На протяжении истории возникали различные теории, объясняющие природу и значение искупительной жертвы Христа. Мы можем углубить наше понимание её сути, рассмотрев ниже восемь из наиболее известных теорий.
1. Теория выкупа или Christus Victor
Теория выкупа, также известная как Christus Victor (лат. Христос Победитель), подчеркивает победу Христа над силами греха, смерти и дьявола. По этой теории, человечество было у них в плену, а жертва Христа стала выкупом за наше освобождение. Своей смертью и воскресением Христос победил силы тьмы и восстановил свободу верующего. По мнению некоторых учёных, эта теория была популярна в ранней Церкви, подчеркивая триумф Иисуса и освобождение человечества от рабства.
См. Колоссянам 2:15; Евреям 2:14; 1 Иоанна 3:8.
2. Теория сатисфакции
Основным сторонником этой точки зрения считается Ансельм Кентерберийский. Она подчеркивает удовлетворение Божией справедливости через жертву Христа. Согласно теории сатисфакции, грех человечества породил долг перед Божией праведностью и справедливостью, который мог оплатить только совершенный человеческий дар. Будучи безгрешным, Христос предложил Себя, как совершенную жертву за человеческий грех, умилостивив Божию справедливость и восстановив нарушенные отношения между Богом и человечеством.
См. Исаия 53:5-6 и Римлянам 3:23-26.
3. Теория заместительного наказания
В теории заместительного наказания утверждается, что Христос, как безгрешный заместитель, понес наказание за грех человечества. Эта теория утверждает, что этот грех заслуживал наказания, и Христос удовлетворил требования справедливости, добровольно приняв на Себя Божий гнев и суд, которые должны были обрушиться на нас.
См. Исаия 53:5-6; Римлянам 3:21-26; 2 Коринфянам 5:21.
4. Теория морального влияния
Теория морального влияния подчеркивает преобразующее воздействие жертвы Христа на человечество. С этой точки зрения смерть Христа служит демонстрацией Божией любви, вдохновляя людей отвернуться от греха и принять праведную жизнь. Основное внимание уделяется нравственному примеру и влиянию жертвенной любви Христа, ведущей человека к личной трансформации и обновлению отношений с Богом и другими людьми. Конечно, эта теория не соответствует действительности, поскольку Христос был не просто примером, но уничтожил силу греха и сатаны пролитием Своей крови.
См. Матфея 5:1-16; Иоанна 13:34-35; 1 Иоанна 4:7-8
5. Правительственная теория
Правительственная теория подчеркивает Божественное управление и необходимость морального порядка. Согласно этой теории, искупление Христа служит демонстрацией Божией справедливости и милосердия. Страдая за человечество, Христос поддерживает нравственный порядок и удовлетворяет требования справедливости, не требуя строгой платы за отдельные грехи. Милосердие Божие распространяется на общество через Его жертву, призывая к покаянию и примирению.
См. Римлянам 3:25-26 (Бог демонстрирует Свою праведность через жертву Иисуса); 2 Коринфянам 5:19 (Бог восстанавливает моральный порядок, примиряя мир с Собой); 1 Петра 2:24 (открытое проявление Божественной справедливости).
6. Теория рекапитуляции
Теория рекапитуляции, возникшая под влиянием одного из патриархов ранней Церкви – Иринея и поддерживаемая многими в Православной Церкви, подчеркивает отождествление Христа с человечеством как нового Адама. Согласно этой теории, Христос, как совершенный человек, поднимает человечество из падшего состояния. Своей жизнью, смертью и воскресением Христос преодолевает последствия греха Адама, восстанавливая первоначальную цель человечества и принося примирение и восстановление.
См. Римлянам 5:12-19 (концепция восстановления первоначального замысла Бога в отношении человечества через Христа); Ефесянам 1:9-10 (Бог возвращает Себе человечество и созданный им порядок); 1 Коринфянам 15:22.
