Сегодня мы будем комментировать недельную главу Торы, которая называется Насо. Глава эта очень интересная и полна событий.
Отрывок, который нам действительно интересен в этой главе, посвящен теме назорейства. Нецер — такое особенное слово, которое употребляется во многих местах, и мы можем увидеть, что жизнь людей, которые посвящали себя в назорейство, она отличалась от жизни обычного израильтянина, который жил в любой из периодов Синайского завета.
Любой человек мог быть посвящен своими родителями в назорейство, причем как мужчина, так и женщина. И мог также сам на себя принять обет назорейства, по своей воле. Есть смысл немного рассказать о самом понятии назорейства. Вообще, что такое назорейство?...
Когда мы смотрим в 6 главу книги Числе, мы можем увидеть, что это особое решение:
объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу (Чис.6:2)
То есть, это мог сделать как мужчина, так и женщина. Что, само по себе, достаточно удивительно для общества того времени. Интересно слово «решиться» — потому что на это нужно было решиться. Это не просто какое-то модное или популярное действие, на это нужно решиться. Об этом нужно подумать, взвесить какие-то моменты. И, написано, «чтобы посвятить себя в назореи Господу».
Иными словами, человек делал осознанный выбор для того, чтобы сделать что-то большее, чем, в принципе, достаточно. Мы пониманием, что для того, чтобы приходить в присутствие Божье, обычному израильтянину не нужно было делать очень много вещей. Ему нужно было соблюдать простые вещи. Он не был коэном, священником, он не входил в Святое Святых. К таким людям были одни ожидания от Господа, и мы знаем, что для священников были другие ожидания. Более строгие правила поведения для коэнов, которые отличались от правил для простого израильтянина.
И мы видим, что простой человек мог посвятить себя — экстра, в каких-то моментах, и здесь описано, что конкретно он должен делать — и, таким образом, он приближался к Богу.
Мы знаем, что в обществе Израиля, жившем по тому завету, можно было быть близким к Богу лишь людям-представителям одного колена, и особенно особенному роду из этого колена — священникам. Но, приняв на себя обет назорейства, любой человек мог посвятить себя, отдать, предоставить себя Господу, если он был из любого другого колена, и если он был женщиной. Своего рода, Бог оставляет одну дверь, открытый шлюз для любого человека, вне зависимости от его родословной.
И человек делал это на определенное время. Интересно заметить, что это упоминание мы встречаем о людях, которые были посвящены в обет назорейства своими родителями. И очень интересно, когда, например, мать говорит: «У меня родится сын. И я, Боже, посвящаю Тебе его в назореи!» Мы понимаем, что одно дело, когда родители посвящают ребенка, то есть обещают... Ну, мы понимаем, что когда приходит какая-то нужда или тягота, мы все можем что-то пообещать и сказать, «Боже!..», например, если вот так и так... Но, здесь нужно понимать, что мальчик, который вырастет, которого даст Господь, он сам должен принимать на себя ответственность за слова своей матери.
В тексте мы видим, что здесь предписывается не посвящать кого-то в назореи, здесь говорится:
если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу (Чис.6:2)
Во-многом это напоминает практику твилы, которую преподают людям сразу после рождения — крещение младенцев — когда они еще не в состоянии принимать решения для себя. Вот что-то похожее было и в практике древних израильтян. И мы видим, что таким образом в назореи был посвящен Самсон, Самуил... Мать Самуила говорила, что «если у меня родится сын, то я посвящаю его... не будет стричь волос и т.д.»
Если мы говорим о Самсоне — интересная личность, один из самых известных назореев в Писании, которых мы можем увидеть — и мы понимаем, что Самсон не всегда придерживался, собственно говоря, назорейства в строгом понимании, которое должно было иметь место. Мы видим определенные вещи, которые происходили в его жизни, связанные с его поступками, в каких-то моментах некорректными или даже не совсем правильными. Можно сказать какие-то слова посвящения, но нужно, всё же, держаться этого решения: я принимаю решение, что я буду жить определенной жизнью, я буду исполнять какие-то вещи, не ради исполнения этих вещей, но во всем этом действии мне нужен Бог, мне нужно приближение к Нему.
В Книге Судей мы читаем, что Бог говорит о рождении Самсона, Он предсказывает, что:
младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян. (Суд.13:5)
Видно, что это пророчество в какой-то степени исполнялось, но, в основном, не очень. Возможно, Самсон мог бы сделать больше. Если бы держался того посвящения, знаки которого носил на себе в виде неостриженных волос.
И здесь тоже нужно понимать, что волосы или то, что он не пил вина — это не залог, не обязательный амулет, который однозначно, как бы, обращает лицо Бога на тебя. Потому что, если бы это было безусловным фактором, тогда мы могли бы делать следующее: отращивать волосы, не пить виноградного сока и косточек виноградных не есть, и Бог обязан был бы являть Свою силу и действовать каким-то сверхъестественным образом через нас. Но из Писания мы видим о характере Бога, что невозможно какими-то вещами заставить Бога что-то делать. Это, скорее, внешнее выражение твоего посвящения, которое должно было дать знак окружающим тебя людям, что на тебе лежат определенные обеты. И, может быть, в какой-то степени предостеречь твое окружение от того, чтобы тебя чем-то искушать.
Хотя, мы читаем у Амоса о том, что назореев Божьих искушали, посвященных Богу священников и назореев Божьих искушали, принуждая, заставляя или искушая их пить вино, для того чтобы они нарушили свой обет.
Что еще подумалось... Бог говорит, что человек, посвятивший себя в назореи, держится определенных правил, более строгих, чем для обычных людей, но если что-то произойдет, если он оступится — он человек, он грешник — если он искусился чем-то или ошибся в жизни, случайно или умышленно — то он должен снять с себя знаки своего посвящения, но потом может вернуться в свое посвящение. И это напоминает о милости Всевышнего, которая действует и в нашей, современной нам жизни, когда, написано в Посланиях: «Все мы немало согрешаем, но имеем Ходатая...» Оступившись, ошибаясь, мы можем прийти к Богу опять, извиниться перед Ним, попросить прощения, принять решение больше так не поступать и опять быть в полноте завета с Ним.
В наше время, когда люди приходят в общины, некоторые хотят посвятить себя особенным образом и, скажем так, обратить внимание Бога на себя. Мы знаем о таких случаях, когда человек, например, начинал поститься сорок дней. И, своего рода, это был такой шаг определенного назорейства. И нередко люди делают это с таким мотивом: «Господь, посмотри на меня! Я для Тебя не ем! Я страдаю, я мучаюсь и Ты должен это оценить. Заплатить мне, сделать какой-то откат в том, чтобы я почувствовал Твою благодарность за то, как я Тебе служу!»
Это неправильные мотивы и многие люди страдают от таких мотивов. Друзья, когда вы посвящаете себя Господу, делайте это от чистого сердца. Писание говорит, что когда ты постишься, когда ты делаешь милостыню — делай это просто и не труби об этом. Не будь таким человеком, который хвастается своим назорейством, своим каким-то посвящением. Посвящай сердце, посвящай своего внутреннего человека. Тогда в своих путях мы не повторим ошибок, которые сделал Самсон и которые подчас делают многие из нас, просто поставив саму дисциплину во главу всего того, что ты делаешь.
Михаил Самсонов и Александр Шайнога
777 секунд Торы. Насо (видео)
Последнее: 26.07. Спасибо!