Разве христиане не верят в трёх богов?

Разве христиане не верят в трёх богов?

Три Бога? Троица? Во что верят христиане?

Среди евреев очень распространено заблуждение, что христиане верят в трёх Богов, поэтому их вера несовместима с ключевым постулатом еврейских Писаний о единственном Боге. На самом деле, конечно, христианство столь же монотеистично, как и иудаизм.

Христиане верят, что единый Бог существует таким образом, который человек, будучи ограниченным своей смертной материальной природой, никогда не сможет постичь до конца – в трёх лицах или личностях. И эта вера основана не на философских доводах, а на Священном Писании — на Ветхом и Новом Заветах.

Мы полностью согласны с учением еврейской Библии о том, что Бог един. Основополагающим исповеданием еврейского народа о Боге всегда была молитва Шма: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». Но наряду с акцентом на единственности Бога Писание содержит и ряд намеков на то, что Он в то же время каким-то образом есть нечто большее, чем только одна личность.

Множественное число имён Бога

Один из таких намеков — это большое количество мест, где имена и слова, относящиеся к Богу, используются во множественном числе. Часто встречающееся в древнееврейском оригинале наименование Бога «Элохим», само по себе является формой множественного числа. Форма единственного числа этого слова — «Элоах» — используется в десять раз реже.

С именем Элохим иногда используются и глаголы во множественном числе. Как, например, в Бытии 20:13[1]. Сам Бог иногда говорит о Себе, используя местоимения множественного числа — как в Бытии 1:26[2]. Другие описания Бога тоже встречаются в форме множественного числа, что не всегда отражено в русских переводах (к примеру, Экклезиаст 12:1[3] или Исаия 54:5[4]).

Множественность Бога в иудаизме

Еще более поразительно само слово «эхад», используемое в Шма для провозглашения единства Бога. Его значение допускает множественность или разнообразие в единстве. Особенно отчетливо это видно в следующих отрывках.

В книге Бытие 1:5[5], 2:24[6], Ездра 2:64[7] и Иезекииль 37:17[8] единство (эхад) — это результат сочетания в одно целое вечера и утра, мужа и жены, отдельных членов общества, и двух жезлов, соответственно. Однако в иврите есть ещё слово «яхид», которое тоже описывает единство, но неделимое. Еврейский богослов Маймонид[9], составляя свои знаменитые «Тринадцать Символов Веры», в описании сущности Бога заменил слово эхад на яхид. С тех пор в иудаизме укрепилась идея неделимого единства Бога. Тем не менее, Библия даёт достаточно примеров, чтобы показать, что в единстве Бога заключено многообразие.

Автор основополагающей книги еврейского мистицизма «Зоар» признаёт, что идея множественности в единстве не чужда еврейскому образу мысли. Хотя понимание этой темы средневековыми мистиками отличается от христианского понятия Троицы, основная идея множественности в едином Боге всё же сохраняется. Отрывок из Зоара, комментирующий Шма, гласит:

«"Слушай, Израиль, ЙХВХ Элохейну ЙХВХ един". Эти три суть одно. Ведь это три Имени, как они могут быть одним? Только через восприятие верой; в видении Духа Святого, в созерцании скрытым глазом. Этому подобно таинство слышимого голоса, ибо хотя он и один, но состоит из трех элементов – огня, воздуха и воды, которые, однако, стали одним целым в таинстве голоса. Так и тайна триединых проявлений Божественного, обозначаемая ЙХВХ Элохейну ЙХВХ — это три образа, но они образуют единое целое»[10].

Изображение Бога в Еврейских Писаниях

На самом деле, помимо собственно Бога на страницах Еврейских Писаний присутствуют ещё две личности, которые изображаются отличными от Бога, но при этом каким-то образом едиными с Ним. Эти две другие личности — ангел Господень и Дух Божий (Святой Дух).

Ангел Господень упоминается несколько раз и отождествляется с самим Богом. Например, в Бытие 16:7[12] и 16:13[13] Он назван соответственно Ангелом Господним, а затем Господом. Другой аналогичный пример — Бытие 22:11 и 22:12[13]. Упомянутая здесь личность отличается от Бога и в то же время отождествляется с Ним.

Затем есть Дух Божий. В Священном Писании о Божьем Духе также говорится как об отдельной личности, отождествляемой с Богом. В качестве примера можно привести Бытие 1:2[14], Псалом 51:13[15] или Исаия 11:2[16].

