пасторство – тяжелый труд, и это правда. Пасторы нуждаются в помощи – это правда. Пасторам не чужда борьба – правда.
Мудрый лидер знает, что не во всякой ситуации можно открыть свои сокровенные чувства. Однако, пасторы нуждаются в том, чтобы искренне излить свое сердце и псалмы словно пролагают путь к честности, по которому сердце может пройти. Невозможно молиться словами псалма искренно, не открывая при этом сердца – и это важная причина, по которой пасторам нужны псалмы.
«Изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Псалом 61:9).
2. Пастору нужны друзья
В личном служении человеку, пастырь церкви сталкивается со множеством непростых ситуаций, конфиденциальной информацией и невидимыми глазу бременами. В публичном служении церкви, роль руководителя и проповедника становится частью нашего естества. Груз личного служения может вызывать чувство одиночества, в то время как динамика публичного служения может нанести вред нашей личности.
Личные бремена и публичные роли могут привести пастора к ощущению, что у него нет друзей. Вне зависимости, имеет ли такое ощущение реальные основания или нет, оно лишь возрастает, когда друзья оставляют, конфликты нарастают или рушится партнерство в служении. Пасторство и дружба часто словно вода и масло, хотя такому положению вещей не хватает зрелости и здравости.
Ни один из ныне умерших авторов не может заменить живого друга. Еман и Ефам (Пс. 87-88) не смогут превратиться в моих товарищей по колледжу, а сыны Кореевы не смогут оказать мне ту же поддержку, какую оказывает группа родных мне людей из церкви (Пс 41-49, 87-88). Однако, в свою меру и определенным образом, псалмопевцы составляют добрую и сердечную литературную компанию. Хотя они уже мертвы, они все еще говорят (Евр. 11:4).
Своими словами эти сопастыри дают нам понять, что мы не одни. Они ведут нас к честности, они остаются с нами столько, сколько нам нужно и дают нам повод не отчаиваться. Когда мы идем по хорошо протоптанной дороге пасторского служения, псалмопевцы вновь и вновь повторяют нам Божьи обещания и согревают наши сердца, когда кажется, что друзей вокруг нет.
Конечно же, друг, в котором мы все в конечном итоге нуждаемся — это Бог. Поэтому труд псалмопевцев так дорог нам, ведь он по-новому открывает нас Богу вечной любви. Возможно, мы забывали о Нем, возможно пренебрегали или сводили отношения с Ним к рабочим, в любом случае, псалмы снова и снова возвращают нас в общение с нашим лучшим и самым верным Другом.
«Вот, Бог – помощник мой; Господь подкрепляет душу мою» (Пс. 53:6).
3. Пастору нужны молитвы
Я благодарен за то, что служу собранию верующих людей, которые поддерживают и молятся за своих лидеров. Однако, мне не просто нужны их молитвы; мне нужны молитвы, которыми я молился бы сам.
Я, будучи пастором, чувствую недостаточность собственных молитв. Люди слишком ценны, бремена слишком тяжелы, круг нашего общения слишком широк, наша миссия слишком необыкновенна. Радости, которые мы разделяем, не выразить словами, а наша борьба лишает нас слов.
Из каких слов должна состоять молитва, чтобы выразить бессилие заботящегося о лежачем больном, агонию химиотерапии, сумерки умственного расстройства или мучение суицида? Какие слова передадут боль, нанесенную клеветой, бурю, вызванную церковной дисциплиной или тяжесть тайного греха, отравляющего наш собственный духовный плод?
Тем не менее, когда мы сталкиваемся с неспособностью молиться, четверо предлагают нам поддержку: Сын, Дух, святые и Псалмы. Сын ходатайствует за нас перед Отцом, Дух присоединяется к Нему с воздыханиями неизреченными, наши святые собратья возносят к Господу наши нужды, а псалмопевцы приглашают нас воззвать к Господу словами их псалмов (см. Рим. 8:34; 8:26; Кол. 1: 9-11 и Пс. 21:1, цитирующийся Иисусом в Мк. 15:34).
Триединый Бог таким образом наполнил Псалмы, что через слова псалмопевцев мы слышим Дух живого Христа вопиющим, а когда мы молимся этими словами, наши сердца переживают единение со святой мелодией, согретой дыханием Самого Бога. Таким образом Псалмы становятся молитвенной книгой пастора в те времена, когда собственные источники слов пересыхают.
«Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего» (Пс. 21:1).
4. Пастору нужна радость
Однажды, после сложного и затянувшегося вечернего общения, один пожилой старейшина сказал мне три вещи, о которых я с тех пор не забывал. Он сказал (1), что Бог помазал меня вести Его церковь, (2) что сатана хочет украсть мою радость и (3), что при подготовке «морских котиков» их проводят через круги ада, чтобы сделать из них настоящих бойцов.
У каждого верующего есть свой «баллон радости», который имеет тенденцию давать течь. По многолетним наблюдениям очевидно, что наш враг любит проделывать дыры в пасторских «баллонах», откачивая чувство собственной ценности, при этом поднимая на поверхность мельчайшие пороки.
Стратегия проста: хочешь рассеять овец – избавься от пастуха, а коль хочешь украсть – отрави (Деяния 20: 28-32; 1 Тим. 4:16). Неудивительно, что Писание наставляет нас помогать нашим наставникам, чтобы они пеклись о нас «с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).
К счастью, Дух Святой с любовью омывает и наполняет сердца пастырей живой водой Псалмов. Как каждому городу нужен источник свежей воды, так и каждый пастор должен черпать из чистого источника, который представляют собой боговдохновенные песни, которые Дух Святой использует, чтобы напитать нас. Время, регулярно проводимое в Псалмах, восстанавливает наши сердца и вновь наполняет их радостью, льющеюся из сердца Самого Бога.
«Все источники мои в тебе» (Пс. 86:7).
5. Пастору нужен Христос
В конечном итоге, во всем и больше всего нам нужен Сам Добрый Пастырь. Нам нужна сила, проявляющаяся в заботе Христа, больше, чем любая методика, конференция или любое другое время.
Мы призваны вести церковь, но мы с трудом ведем самих себя. Мы призваны печься о Божьем стаде, но сами порой блуждаем, как потерянные овцы. Мы призваны заботиться и насыщать тех, кого доверил нам Бог, но наши собственные жажда и голод ничуть не меньше. Мы в равной мере нуждаемся в тихих водах и злачных пастбищах, как и наши собратья. Иссушенному пастору нужны злачные пажити.
Итак, где же это место, где меня знают, лучше, чем кто-либо, где накормят, защитят и направят? Только в объятиях Доброго Пастыря, чей голос эхом звучит в словах Псалмов. В них мы видим Его пример и слышим Его страдания. Мы слышим молитвы тех, чьи пророчества Он исполнил. В их мольбах и обещаниях мы открываем тонкие линии предзнаменований жизни, смерти и вечного царствования Христа.
В них – Он, скорбящий, преклоняющийся и страдающий, добрый царь в век зла. В них — Он, разделяющий наши слабости, чтобы мы могли разделить Его победу. В них – Он, поднимающийся, как заря, Сын, которого так ждали псалмопевцы. В действительности, голос, которым говорят псалмы, принадлежит Христу, ведь образ Христа в Писании во многом соотнесен с образом Его царственного праотца Давида, только гораздо величественнее, лучше и абсолютно чистый.
Давно знакомые слова – «Господь – пастырь мой...» — они ведь не только для литургий, проповедей и речей на похоронах, но и для собственной души пастора, произносящего их. Они о Господе, Который любит вести пасторов, потому что все Его пасторы также и Его овцы. Вот почему даже пастору – особенно пастору – нужны Псалмы.
«Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться…» (Пс. 22:1)
Песни для пасторского сердца
Порой ценность некоторых подарков открываешь в полноте только со временем. Псалмы – именно такой подарок. Они дарят нам честные слова, старинных друзей, молитвы, когда их не хватает, обновленную радость и утешительные слова Самого Христа.
Мудрый пастор не оставит эти песни лежать на полке, но будет носить их в своем сердце, через долины и пастбища на пути следования за своим Пастырем, помогая вести Его овец, пока дорога жизни не перейдет порог вечности.
«Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни» (Пс. 22:6).
Автор — Дэвид Гундерсен / thegospelcoalition.org
Перевод — Юлия Слепухина для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!