За время своего служения в миссии «Евреи за Иисуса» я столкнулся с целой плеядой выдумок, небылиц и отговорок, объясняющих, почему люди не могут проповедовать евангелие евреям. Что-то из услышанного вызывало у меня улыбку, что-то наоборот недоумение. Некоторые из суждений меня огорчали, потому что я слышал их от людей искренне верующих, читающих Библию. Конечно, все мы далеки от абсолютного знания по всем вопросам, поэтому Господь и дал нам друг друга, чтобы мы могли исправлять и помогать друг другу найти правильный путь.
Сразу хочу обратить внимание на два слова из названия статьи:
«ЕВАНГЕЛИЕ»: мы порой не очень представляем себе, что такое евангелие, хотя это слово уже заезжено до дыр. Люди часто под евангелием понимают разные вещи и дают совершенно разные трактовки тому, что же есть евангелие. Одни говорят, что это добрая весть или хорошая новость. Да, это действительно хорошая новость, но в чем она состоит? В ответ мы получим очень разные ответы: это надежда, это любовь, это учение, это раскрытие Библии по-новому… Другие говорят, что «евангелие» — это когда мы имеем силу исцелять болезни и изгонять бесов. Третьи о «евангелии процветания» – это когда ты уверовал и поэтому должен иметь абсолютно все в этой жизни, потому что ты сын Небесного Отца, который никогда не сделает тебе плохо. Объяснений есть еще много, но я акцентирую внимание на том евангелии, которое спасает душу человека, как еврея, так и человека из любого другого народа.
Павел пишет о нем следующее:
«Напоминаю вам, братия, евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Коринфянам 15:1-4).
И очень важно, друзья, говорить людям именно это евангелие!
Павел говорит, что спасаемся мы только от вести о том, что Иисус умер, погребен и воскрес. Это и есть евангелие: смерть и воскресение Мессии Иисуса. Именно принятие этого факта дает человеку рождение свыше.
«ЗАБЛУЖДЕНИЕ»: перевод этого слова прост – «ложное мнение» или «ошибка». В принципе, ошибаемся мы все, но если наши ошибки укореняются в уме и в сердце, то они превращаются в заблуждения.
Так вот я выделяю шесть таких заблуждений, которые, на мой взгляд, мешают нести евангелие моему еврейскому народу.
1. «ТОЛЬКО ЕВРЕИ МОГУТ СЛУЖИТЬ ЕВРЕЯМ»
Поверьте, эту фразу я слышал сотни раз от различных людей в разных уголках мира. Например, в таком варианте: «Вы что, ведь я не еврей, как я могу служить евреям?» Однажды в разговоре со мной один служитель сказал: «Брат, ты еврей, ты и служи своему народу, а я не могу…», — он запнулся, выдержал паузу и добавил, «…просто не могу». Еще одно предложение, поступившее мне когда-то: «Мы, неевреи, будем держать вам руки в молитве, а вы, евреи, идите и спасайте свой народ!» По большей мере, это надуманные мнения, часто базирующиеся на чрезмерном уважении, смешанном с страхом, и банальном незнании. Я встречал искренне верующих людей, которые совершенно честно не представляли себе, как они, гои, т.е. люди из других народов, смогут служить евангелием нам, евреям. На самом деле, эти суждения базируются на незнании Писаний и на неверии в тексты Нового Завета. Ведь Павел говорит:
«Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность» (Римлянам 11:11).
Здесь речь идет об Израиле, который упал. Если читать текст полностью, то мы видим, что уверовали не все. Но тем не менее падение произошло, это факт, и часть евреев Мессию Иисуса отвергли. Именно поэтому спаслись неевреи! Но вот вам и другой факт: именно неевреи возбудят ревность у евреев к познанию Бога и к евангелию!
Я помню, как мой учитель Луис Гольдберг рассказывал: до прихода к вере в Иисуса он работал на фабрике одним из управляющих. Один из его подчиненных был нееврей, и с ним Луис время от времени обсуждал Писания, о которых он тогда кое-что знал. Но в Луисе вызывало постоянную ревность то, что этот нееврей знал Писания лучше, чем он сам! Именно это подтолкнуло его к более тщательному изучению Библии, благодаря чему он пришел к вере в Иисуса как Мессию. Сегодняшняя статистика такова: большинство верующих в Иисуса евреев во всем мире пришло к вере именно через неевреев, которые смело делились с ними евангелием. Так произошло и со мной 24 года назад.
