Сегодня мы будем комментировать недельную главу Балак. Говорящая ослица, ситуация «проклинать-благословлять» — очень интересная глава.
Те истории, которые описаны в этой книге, поражают своим грандиозным размахом. Вот, приходит Израиль и все народы, к которым он идёт, уже в курсе. И цари понимают, что это — не просто противник, который вышел против них. Это противник, за которым стоит Бог — некая сила, которая неподвластна пониманию. Это сила, с которой либо нужно как-то договариваться, либо нужно ее как-то побеждать.
В данном случае мы видим историю о царе Балаке, который пытается как-то решить этот вопрос. И царь поступил очень «духовно». Сегодня некоторые люди тоже так пытаются решить какие-то вопросы — через колдовство, через какие-то заговоры… или даже молитвы «единому богу». Мы можем где-то видеть объявления: «снимаю порчу», «навожу порчу», «решаю вопросы», «привораживаю-отвораживаю»…
В данном случае Балак решил обратиться к профессионалам. Он был человеком грамотным, современным для своего времени. И он, возможно, в местном справочнике «желтых страниц» нашел такого человека, который, по его мнению, будет силен в том деле, результат которого так нужен Балаку. И человека звали… как? Валаам…
И он зовет его, призывает, причем посылая именитых людей, и говорит:
«…Итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня…» (Чис.22:6)
Он прекрасно понимает, что «на ура», силой, войском народ этот не взять. И были уже такие, которые «на ура» пытались так, и их, как говорится, поглотила пустыня. История Египетской армии ходила эхом среди многих царей, и не только в тот момент, и не только египетских. И время между этими событиями было не так уж и далеко.
Он говорит:
«…Итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят…» (Чис.22:6)
Что интересно, мы знаем что Бог говорит, что «Я благословлю благословляющего и Я накажу тех, кто против тебя.» И здесь он практически слово в слово повторяет слова Бога. Царь явно верил в силу духовных слов, в силу определенных провозглашений.
Валаам был заинтересован в таких предложениях и, возможно, это было средством его существования.
«…И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхвование…» (Чис.22:7)
Валаам не был просто мальчиком, который где-то там что-то слышал о духовных вещах. Мы видим, что он общается с Господом. И это общение не происходит каким-то таким «тяжелым» образом. Он говорит – «вы оставайтесь, заночуйте со мной». И Бог начал с ним разговаривать, спрашивать, «кто к тебе пришел?». И он отвечает, что пришли те то и те, просят того-то... И Бог ему говорит: «не делай этого».
Это очень интересно, потому что мы в жизни много видели людей, которым было важно решить какой-то вопрос. И есть вопросы, которые, для некоторых, чуть ли не вопросы жизни и смерти. Например: вот бы мне замуж, или вот бы мне жениться… И это уже не просто вопрос, потому что у многих возникают такие вопросы. Это уже становится таким отчаянным криком, когда ты понимаешь, что если ты не женишься, или не выйдешь замуж, то все…. завоюют, пропадет всё, погибнет и т.д. И человек может говорить – я хочу, чтоб вот этот брат, например, пришел… а Бог говорит — не надо тебе…
Начинается поиск доводов, в таком случае, поиск подтверждений, поиск логических цепочек. Самая простая цепочка: если я ее люблю, или если я его люблю – значит это от Бога, в любом случае. Какие нужны еще подтверждения? Ведь любовь от Бога, ведь Бог есть любовь…
Или, например: ну да, человек неверующий, парень, конечно, после ребцентра, 39 лет провел в местах не столь отдаленных, но да, характер у него сложный, но и я не подарок, ну, вот просто мне сильно хочется, я ж его люблю, он покается, я приведу его потом в общину, будем вместе жить и т.д. И эта сестра приходит со всеми такими доводами к пастырю…
Мы не имеем ничего против людей которые, возможно, даже 39 лет были в местах не столь отдаленных. Поймите суть примера... Мы хотим сказать, что многие, возжелавши чего-то до уровня вожделения, ищут подтверждений этому любой ценой.
В данном случае, неважно сколько времени и где этот человек был раньше. Суть в том, что этот человек абсолютно не верующий, Богом не интересующийся, и вопрос в том, что «Я сильно хочу! Очень хочу!» И когда «очень хочу» – любое может сойти за подтверждение от Бога.
