Недооцененный сигнал тревоги: Бог западного христианства непопулярен в эти дни. «Новые атеисты» отвергают нашего Бога, как надменного и яростного. Исламские экстремисты думают, что Он жадный до нефти гедонист. Но бог, которого они презирают не Бог. Он — не похожее на Христа искажение – деформированный образ, который западное христианство помогло сотворить.
Принимаете ли вы не подобное Христу, неправильное понимание Бога?
Давайте рассмотрим пять примеров, а затем вспомним совершенный образ Бога – Иисуса Христа.
1. Бог – слабоумный дедушка
Бог как страдающий старческим слабоумием дедушка – это приторно 'мило' и весьма наивно. Он на всё смотрит сквозь пальцы, балуя своих внуков и угождая им во всем. Подобные метафоры изображают Бога как добрую фею или джинна в лампе, который существует, чтобы служить нам. Если добавить гротеска, он — как богатый папик, что щедро тратится на свою любовницу, которую интересуют только деньги, когда она обменивает свою липовую любовь на его наследство.
Бог, который подскакивает к вам по молитвенному щелчку пальцев – замечательно! В конце концов, Псалом 36:4 действительно обещает: «Он исполнит желания сердца твоего», не так ли? И разве Иисус также не сказал: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22) ... до поры до времени. А затем мы теряем веру, и можем негодовать на Бога за то, что Он не повиновался нашим молитвам.
2. Бог – ушедший отец
Для других Бог подобен ушедшему из семьи отцу или собственнику жилья, живущему вне своего имения. Это неправильное понимание часто возникает у тех, кто потерял одного из родителей в результате развода или смерти. Их чувство отверженности бросает тень на их впечатление о Боге.
Они могут представлять себе, что Бог оставил их. Бог, Отец, который вышел из дому однажды и не вернулся. Бог, Отец, который нужен мне, чтобы научить меня взрослеть. Бог как невыносимое отсутствие. Они чувствуют себя сиротами.
3. Бог – карающий судья
Является ли Бог карающим судьей или суровым надсмотрщиком? Некоторые диагностические вопросы могут определить это искажение. Будучи ребенком:
- Часто ли вы слышали о Божьем осуждении греха и наказании грешников?
- Были ли вам знакомы эмоционально-взвинченные призывы к покаянию с последующим слезным раскаянием?
- Было ли ощущение разделения на «нас» и «них», тех, кто «внутри» и «снаружи», овец и козлов? Ставили ли ваши грехи под угрозу ваше чувство принадлежности?
- Были ли «конец времен» и Армагеддон известными вам понятиями? Боялись ли вы оказаться «оставленными»?
- Мучает ли вас до сих пор какая-то старая вина, в сожалении о которой вы застряли, вне зависимости от искренности вашего покаяния?
- Обвиняют ли и осуждают ли вас внутренние голоса? Наказываете ли вы сами себя словами или самоистязаниями, когда ошибаетесь?
- Чувствуете ли вы, что вы никогда не достаточно хороши? Или боретесь со стыдом?
- Думаете ли вы иногда, что Бог наказывает вас?
Эти вопросы описывают мои собственные страхи как рожденного и воспитанного в евангельской семье. «Евангельская» должно быть положительным словом, но оно часто ассоциируется с вредной приверженностью тому, чтобы «занять позицию» против всего и всех, против чего выступает Бог.
4. Бог – а-ля Санта Клаус
Иногда «а-ля Санта Клаус» сочетает в себе предыдущие искажения. Детское «богословие Санты» может перенестись и на представление о Боге, ведь оба эти образа тесно сочетаются друг с другом во время Рождества.
С одной стороны, Санта — законнический и осуждающий. Как поется в одной песенке на английском, «у Санты есть список (грехов?); и он проверяет его дважды. Он выясняет, кто из детей плохой, а кто хороший». Он видит вас — спите вы или бодрствуете — и «знает, были ли вы плохим или хорошим ребенком, поэтому будьте хорошими». Вы были достаточно хороши?
С другой стороны, Санта – очень любит нас. Мы можем отсылать наши пожелания на Северный Полюс или, сидя у него на коленях, сфотографироваться с ним и прошептать ему на ушко каждое свое желание. Ну, что-то вроде, «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Иоанна 14:13-14), не так ли?
Но вот наступает Рождественское утро, а под ёлкой вдруг нет подарков или же они не те, о которых просили... Где мой пони и зачем мне эти дурацкие носки? Так же и с Богом, (1) мы просим о каких-то своих желаниях, надеясь, что наша вера поможем их осуществлению, и (2) мы разочаровываемся, не получая ответа на наши молитвы.
И, наконец, Санта Клаус живет далеко и посещает нас только один раз в год — когда мы спим. Как это отличается от Иисуса, Который сказал: «Я с вами всегда» и «никогда не оставлю вас и не отвергну вас». В то же время, мы также слышали, что Бог на «небесах» (за Северным Полюсом) и придет снова однажды, как тать в ночи!
5. Бог как Иисус из волшебного зеркала
Даже зная, что лишь Иисус является образом Бога, мы можем уменьшить Его до отражающихся в волшебном зеркале наших героев или самих себя. Большая опасность в том, что мы служим себе через образ Божий, созданный нами из наших собственных эго или культур.
У нас есть хипстер-Иисус и Иисус-боец, Рэмбо-Иисус и Иисус из Организации Объединенных Наций. Как насчет Ганди-Иисуса, Иисуса-Мартина Лютера Кинга, или Иисуса-Рональда Рейгана?
В более широком масштабе, Бог может напоминать нашу национальную культуру. Таким образом, наш Бог похож на идеал Америки, на бога, «в которого мы верим». Но достаточно пересечь границу, и вы обнаружите толерантного канадского Иисуса, итальянского Иисуса-крестного отца, или сильного, как бык, русского Иисуса.
Упрямый факт: люди развивают идеи о Боге… а затем поклоняются своей идее. Уродливые идеи. Они помочь не способны.
Или способны?
Бог как Иисус
Христианская вера, сошедшая с небес, это по-настоящему добрая весть о том, что Бог — вечный Создатель вселенной — показал нам точно, кто Он и какой Он во плоти и крови человека Иисуса Христа (Эммануила — «С нами Бог»).
Иисус показал нам лицо и сердце Бога через Свою жизнь на земле, явил Себя через свидетельства очевидцев Его рождения, служения, смерти и воскресения. Мы рассматриваем эту жизнь как убедительное откровение и действие Бога, достоверно записанные в четырех Евангелиях. Наша наилучшая надежда на приобретение здорового образа Бога в том, чтобы погрузиться в качественный образ Христа, найденный в этих свидетельствах.
Это все еще заявление веры, но для христиан, это корректирующие линзы для искаженного видения. Взирать на Иисуса, особенно на Его жертвенную любовь на кресте (1 Иоанна 3:16) – это созерцать самый четкий образ Бога, который является совершенной любовью.
Автор - Брэд Джерсак / onfaith.co
Перевод — Ирина Грицак для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!