Недельная глава Торы, которая называется Бехаалотха.
Интересно то, как Бог заботится о Своих служителях, как бы выпуская их на пенсию в пятьдесят лет. Можем прочесть в 8-й главе книги Бамидбар:
24 вот [закон] о левитах: от двадцати пяти лет и выше должны вступать они в службу для работ при скинии собрания,
25 а в пятьдесят лет должны прекращать отправление работ и более не работать:
26 тогда пусть помогают они братьям своим содержать стражу при скинии собрания, работать же — пусть не работают; так поступай с левитами касательно служения их.
(Чис.8:24-26)
Бог заботится о них, и не назначает им такие сроки, как можно встретить иногда служителей в 65-67 лет, когда уже и на пенсию можно, отдыхать. А здесь же — пятьдесят лет, хороший возраст еще, собственно, возраст зрелости, силы и мудрости.
Почему Он левитов отправляет на пенсию? Во многих деноминациях левитами принято называть, почему-то, только музыкантов — группу прославления — и их называют исключительно левитами, хотя левиты — это те, кто выполнял самую разную работу при Храме. И часто эта работа не была простая физически, это была тяжелая работа. «Принесите столько-то тельцов, овец. Сожгите тук жертвы...» И мы можем представить, что трижды в год приходит огромное количество людей, и каждый из них хочет внимания священника и левита. Это местами даже стрессовая работа. И Бог говорит, «Пятьдесят лет тебе — молодец. Мы не списываем тебя полностью в запас, ты уходишь в охрану...» Мы пониманием, что там было много ценностей, и они присматривали, понимая что и как, как проходит сам процесс.
На самом деле, они продолжали служить, но уже менее тяжело физически. Таков наш любящий Отец, Который заботится о нас. Дав поработать, дает нам так же отдыхать, на законных основаниях.
Можем еще поговорить немного о передаче помазания или благословения, которая происходит, как мы видим в 11-й главе, когда Бог обращается к Моисею и говорит ему:
16 И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою;
17 Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил.
(Чис.11:16,17)
Очень интересная часть. Мы можем видеть в этом какое-то реальное благословение, как и для левитов. Бог говорит Моисею, «Ты был один, но сейчас я даю тебе помощников. И это будут не просто знаменитые помощники, надзиратели из родов, известные люди. Но, особенность этих людей — они будут иметь такой же дух, который в тебе.» То есть, они будут разделять твое видение, они будут разделять твой путь, они будут способны вести народ так, как ты его ведешь.
На эту тему вспоминается одно замечательное толкование. Когда Иофор подсказал Моисею что-то о структуре, и ему стало легче управлять народом, но... чего-то, все таки, не хватало. Моше, вы помните, как он пред Богом ходатайствовал за народ, когда народ вел себя совсем отвратительно, при чем, по отношению к самому Моисею, иногда желая его даже убить. Тем не менее, он настолько был проникнут любовью к Израилю... Вот это в нём от Бога, это отцовское сердце — родители любят своих детей, несмотря на какое угодно поведение этих детей — и здесь эти старейшины получили от того духа, от отцовства Моше, для того чтобы так любить народ, чтобы так на него смотреть. Не под углом правил, жестких законов, а именно сквозь призму любви.
В этом контексте, 12-я глава рассказывает нам одну интересную историю. Если мы смотрим так, сверху — дело семейное. Разговор на кухне, если хотите.
1 И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, — ибо он взял [за себя] Ефиоплянку, —
2 и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал [сие] Господь.
(Чис.12:1,2)
Очень сильно похоже на разговор на кухне, когда, «В конце-концов, смотрите... Да, мы признаём. Раньше одному Моисею говорил Господь. Но теперь-то всё поменялось! Семьдесят старейшин. Мириам тоже.» Мы понимаем, что она была сестра, но все же женщина. Но, тем не менее, это не мешало ей говорить. Она упрекала его, взяв какие-то заповеди касательно жен. Очень интересно далее:
3 Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле.
