У нас с Кимм была одна добрачная консультационная сессия перед нашей свадьбой. Она длилась около пяти минут, как раз столько, чтобы доброжелательный консультант вручил нам ящик с кассетами и призвал нас прослушать их. Мы бросили их в багажник. Однажды, девять месяцев спустя, он попросил их вернуть. Не проблема, ведь они лежали там, где я их оставил — в багажнике, нераспечатанные и неиспользованные.
Страшно подумать, насколько мы были не готовы к браку. Я не виню нашего консультанта. Я не уверен, что у него самого вообще была добрачная консультация. Но когда я вспоминаю последние 35 лет, я отмечаю, что было несколько сюрпризов, о которых было бы полезно знать.
Вот шесть сюрпризов, о которых, по моему мнению, должен рассказать каждый пастор или добрачный консультант:
1. Сюрприз греха
Помолвка — это как прогулка по парку аттракционов с запотевшими очками. Вы многого не видите, но кого это волнует? Вы же веселитесь! Правда заключается в том, что ваш избранник более грешен, чем вам кажется. Если его или ее грех еще не удивил вас, приготовьтесь: он удивит. Я не говорю, что ваш будущий супруг что-то скрывает. Просто у вас нет глаз, чтобы разглядеть то, что есть. Вот почему вам следует обратиться за советом к друзьям, семье и церкви, прежде чем отношения станут серьезными.
Возьмите чужие очки, чтобы посмотреть на своего любимого человека другими глазами. Кроме того, обязательно поговорите о «трех китах» прошлых грехов — закономерностях, партнерах и особенностях. Не пугайтесь того, что вы обнаружите. Ваш возлюбленный — такой же грешник, как и вы. Помните: наш грех настолько ужасен, что для его снятия потребовалась кровь Христа. Но Божья благодать имеет власть над «вспышками греха», которые вы не могли видеть до дня свадьбы. Не бойтесь. Обнаруженная вами греховность становится театром для демонстрации искупления Христа.
2. Конфликтный сюрприз
В первые годы брака я думал, что Кимм нужно совершенствоваться. Вы можете догадаться, к чему это привело. По мнению гуру брака, наши ранние конфликты просто указывали на недостаток навыков общения. Но в Библии сказано: «Отчего происходят между вами ссоры и драки? Не страсти ли это, враждующие в вас?» (Иакова 4:1-2).
Ссоры и споры происходят, когда мы не получаем желаемого. Мои ранние конфликты с Кимм показали, чего я жаждал. Я злился на нее, потому что у меня было много требований. Я хотел, чтобы Кимм уважала меня. Я думал, что уважение — это некое неотъемлемое право, основанное как на Писании, так и на американской конституции. Но прошло совсем немного времени, прежде чем я увидел, как хорошее желание может превратиться в губительное требование.
Я думал, что каждое библейское повеление для моей жены говорит о моей потребности и праве, которым я обладаю. Но я понял, что это выводит Бога из общей картины и ставит меня на его место. Конечно, уважающая себя жена способствует гармонии в браке. Но Божьи заповеди для Кимм существуют для того, чтобы помочь ей расти в любви к Нему. Они были даны не для того, чтобы я манипулировал ими в своих целях.
3. Сюрприз «медленного изменения»
Зайдите в темную комнату и щелкните выключатель. Что произойдет? Комната мгновенно преображается. Мы хотим духовных изменений таким же образом: услышать отрывок, щелкнуть выключатель для применения, и перемены наступят в течение часа. Это имело бы смысл, если бы христианство было торговым автоматом. Положи четвертак и жди газировку для освящения.
Но Бог регулирует темп перемен в зависимости от факторов, которые мы не можем видеть. Иногда Он делает это медленно, чтобы смирить нас. Это напоминает нам, что мы — не Он. Иногда Он дает изменения медленно, чтобы научить нашего супруга терпению, любви и милосердию. Когда два человека связаны узами брака, Божье развитие одного из них всегда направлено на развитие души другого. Требование немедленных перемен в новом супруге — это отличный способ привнести в брак новые проблемы.
Поскольку перемены требуют времени, мы должны помочь молодым парам воспитать в себе доверие к Благой вести, чтобы у них не было искушения устать или рассердиться. Евангелие открылось, и оно учит нас жить праведно и благочестиво, пока мы ожидаем явления Христа (Тит. 2:11-13). Перемены, которые принесет Христос, достойны ожидания.