2. «ВНАЧАЛЕ Я ВЫУЧУ КУЛЬТУРУ И ТРАДИЦИИ ЕВРЕЕВ, А ПОТОМ СМОГУ ЭФФЕКТИВНО СЛУЖИТЬ ИМ»
На мой вопрос «Почему вы не проповедуете евреям евангелие?» люди часто отвечают: «Мы не выросли в этой культуре, мы не знаем, кто такие евреи. Как же мы можем взять и начать им проповедовать?»
Это странное мнение каким-то образом прижилось в умах многих по-настоящему искренних верующих. Некоторые из них начали рьяно учить традиции и культуру еврейского народа. Могу сказать о себе: я прожил на земле 41 год и время от времени интересовался культурой и традициями своего народа, но до сих пор всего не понял. На сегодняшний день просто нереально понять всю полноту еврейской традиции. А ведь с каждым столетием традиций становится все больше и больше, а с ними и разных еврейских толкований; книг на эту тему выпускается сотни. Вы можете потратить годы на изучение – и пропустить шанс всей жизни прикоснуться к евреям евангелием! Более того, сами евреи не знают всех своих традиций. Если вы уж решили изучать, то делайте это параллельно: выделяйте время служению и выделяйте время изучению культуры и традиций еврейского народа. Я за образованный подход, но за такой подход, который не исключал бы центральную личность Писаний, Иисуса. Конечно, бывает забавно наблюдать, когда люди в мессианских общинах не знают, как зажигать ханукальные свечи или на Песах приносят сдобные булки, а в Йом Киппур накрывают полный стол еды. Но поверьте, это все не смертельно. Если вы чего-то не знаете, это поправимо, главное, что вы знаете уже достаточно, чтобы спасти еврейскую душу! Ведь вы знаете евангелие и что Иисус исполнил Писания. Конечно, среди религиозных иудейских общин без специально образования служить сложно, но в целом на сегодняшний день еврейство представляет собой атеистическую группу людей.
3. ТЕОЛОГИЯ ДОБРЫХ ДЕЛ
Что это такое? Это учение о том, что евреи могут спастись, если все время благословлять их добрыми делами. Ожидается, что их сердца расплавятся и они автоматически захотят уверовать в Мессию.
Против ли я добрых дел? Ни в коем случае! Я очень даже ЗА добрые дела! Но многие дела заменили собой истину, а методы служения задвинули на задворки Иисуса. Например, люди делают много добрых дел для евреев: помогают по дому, убирают еврейские кладбища, ходят в магазин за покупками, помогают пожилым евреям выйти на прогулку в парк… Список этот длинный и включает в себя массу полезной работы. Но если эти верующие при всей своей помощи молчат о спасительном имени Иисуса – как спасется еврей?
Один человек мне рассказал такую грустную историю: «Я несколько лет служил одному пожилому еврею. Ходил к нему часто, помогал, а потом он умер, и, представь себе, я не успел рассказать ему о том, Кто спас меня! Я все ждал, что он спросит: ты почему такой добрый и хороший, что так бескорыстно мне помогаешь? А я бы ответил ему: это потому, что я верю в Иисуса, это Он меня сделал таким после моего покаяние! И вот, не успел». Такие истории меня веселят и печалят одновременно, ведь люди искренни и одновременно так наивны. Как другой мой знакомый сказал мне в беседе: «Я уже год служу пожилым евреям, которые пережили войну и Холокост. Как я могу позволить себе рассказать им об Иисусе?» Но ведь никто не знает, сколько может продолжаться такое устанавливание отношений. Никто не знает, когда человек отойдет в вечность. Поверьте, наше служение тоже делает массу добрых дел из этого списка, но мы не упускаем возможности говорить с людьми об их Спасителе – и мы видим, как евреи приходят к вере!
4. «У МЕНЯ ДРУГОЕ ПРИЗВАНИЕ»
Часто люди говорят: «Мы не служим евреям, потому что призваны служить в другом направлении». Но ведь Писание ясно говорит, что евангелие, во-первых, принадлежит евреям. Об этом писал апостол, который по национальности был евреем, но который был послан к языческим народам и, несмотря на это, он в первую очередь всегда шел к евреям. Проследите жизнь Павла по Писаниям, и вы легко это увидите.
«Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Римлянам 1:16)
Павел здесь ясно говорит, что он «должен» всем, но, во-первых, — евреям. По-моему, все здесь достаточно ясно сказано.