4 И сказал Господь внезапно Моисею и Аарону и Мариами: выйдите вы трое к скинии собрания. И вышли все трое.
(Чис.12:3,4)
Подобное бывает, когда дети ссорятся и заходит отец, и говорит, «Идите все сюда. Будем выяснять.» Построение. И все понимают, что сейчас что-то будет происходить. Вариант первый — Моисея накажут. Вариант второй — всех накажут. В голове, наверное, пробежала вся жизнь перед глазами. И Бог объясняет Свой взгляд на ситуацию, как вообще Он видит эту ситуацию с точки зрения того, что происходит. Не просто семейный конфликт. Непонятно, говорили ли Аарон и Мириам с подачи каких-то людей, был ли какой-то заговор — мы не видим этого здесь. Тем не менее, Бог не пропускает эти семейные ссоры мимо:
6 И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним;
7 но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем дому Моем:
8 устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?
(Чис.12:6-8)
Мы видим, далее написано:
И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. (Чис.12:9)
Интересно, что была наказана Мирьям:
Мариам покрылась проказою, как снегом. (Чис.12:10)
Она полностью покрылась проказой.
Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе. (Чис.12:10)
Совершенно меняется атмосфера! То есть, они говорят, «Поступили глупо. Виноваты» и т.д. Мы видим, что Моисей не был в ожесточении сердца против них. Потому что он сразу же начинает молиться и ходатайствовать.
То крупное, что было на Моисее, это его уникальное лидерство в те годы, и уникальное призвание, фактически, которое потом не было передано... (потому что то, что делал потом Аарон, это немножко другое) Аарон с Мирьям в чем-то были правы, но вот этим мелким они могли повредить всему тому крупному, что стояло за этой ролью Моисея. Они могли понизить авторитет Моше. И вмешательство Бога, такое резкое, думается — именно по этой причине.
По поводу того, что именно Мирьям покрылась проказой. Говорит ли это о том, что она была инициатором? Не известно, но однозначно видно из Торы, что у Аарона была ответственность перед Богом. У него была должность, ответственность. У него были задачи. Мы не знаем ничего подобного о Мирьям. То есть, человек, который либо не имел совсем никакой ответственности, либо очень небольшую, но покусился разрешать очень важные вопросы — был жестко остановлен Богом.
Далее Всевышний говорит:
если бы отец ее плюнул ей в лице, то не должна ли была бы она стыдиться семь дней? (Чис.12:14)
Он говорит о Себе, как об Отце ее, Который жестко ее одернул. И вот она потом была отделена от общества на семь дней.
Интересно, что когда она ожидала эти семь дней — всё общество ожидало её. Она не была брошена, не была отрезана. Но, при этом важно помнить, что всё общество никуда не шло. Определенная цель, возможно, куда они шли — процесс, путь какой-то — они были вынуждены остановиться.
Друзья, если у вас появляется сильное желание, знаете, сказать, «Послушайте, да что это пастор, старейшины... Что они вот то, да это и это...» Если вы сами не находитесь в служении, если вы просто, скажем так, сторонний наблюдатель — этот пример учит нас тому, чтобы не спешить делать какие-то выводы или обвинения. Есть смысл, это очень важно, спросить у Господа, что Господь думает об этой ситуации. Если бы Мирьям с Аароном поговорили с Богом о Моисее, просто пришли бы и сказали, «Господь, вот есть вопрос такой...» Думается, что этой ситуации просто бы не было, и Бог сохранил бы их.
Не нужно быть очень строгими в мелочах, и нужно помнить, что мы все совершаем ошибки. Есть крупные ошибки, есть мелкие — в любом случае, нужно быть милостивым — к чему Бог призывает нас, и к чему мы призываем всех вас.
Михаил Самсонов и Александр Шайнога
777 секунд Торы. Бехаалотха (видео)
Последнее: 26.07. Спасибо!