«777 секунд Торы» в тексте. Ахарей-Кдошим

«777 секунд Торы» в тексте. Ахарей-Кдошим

Двойная недельная глава Торы, которая называется Ахарей-Кдошим, это книга Левит с 16 по 20 главы. Хочется отметить, что главы эти насыщены очень многими событиями и тем, что Господь говорит для нас. Есть чему учиться.

Было большое искушение начать говорить о 16-й главе книги Левит, но как-то мы его преодолели, и поговорим о том, о чем реже проповедуют. В 19-й главе мы находим такой стих:

Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Господь, Бог ваш. (Лев.19:4)

Вспоминается, отталкивается от этого стиха, предупреждение Всевышнего о том, чтобы те, кто верит в Него, не делали изображений, не делали богов литых, чтобы не поклонялись им и не обращались к идолам. Ну, очень все понятно, когда речь идет о каких-то лжебогах, которых люди придумали, не веря в истинного единого Бога, но почему в некоторых местах Торы говорится о том, чтобы не делали разных изображений, когда речь идет о поклонении в принципе?

Известно, что Бог знает наше сердце, да? И мы также знаем из истории того же христианства, что задуманное, в начале, как помощь для развития веры, для поклонения Богу — оно потом, в итоге, сделало эти изображения не помогающими, а удаляющими от Бога и, фактически, превратило их в идола. Многие наверняка слышали объяснения разных священников о том, что «нет, икона не является Богом, она лишь призвана сфокусироваться на Боге», но, вместе с этим, существуют праздники икон, существуют свойства, приписываемые так называемым «чудотворным» иконам. И термин сам — чудотворная икона — говорящий о том, что «сама икона чудо творит». Бог, зная нас, наперед упреждает это и, как мы знаем из истории, часто, собственно, безуспешно.

Да, действительно, проблема с сердцем человека существует. Когда люди видят некое божество, которое способно оказать защиту, какую-то протекцию, они стараются договориться с таким божеством и мы знаем, что этим путем шли языческие народы. Принцип был достаточно прост: существуют боги, которые, в принципе, влияют на мою жизнь, и я хочу с ними договориться таким образом, чтобы, как минимум, они мне не мешали, но, конечно, совсем прекрасно будет, если они мне помогут в моих делах. И путем различных действий, магических, возможно, таких ходов ты пробуешь наладить взаимоотношения с этим божеством. И очень интересно, что да, действительно и в христианстве, и в различных других религиях есть такие попытки в каком-то смысле просчитать Бога. То есть, методом проб люди пытаются понять, что же конкретно нравится Богу. Например, если ему жестко вовремя давать десятину. Вот каким-то таким образом подобные действия особенно расположат Бога, Он посмотрит и скажет, «Какой ты молодец! Я воздам тебе в тридцать, шестьдесят и даже во сто крат, если это будет точно по времени. А если ты мне дашь 11-й процент...» и т.д. Или, когда люди пытаются использовать какие-то вещи не по назначению... Мы читаем такие истории, например история о Нехуштане, медном змее, которому люди начали поклоняться. И, кстати, ситуация с которым дает как-бы почву, платформу говорить о том, что предметы поклонения — это легитимно, об этом есть в Библии, да?

То же самое мы читаем в истории о Гедеоне, который сделал ефод, и написано, что «начали блудодействовать, ходя и поклоняясь этому ефоду». То есть, опять же, некий предмет становится как бы путем, ключом для того, чтобы заставить Бога делать что-то угодное человеку.

Итогом такого процесса, как правило выступает то, что суть теряется напрочь, остаются предметы и поверх настоящей живой веры изобретается совершенно противоположная ей религия. Вообще, сам предмет... Интересно, ведь Писание говорит, что вера – это вера в Невидимого, так? Любая попытка сделать что-то видимое, чтобы помочь укрепить веру в невидимое — это противоречие. В итоге получается то, что получается всегда. Люди уходят от настоящей веры и впадают в идолопоклонничество.

