5 точек зрения на Страстную пятницу

5 точек зрения на Страстную пятницу

Что сделал крест? Почему он занимает такое центральное место в умах авторов Нового Завета?

Библия даёт множество удивительно полных ответов на подобные вопросы. Вот некоторые из них, с пяти различных точек зрения: с точки зрения Бога, с точки зрения Христа, с точки зрения сатаны, с точки зрения греха и с нашей точки зрения.

1. Божья перспектива

В Библии гнев Божий является функцией Его святости. Его гнев или ярость — это не взрыв дурного характера или хроническая неспособность сдерживать Свою раздражительность, а скорее справедливое и принципиальное противодействие греху. Божья святость настолько впечатляюще славна, что требует, чтобы Он гневался на тех из Его созданий, которые бросают Ему вызов, пренебрегают Его величием, игнорируют Его слова и дела и настаивают на своей независимости — даже несмотря на то, что каждый вздох, который они делают, не говоря уже о самом их существовании, зависит от Его провидения.

Если бы Бог взглянул на грех и бунт, пожал бы плечами и пробормотал: «Ну, Меня это не слишком беспокоит. Я могу простить этих людей. Меня действительно не волнует, что они делают», — наверняка в этом было бы что-то морально неполноценное. Разве Бога не должны волновать безобразия Гитлера? Разве Бога не должен волновать мой бунт и ваш бунт? Если бы Он поступал таким образом, то в конечном итоге обесценил бы Свою собственную значимость, запятнал бы Свою славу, опорочил бы Свою честь и Свою целостность.

Славная истина в том, что, хотя Бог и гневается на нас, по самому Своему характеру Он — Бог любви. Несмотря на Свой гнев (гнев, который является необходимой функцией Его святости), когда Бог видит нашу анархию, Он является любящим Богом и поэтому предоставляет нам средство для прощения грехов, которое сохраняет целостность и незапятнанность Его славы. Он приходит к нам в лице Своего Сына. Его Сын умирает в умилостивление за наши грехи. Он умирает, давая гарантию того, что Бог будет благосклонен к нам именно в тех областях, где Он противостоял нам в суде и гневе.

Но это совершенно не похоже на языческое умилостивление, поскольку жертву предусмотрел Сам Бог. При языческом умилостивлении мы приносим жертвы и умилостивляем богов. В Библии Бог является одновременно и источником, и объектом жертвы умилостивления. Он обеспечивает это, посылая Своего Сына на крест; но в то же время эта жертва удовлетворяет Его собственную честь, и Его праведный гнев отворачивается, не подвергая сомнению Его святость.

Апостол Павел пишет:

«Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Римлянам 3:25-26).

Обратите внимание, как Павел неоднократно делает акцент на том, что Бог послал Своего Сына на крест, «для показания правды (праведности) Его», — а не просто для того, чтобы спасти нас, — и также для того, чтобы оправдать тех, кто верит в Его Сына. Крест соединяет любовь Бога и Его совершенную святость.

Это по крайней мере одна из перспектив, с которой Бог смотрит на крест.

2. Перспектива Христа

Здесь тоже можно многое сказать. Но одна из великих и забытых тем о том, что означает крест для Сына, — это послушание Сына. Эта тема с особой силой проявляется в Послании к Евреям и в Евангелии от Иоанна.

Из них мы неоднократно узнаём, что Отец посылает, и Сын идёт; Отец поручает, и Сын повинуется. Сын всегда делает то, что угодно Отцу (Иоанна 8:29). Самое невероятное поручение, которое Отец даёт Сыну, заключается в том, чтобы пойти на крест ради искупления мятежного народа. И Сын знает, что это поручение, данное Ему. Иисус пришёл, как Он Сам настаивает, «не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Марка 10:45).

Но знание полученного Им поручения не облегчило послушание. Он предстал перед Гефсиманией и крестом с агонией ходатайства, характеризующейся повторяющимся прошением: «Но не чего Я хочу, а чего Ты» (Марка 14:36).

Для Иисуса крест был не только средством, с помощью которого Он принёс себя в жертву, праведный за неправедных, чтобы привести нас к Богу (1 Петра 3:18); это также была высшая точка Его безоговорочного послушания небесному Отцу (ср. Филиппийцам 2:8).

3. Перспектива сатаны

12-я глава Откровения — одна из самых важных глав Нового Завета для понимания взгляда дьявола на крест. Сатана изображается полным ярости, потому что он был изгнан с небес и знает, что его время коротко. Ему не удалось сокрушить Иисуса, поэтому он вымещает свою ярость на Церкви. Он «клеветник братьев» (стих 10), который хочет одновременно взбудоражить их совесть и обвинить Бога в нечестии, поскольку Бог принимает таких жалких грешников, как они. Но верующие, как нам сказано, побеждают сатану «кровью Агнца» (стих 11) — это недвусмысленная ссылка на крест.

Это означает, что эти верующие избегают обвинений сатаны, будь то в собственном сознании и совести или перед судом Божьего правосудия, потому что они мгновенно обращаются к кресту. Они с большим вниманием и глубокой благодарностью поют чудесные слова классического гимна Августа Топлади «Скала веков» (Rock of Ages): «Я ничего не несу в своей руке. Просто цепляюсь за Твой крест».