Израиль и другие народы

Поскольку в древние времена Израиль был окружён язычниками-многобожниками и был склонен постоянно заражаться идолопоклонством от этих народов, еврейские Писания подчеркивают единство Бога больше, чем Его «триединство». Но ко времени Нового Завета, когда идолопоклонство перестало быть проблемой в Израиле, идея «триединства» Бога стала более чётко формулироваться в Писании.

В Новом Завете эти три личности изображены как Бог-Отец, Бог-Сын (Мессия, Иисус) и Бог-Дух. Но всё это никоим образом не противоречит фундаментальному исповеданию в Шма: «Слушай, Израиль! Господь, Бог наш, Господь един есть» — исповеданию, которое сам Иисус назвал «важнейшей заповедью»[17].

Вы можете возразить: «Но разве христиане не верят, что Иисус — Сын Божий? А если Иисус — Бог, как он может быть Сыном Божьим? Слушайте, вы делаете человека Богом! Кроме того, у Бога нет сына!»

Опять же, это неправда! В Исходе 4:22-23 Израиль назван «сыном Бога»[18]. Царь Израиля назван «сыном» Бога в 1 Паралипоменон 17:13[19].В Талмуде говорится, что Мессия также будет Сыном Божьим:

«Наши раввины учили: Святый, да будет Он благословен, скажет Мессии, сыну Давида (да откроет он себя поскорее в наши дни): Проси Меня о чем угодно, и дам тебе это, как сказано (Псалом 2:7,8): «Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе»»[20].

Мессия как образ Божьего присутствия

Идея Священного Писания не в том, чтобы человек стал Богом (упаси Господь!), а в том, что Мессия сам должен был быть Богом, который придёт на Землю как человек. В Исаии 9:6 Его пришествие описывается так: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». И если Бог действительно являет собой «триединство», то Мессия может и называться Богом, и сосуществовать с другой Божественной личностью в таких отношениях, которые можно описать, как «Сын Божий».

Это вывод, к которому мы, верующие в Иисуса евреи, приходим, изучая Священные Писания. Вместе с нашими братьями-евреями мы утверждаем, что «Господь, Бог наш, Господь един есть» — это единство, имеющее свойства «триединства».

Примечания:

  1. «Когда Бог повёл меня странствовать из дома отца моего...» Глагол «повёл странствовать» на иврите стоит во множественном числе.
  2. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему...»
  3. «И помни Создателя твоего в дни юности твоей...» На иврите слово «Создатель» стоит в форме множественного числа.
  4. «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его». Опять же, «Творец» и «супруг» стоят во множественном числе.
  5. Бытие 1:5: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».
  6. Бытие 2:24: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть».
  7. Ездра 2:64: «Все общество вместе состояло из сорока двух тысяч трехсот шестидесяти человек ...»
  8. Иезекииль 37:15-17: «... возьми себе один жезл ... и еще возьми жезл ... И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно».
  9. Маймонид – одна из величайших фигур в еврейской истории нашей эры. Он родился в 1135 году в Испании и был известен как раввин-ученый, философ и даже врач. Среди последователей его учения Маймонид известен как «Рамбам», сокращенно от его еврейского имени «Рабби Моисей бен Маймон». Сегодня ортодоксальные иудеи принимают его «Тринадцать Символов Веры» как непреложное доктринальное исповедание иудаизма. Умер в 1204 году.
  10. Зоар, III: Исход 43б, перевод Сончино.
  11. Бытие 16:7: «И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру».
  12. Бытие 16:13: «И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог, видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня».
  13. Бытие 22:11-12: «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».
  14. Бытие 1:2: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».
  15. Псалтирь 50:13: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня».
  16. Исаия 11:2: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия...»
  17. Марка 12:28-30: «Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею». Здесь Иисус цитирует Второзаконие 6:4-5.
  18. Исход 4:22-23: «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего».
  19. 1 Паралипоменон 17:13-14: «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном, — и милости Моей не отниму от него, как Я отнял от того, который был прежде тебя. Я поставлю его в доме Моем и в царстве Моем навеки, и престол его будет тверд вечно».
  20. Сукка 52а, перевод Сончино.

источник — cis.jewsforjesus.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!