В этом случае Валаам услышал ответ Бога: этот народ благословлен – не проклинай его.
«…И сказал Бог Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен…» (Чис. 22:12)
Но царь Балак, услышав, как говорится, отворот-поворот, посылает людей еще более именитых и с большим предложением, которые говорят: «Царь послал нас сказать тебе – приди и всё что попросишь тебе будет от царя, если только исполнишь то, что ему нужно.» Фактически, эти умножающиеся искушения, увеличивающиеся предложения – от сил зла. Вспомним, как Иешуа искушали в пустыне…
Цена растет. И если ты способен продаться, то все-равно тебя доведут до такого предела, где ты согласишься. Ты будешь находить какие-то доводы. Например: этот человек же добрый, он же может пожертвовать много, он может сделать какие-то вещи для нас… и мы можем на многое закрывать глаза.
Вспомним историю, когда отстраивались стены Иерусалима. И пришли однажды люди, и сказали: «мы будем строить вместе с вами.» Была одна проблема – люди не совсем были евреи, но они сказали, что хотят иметь часть в этом строительстве. И они предложили реальные деньги и свою помощь. И когда общество там собралось, они рассуждали… и сказали: «нам такой помощи не надо.» И хотя люди сильно обиделись и прекратили строительство, но была предложена определенная цена, и она не была принята. Может быть внешне, сначала, это показалось каким-то поражением, но в будущем это принесло благословение.
Если вернуться к тексту недельной главы, то вот, Валаам и во второй раз вопрошает к Богу и получает те же самые слова. Вот что интересно – зачем он во второй раз пошел к Богу? Если уже в первом общении с Ним ему ясно было сказано: этот народ не проклинай, он благословен…
Ему очень хотелось найти возможность получить от царя Балака. Он ожидал… Похоть, вожделение делает иногда человека слепым. Он, наверное, на какой-то момент забыл, что Бог решения своего не меняет. Он наверное забыл, что род, который он очень, возможно, хотел проклясть – от Бога благословен. И он пошел с Богом разговаривать на эту тему и во второй раз. А потом мы видим, что он пошел с Богом разговаривать на эту же тему и в третий раз… И дошел до самого царя Балака, несмотря на то, что Бог разгневался на него. И это ошибочно, когда думают следующим образом: «очень хочу, но нельзя, значит наверное все-таки можно.»
Тем не менее, далее он рассуждает по-другому.
«…Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?..» (Чис.23:19)
Это все-таки напоминает нас – людей. Потому что мы все такие – когда после терзаний, попыток перетянуть канат на свою сторону, мы все-таки соглашаемся с Богом, или сдаемся Ему, и провозглашаем Его принципы, отказываясь от своих. Что-то похожее произошло и с Валаамом.
Вспомним разные интересные истории из жизни нашего народа, о том как евреи иногда пробуют обходить прямое исполнение некоторых заповедей, которые сами же по своей воле на себя когда-то и нагрузили. Как например: для того, чтобы это не считалось прохождением шабатнего пути, между домами натягивали веревки, или бутылка с водой под сиденьем машины – передвигаться нельзя, но плавать можно, поэтому если положить бутылку с водой под сиденье машины, то ты, вроде как, на воде едешь…
На самом деле это игра, хотя некоторые так и не считают. Если честно смотреть, то эта ситуация очень похожа на ситуацию с пророком. «Я так сильно хочу, они такие уважаемые люди, они столько мне денег предлагают… я даже десятину отдам… Боже, давай я и в четвертый раз приду к Тебе молиться, может быть с четвертого раза Ты согласишься.» А если… А может…
Но Бог – не человек, чтоб Ему изменяться! И ничто не повлияет на Его решение благословить Израиль.
Валаам был верующим человеком, но он не любил Израиль, и при этом он любил деньги. Эта вера в Бога и любовь к деньгам, это терзание между желанием проклясть и между страхом Божьим... Не все выигрывают. Многие, к сожалению, выбирают деньги.
Михаил Самсонов и Александр Шайнога
777 секунд Торы. Балак (видео)
Последнее: 26.07. Спасибо!