На это у сатаны нет возражений. Бог сохранил Свою честь, искупив мятежный род. Мы можем быть свободны от вины — как объективной вины перед святым Богом, так и субъективного осознания вины — не потому, что мы сами невиновны, а потому, что Иисус «грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его [мы] исцелились» (1 Петра 2:24).

Представьте себе первую Пасху, незадолго до Исхода. Мистер Смит и мистер Джонс, два еврея с замечательными именами, обсуждают необычайные события предыдущих недель и месяцев. Мистер Смит спрашивает мистера Джонса: «Вы окропили кровью ягнёнка два дверных косяка и перекладину над входом в ваше жилище?»

«Конечно, — отвечает мистер Джонс. — Я в точности следовал инструкциям Моисея».

«Я тоже, — подтверждает мистер Смит. — Но должен признать, что очень нервничаю. Мой мальчик Чарли значит для меня всё. Если, как говорит Моисей, ангел смерти пройдёт сегодня ночью по земле и уничтожит всех первенцев на земле, я просто не знаю, что буду делать, если Чарли умрёт».

«Но в том-то и дело. Он не умрет. Вот почему вы окропили кровью ягненка косяки дверей и притолоку. Моисей сказал, что, когда ангел смерти увидит кровь, он “пройдёт мимо” защищенного таким образом дома, и первенец будет в безопасности. Чего вы переживаете?»

«Знаю, знаю, — несколько раздраженно бормочет мистер Смит. — Но вы должны признать, что за последние несколько месяцев произошли некоторые очень странные события. Некоторые из эпидемий, конечно, поразили только египтян, но некоторые из них поразили и нас. Мысль о том, что моему Чарли может грозить опасность, ужасно расстраивает меня».

Мистер Джонс без особого сочувствия отвечает: «Я действительно не понимаю, почему вы беспокоитесь. Ведь у меня тоже есть сын, и, думаю, я люблю его так же сильно, как вы любите своего Чарли. Но я совершенно спокоен: Бог обещал, что ангел смерти пройдёт мимо каждого дома, дверь которого отмечена кровью, так, как Он предписывает, и я верю Ему на слово».

Той ночью ангел смерти прошёл по земле. Кто потерял сына, мистер Смит или мистер Джонс?

Ответ, конечно: ни тот ни другой. Исполнение Божьего обещания о том, что ангел смерти просто «пройдёт мимо», а не истребит их первенцев, зависело не от силы веры обитателей, а лишь от того, окропили ли они кровью косяки и притолоку. В обоих случаях была пролита кровь, были отмечены дома; в обоих случаях первенец был спасён.

Так и с нами, доверившимися Христу и Его работе на кресте за нас. Обещание избавления, уверенность в том, что мы приняты Всемогущим Богом, связаны не с силой нашей веры, не с её постоянством или чистотой, а с объектом нашей веры. Когда мы обращаемся к Богу в молитве, наше оправдание не в том, что мы хорошо себя вели в тот день, и не в том, что мы только что вернулись с христианского собрания, исполненные хвалы, и не в том, что мы будем стараться изо всех сил, а в том, что Христос умер за нас. И на это оправдание у сатаны нет ответа.

Ибо крест знаменует поражение сатаны, и сатана это знает. Вот что для него значит крест.

4. Перспектива греха

Грех, конечно, не является живым существом, поэтому мы не можем предполагать, что у греха буквально есть собственный взгляд. Но эта категория полезна, даже если она метафорична, потому что она помогает нам увидеть, что совершил крест в отношении греха.

В Библии используется много разных образов греха. Грех можно рассматривать как долг: я должен что-то, чего не могу заплатить. В этом случае крест является средством оплаты долга. На некоторых рождественских открытках можно прочитать следующее двустишие: «Он пришёл отдать долг, которого у Него не было, потому что у нас был долг, который мы не могли оплатить». Это совершенно верно. Вот что совершил крест.

Грех также можно рассматривать как пятно. В этом случае грязь удаляется смертью Христа. Или если взглянуть на грех как на правонарушение перед Богом. В таком случае крест искупает наш грех; он отменяет его и, таким образом, удаляет его. Независимо от того, какие образы используются для изображения мерзости и одиозности греха, крест является решением — единственным решением.

5. Наша перспектива

Крест — это высшая точка проявления любви Бога к Своему народу. Это символ нашего позора и нашей свободы. Это высшая мера того, насколько серьёзна наша вина, и утешительная уверенность в том, что с нашей виной разобрались. В Новом Завете с крестом связано множество важнейших слов и понятий: оправдание, освящение, дар Духа, наступление Царства.

Но в Новом Завете крест также служит высшим стандартом нашего поведения. Эту тему, возможно, наиболее драматично обозначил в Новом Завете апостол Пётр:

«Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петра 2:21-23).

И, конечно же, это главное, о чём Павел говорит филиппийцам: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Филиппийцам 2:5), — пишет он, а затем подводит ко кресту.

Автор — Дон Карсон / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!