7. Теория мистического союза
Теория мистического союза, или соучастного искупления, фокусируется на союзе между Христом и верующими. Согласно этой теории, верующие участвуют в Его смерти и воскресении через веру во Христа, переживая преобразующее соединение с Ним. Искупление Христа рассматривается как мистический и преобразующий акт, который позволяет верующим приобщиться к Его Божественной природе посредством Его искупительной жертвы, которая примиряет их с Богом.
См. Иоанна 15:4-7; Римлянам 6:3-8; Галатам 2:20; 2 Петра 1:4.
8. Постмодернистский взгляд
Постмодернистский взгляд на теорию искупления отвергает единичные объяснения и допускает разнообразные интерпретации. Он подчеркивает личный и субъективный опыт, уделяя особое внимание свидетельствам отдельных людей и культурному контексту. Некоторые богословы постмодерна выступают за идею искупления без принуждения, при котором смерть Иисуса раскрывает несправедливые системы мира и призывает к общественной трансформации.
За исключением идеи искупления без принуждения, преимущество этой концепции состоит в том, что она не ограничивается одной рациональной точкой зрения. Ведь в одной теории раскрыть всеобъемлющую природу искупительного дела Христа было бы трудно.
Каждая из рассмотренных теорий предлагает уникальную точку зрения и способствует нашему пониманию Божией любви, справедливости и восстановления человечества.
Специфических фрагментов Библии в контексте этого взгляда не приводится, так как он охватывает все или некоторые из первых семи точек зрения, упомянутых в этой статье.
Библиография для дальнейшего чтения:
- Теория выкупа (Christus Victor):
- Густав Олен. «Christus Victor: историческое исследование трех основных типов идеи искупления». Макмиллан, 1969 год.
- Теория сатисфакции:
- Ансельм Кентерберийский. «Cur Deus Homo (Почему Бог стал человеком)». Издательство Оксфордского университета, 1998.
- Фома Аквинский. «Summa Theologiae: Часть 3, Вопрос 46». Издательство Кембриджского университета, 2012.
- Заместительное искупление:
- Джон Стотт. «Крест Христа». ИнтерВарсити Пресс, 2006.
- Леон Моррис. «Апостольская проповедь о кресте». Вм. Издательство Б. Эрдманс, 1965.
- Теория морального влияния:
- Питер Абеляр. «Изложение Послания к Римлянам». Независимая издательская платформа CreateSpace, 2016.
- Гастингс Рашдол. «Идея искупления в христианском богословии». Издательство Кембриджского университета, 2001.
- Правительственная теория:
- Гуго Гроций. «Искупление: его реальность, полнота и масштабы». Забытые книги, 2012. (Hugo Grotius. “The Atonement: Its Reality, Completeness, and Extent.” Forgotten Books, 2012)
- Джон Майли. «Систематическое богословие: Том 2, Часть 3». Издательство Wesleyan, 1894 год.
- Теория рекапитуляции:
- Ириней. «Против ересей». Независимая издательская платформа CreateSpace, 2016.
- Дж. Т. Нильсен. «Адамовая христология: сердце христианской веры». Cascade Books, 2010. (J. T. Nielsen. “Adam Christology: The Heart of the Christian Faith.” Cascade Books, 2010)
- Теория мистического союза (соучастное искупление):
- Джон Кальвин. «Институты христианской религии: Книга 3». Вестминстер Джон Нокс Пресс, 1960.
- Ганс Урс фон Бальтазар. «Скандал воплощения: Ириней против ересей». Игнатиус Пресс, 1990. (Hans Urs von Balthasar. “The Scandal of the Incarnation: Irenaeus Against the Heresies.” Ignatius Press, 1990)
- Постмодернистский взгляд
- Капуто, Дж. Д. «О религии». Рутледж, 2001.
Автор — Джозеф Маттера / josephmattera.org
Перевод — Илья Дубинин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!