Люди же говорят: «Я бы с радостью проповедовал, но я призван танцевать. Кстати, ты знаешь, я танцую еврейские танцы тоже!» Лично я очень люблю смотреть, как танцуют другие люди, особенно когда они делают это профессионально. Потому что сам я танцевать не умею. Но никакие танцы не заменят донесения евангелия еврейскому народу!
Один пастор сказал: «Я бы с радостью служил евреям евангелием, но не могу: я призван проповедовать неевреям». Возвращаясь к Посланию к Римлянам, я ему ответил: «Дорогой пастор, ты не один апостол язычников. Павел тоже был таким, как ты. Но он всегда в первую очередь шел к евреям». Пастор стоял и молчал.
Другие говорят: «Я все время молюсь за евреев!» Это очень здорово и очень важно. Молитв много не бывает. Но молитва также не заменяет проповеди евангелия.
Писание учит, что все, кто исполнялся Духом Святым, впоследствии возвышали свой голос и начинали проповедовать. Посмотрите, например, Деяния 2; 4:31-33; 7 и другие места Писания. Стефан, например, как пишет Новый Завет, был муж веры и силы, а значит, много молился. Но даже перед смертью он возвысил голос свой и проповедовал евангелие своему народу. Как можно сострадать в молитве неверующим людям, неся на себе бремя неспасенного Израиля, а потом не пойти к евреям и не рассказать им об этой любви и сострадании, которые мы переживаем в молитве и о том, что лично для нас сделал Бог через Христа. Лично для меня это большая загадка. Я считаю, что люди, много молящиеся и исполняющиеся Духом и не говорящие о Спасителе не знающим Бога людям, угашают и огорчают Святой Дух.
5. «Я ВООБЩЕ НЕ ЕВАНГЕЛИСТ»
Согласен с тем, что многие из нас не являются евангелистами. Это особый дар, он часть пятигранного служения наравне с апостольским даром и учительским, даром пророка и пастора. Но проповедь евангелия – это необходимая обязанность любого рядового верующего, даже если он никогда в жизни не будет иметь дар евангелиста.
Есть три элементарные составляющие жизни любого верующего – от начинающих до зрелых:
- молитва
- чтение библии
- проповедь евангелия неверующим
Поэтому мы можем не быть евангелистами, но мы должны делиться тем, что Иисус сделал для нас и тем, как это отображено в Писании.
6. «Я НЕ ГОВОРЮ, ПОТОМУ ЧТО И ТАК ВСЕ УЖЕ ЗНАЮТ»
Основная причина такого суждения – неверие и разочарование. Конечно, иногда стоит просто оставить человека с этими разговорами на месяц-два или даже на полгода. Но поддаваться мнению, человек уже и так все знает – это ошибка. Иногда я служил людям по 10-15 лет, и они все не приходили к вере, но поскольку я продолжал служить им евангелием, их сердца наконец плавились, и они принимали спасение.
Я помню, как на Дерибасовской, где я стоял и раздавал евангельские трактаты, ко мне подошел мужчина лет 45, приехавший в Одессу погостить у родственников. Он долго рассматривал меня, потом мою футболку с надписью «Евреи за Иисуса», а потом вдруг сказал: «Я еврей». «Я вижу», — ответил я. Он улыбнулся. И рассказал: «В 1991 году «Евреи за Иисуса» дали мне такой листок, как Вы сейчас раздаете. Потом много лет приходили домой ко мне домой, присылали литературу, опять приходили. Я все отрицал». «А сейчас?» — спросил я. «А сейчас я уже несколько лет как уверовал в Иисуса как своего Спасителя, за что очень благодарен Вашему служению!» И таких историй множество.
Если говорить совсем простым языком, страх – это огромное препятствие, причем именно страх быть непринятым и неуслышанным, страх не знать, как начать, как продолжить и что вообще сказать. Разговор о вере у многих верующих сковывает умы и сердца. Это происходит из-за отсутствия опыта и практики в нашей повседневной жизни. Страх перед проповедью евангелия – самый сильный страх в жизни верующего, и именно от этого страха происходит масса других проблем и страхов.
Давайте проверим свое сердце и посмотрим, не заблудились ли мы случайно в своих оправданиях? Не заблуждаемся ли?
Анатолий Эмма / cis.jewsforjesus.org
Последнее: 26.07. Спасибо!