4. Сексуальный сюрприз
А вот и сексуальный сюрприз. Вы вступаете в брак с диснеевским мышлением. Вы ожидаете, что все произойдет идеально, и вы будете жить долго и счастливо. Но секс непредсказуем. Некоторые обнаруживают, что их тела созданы для близости, и после медового месяца начинается жизнь, полная сексуальных приключений. Они удивляются, что все получается так хорошо; так и должно было быть. Но для многих секс оказывается гораздо сложнее, чем они себе представляли — будь то прошлое, физическая боль, запреты и стыд, трудности с поиском ритма или последствия сексуального насилия.
Вы удивляетесь, что супружеское ложе требует столько сборки — столько обязательств и работы. Для многих христиан секс — это «я». В первом веке Павлу пришлось говорить с коринфской церковью о сексуальных недоразумениях и ожиданиях (1 Кор. 7:3-5). С тех пор жизнь не сильно изменилась. Это удивительная реальность, к которой молодые пары должны быть готовы.
5. Сюрприз родителей/родственников
Брак перетасовывает круг ваших взаимоотношений. Никто не чувствует этого больше, чем ваши родители. Иисус сказал: «Для сего оставит человек отца своего и мать и сочетается с женою своею, и будут два одною плотью» (Матф. 19:5). Бог создал брак для того, чтобы создавать новые семьи. А чтобы создать одну семью, нужно оставить другую.
Как правило, люди сводят это к географии: «Я переезжаю из родительского дома к своей новой жене на другой конец города». Но «уход и разделение» также меняет авторитет и ответственность родителей. Как только пара вступает в брак, происходит сейсмический сдвиг в роли родителей. Они не перестают быть мамой и папой, но они не могут рассчитывать на то, что их будут уважать так же, как это было, когда дети были маленькими. Как проводится время, как часто они бывают вместе, где проводятся праздники, каковы ожидания от встреч с внуками, как делятся советами или мнениями — все эти славные благословения должны выйти из сферы ожиданий и перейти в сферу сотрудничества.
6. Сюрприз «Прощение стоит дорого»
«Все говорят, что прощение — прекрасная идея, — заметил К. С. Льюис, — пока у них не появляется что-то, что нужно простить». Возможно, самая болезненная и мужественная часть прощения — это когда мы должны принять на себя цену греха супруга. Боль от того, что против нас согрешили, не проходит быстро. Высказанные слова, потерянные деньги, нарушенные клятвы — эта боль застревает на «повторе».
Сердечная боль и душевные муки могут ворваться в ваш разум без предупреждения. Она подкрадывается, когда вы лежите на дне, и может встретить вас, как только вы проснетесь. Но библейское прощение влечет за собой как минимум две издержки. Во-первых, супруг должен сказать: «Я не собираюсь тебя наказывать». Среди нас нет ни одного человека, который бы мысленно не преследовал супруга и не выносил приговор, о котором говорит немилосердный раб в Евангелии от Матфея 18:28: «Плати, что должен!». Но чтобы прощение состоялось, мы должны отринуть инстинкт расправы над должником и освободить его или ее от наказания.
Во-вторых, мы должны сказать: «Я заплачу долг за этот грех вместо тебя». Долг не исчезает таинственным образом. Если я одолжу вам 10 долларов, а вы откажетесь платить, деньги не появятся волшебным образом в моем бумажнике. Кто-то должен проглотить это. Это часто мешает примирению. Мы хотим простить, но считаем, что это не должно стоить нам ничего. Нам кажется, что достаточно простого желания не мстить. Мы инстинктивно реагируем на несправедливость поглощения долга: «Это ты сделал! Теперь я должен платить?» Обращаться с супругом так, как того заслуживает его грех (гневом, уходом или эмоциональным наказанием), кажется более справедливым и равноправным. Но когда вы так поступаете, вы забываете о том, как много вам уже простили. Вы забыли о долге, который Христос заплатил за вас. Вам был прощен большой долг. Брак часто означает сделать то же самое.
Снять шоры
Многие молодые пары вступают в брак с закрытыми глазами, полагая, что их брак будет сказкой, о которой они мечтали, планируя церемонию в Pinterest и незабываемый медовый месяц. Но на самом деле брак выявляет наши грехи, обнажает наши желания, бросает вызов нашим отношениям и требует от нас регулярной практики дорогостоящего прощения. Молодым людям необходимо знать, что брак — это призвание к служению, где два грешника учатся — пока смерть не разлучит их — применять Евангелие благодати.
Если вы пастор или консультант по добрачным отношениям, расскажите новобрачным о сюрпризах, которые неизбежно принесет брак. Это подготовит их к еще большему чуду: как Иисус действует через сломленных людей, чтобы явить Свою несравненную любовь (Еф. 5:31-32).
автор — Дейв Харви / thegospelcoalition.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!