Закон

Бог дает еврейскому народу Закон. Это не простой закон, это не просто набор правил, этот Закон отличается принципиально от всех существовавших законов, как тогда, так и сейчас. Потому что мы понимаем, что вокруг еврейского народа жило очень много других народов. И Бог, когда обращается к еврейскому народу, Он говорит о том, что, «Вот, смотри, в твоей среде есть, например, малоимущие люди, которые нуждаются...» и 19-я глава книги Левит очень много говорит о таких незащищенных слоях населения, о таких социальных кругах, которые не могут сами о себе позаботиться. Например, пришельцы. Кто такие пришельцы? Это люди, которые пришли и поселились, чтобы жить среди этого народа. И Бог говорит, «Ты их не притесняй, потому что ты сам был таким». Например, люди слепые, вдовы и сироты, люди, которые разорены были последствием каких-то действий, и мы знаем что даже рабы, евреи, которые вынуждены были продавать себя в рабство, будучи евреями, в силу разных причин, возможно, даже по причине своих ошибок в жизни. Но к ним не могли относиться так же, как ко всем рабам, потому что Бог говорит, «Послушайте, у вас должен быть високосный год, юбилейный год, когда такие люди могут выйти. Вы должны вернуть ту землю, которую они потеряли». Возможно, даже не они потеряли, а их отцы потеряли достаточно много лет назад. И мы видим, что Закон отличался. И книга Второзакония очень интересно говорит об этом. Давайте взглянем в 4-ю главу Второзакония, с 6-го по 8-й стих:

итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня? (Втор.4:6-8)

Бог говорит, «Послушайте, посмотрите есть ли вообще такой народ, имеющий такой Закон?» Наверняка многие из вас наталкивались на рассуждения о Торе, как о книге, которая в сути своей серьезнейшим образом отличается от Нового Завета, который добр и полон любви. Вообще иногда доходит до того, что Иисус — это, как бы, Бог любви, а Бог Танаха – это Бог, у которого с этим не всё в порядке... Конечно, можно советовать таким людям читать внимательно Тору, потому что из Египта был выведен необразованный, неграмотный народ Израиля, воспитавшийся в среде народов, имевших злые законы. Выходя, имея сердце, воспитанное там, они не могли соответствовать тому образу народа-Богоносца, который должен был стать народом-просветителем для всех народов земли, их нужно было переучить и переделать. И вот Тора, которую получает Израиль — она учит их добру. Она дает им заповеди, которые в корне призваны отличить их поведение от поведения народов, живущих по законам силы.

Ведь сама идея государства, в современной форме своей – это нечто, ничем не отличающееся от того, что было в древнем мире. Это заговор сильных, которые в меньшинстве своем предлагают что-то большинству слабых для того, чтобы контролировать их и управлять ими. И, фактически, здесь когда говорится о вдове и сироте, о пришельце и человеке-инвалиде в разной степени — это говорится о слабых, за счет которых нельзя усилиться, за счет которых нельзя как бы «выехать вверх». Им нужно помогать, о них нужно заботиться. Во всех остальных народах до поры было так, что слабые — это люди, которые сразу становились рабами, и если женщина теряла мужа, она становилась проституткой. Если мальчик был сиротой, он сразу же попадал в рабство. Пришелец, который пересекал границу без охраняющего ярлыка от правителя той страны, в которую он входил, сразу становился рабом, у него могли отобрать имущество. Бог дает Израилю совершенно другие постановления, коренным образом отличающие, с точки зрения любви, народ евреев от других народов. Разве можем мы после этого сказать, что Тора — это книга, которая не имеет любви в самой себе?

Само действие дарования закона — это акт любви Бога. Ведь Бог мог бы не давать этот закон, Он мог бы вообще не являть себя людям, но Он захотел это сделать. Общество, которое мы видим — это было справедливое общество, и Бог следил за тем, чтобы народ исполнял такие законы. Бог как бы говорит, «Послушайте, для Меня это важно. Я не просто сказал слова, как бы, ну... Я желаю... Ну, это было бы неплохо...» Бог говорит, «Ты должен выглядеть вот таким образом, и это будет знамением для всех, кто с тобой знаком. Все посмотрят и скажут 'Почему у них так хорошо?' Потому что у них есть Бог, с Которым они ходят — во Второзаконии написано — очень близко. Есть ли такой Бог, вообще?» И это было невероятнейшим, сильнейшим евангелизационным, можно сказать, действием.

Речь именно о том, как они жили. О том, что они рассказывали, что они говорили. Но если бы это не было, пусть даже в искаженной форме, подтверждено их взаимоотношениями, их жизнью, справедливостью их законов — все эти хорошие и исключительно правильные слова не имели бы силы.

Михаил Самсонов и Александр Шайнога

777 секунд Торы. Ахарей-Кдошим (видео)

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!