Бог небесный стал Человеком: во что мы верили и будем верить

Бог небесный стал Человеком: во что мы верили и будем верить

«Верую в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, Который был зачат Святым Духом, рождён Девой Марией» (Апостольский символ веры).

Всего лишь один кирпичик в стене Христианства. Так один молодой пастор сказал о непорочном зачатии. Якобы нет необходимости поддерживать ненужные барьеры на пути христианской веры. Он сказал, если кто-то вынет этот кирпичик, то не значит, что вся стена рухнет.

Верно, стена не рухнет сразу. Но кто будет вынимать кирпичи из той стены, которую хочет сохранить? Стена может стоять всю нашу жизнь, но как насчет будущих поколений? Зачем передавать им поврежденную стену? В дальнейшем этот пастор – теперь, к сожалению, уже бывший пастор – продолжал доказывать, что отказ от непорочного зачатия вряд ли плохо кончится для кого-то.

На самом деле, жизненно важно, чтобы церковь утверждала, как она делала это на протяжении веков, что Иисус «был зачат Святым Духом, рождён Девой Марией», потому что Евангелие ясно учит этому. Очень важно верить в непорочное зачатие, также как важно верить всему, что говорит Бог. Он мог привести Своего Сына в мир другим способом, но не сделал этого – и Бог рассказал нам, как Он это сделал. Зачем мы взываем: «Господи, Господи», и не верим тому, что Он говорит?

Апостольский символ веры гласит: «Верую в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, Который был зачат Святым Духом, рождён Девой Марией». То, Кем является Иисус согласно Священному Писанию зафиксировано в этом проверенном временем, тщательном изложении ранней церкви, и неотделимо от непорочного зачатия. Но прежде слов о Его рождении в апостольском символе веры содержится три важных заявления об Иисусе, настолько хорошо нам известных, что мы склонны упускать их значимость. Рассмотрим простоту и глубину давнего церковного исповедания – «Верую в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего».

Иисус, Христос

«Иисус Христос» – имя, данное Ему при рождении, и Его мессианский титул так тесно связаны друг с другом вот уже два тысячелетия, что мы часто относимся к ним как к имени и фамилии. «Христос» — это греческое слово, обозначающее «Помазанник» (Мессия на иврите). За тысячу лет до первого Рождества Божий народ ожидал прихода Мессии – Христа – Который исполнит обещания, данные Богом великому царю Давиду.

Бог сказал Давиду через пророка Нафана: «И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит вовеки» (2 Царств 7:16). Навеки установленное царство дома Давида означало либо правление одного за другим потомков Давида нескончаемой династией, либо одного из потомков по его линии, который будет править вечно. По Божественному провидению Давид понял, что речь идет о втором варианте, и даже говорил о своем превосходном Потомке, Которого называл своим господином, Которому Сам Бог скажет: «седи одесную Меня» (Псалтирь 109:1). Удивительно, но Бог даст этому Потомку быть не только Царем навечно, но и Священником вовек (Псалом 109:4).

Через Исайю и пророков народ Божий рос в ожидании рождения этого великого младенца, этого сына, на плечах которого будет владычество и которого люди будут звать: «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Исаия 9:6).

«Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века» (Исаия 9:7)

Как они смогут называть его «Бог крепкий» выяснится со временем, но томиться по долгожданному Христу вне всякого сомнения означало ожидать того, кто будет человеком, не менее. Как и его предок Давид, Он будет человеческим царем. Родиться по линии Давида означало родиться от женщины. Приписывая Иисусу титул Христа, мы подразумеваем очень многое, но не ожидаем никого, кто не был бы истинно человеком.

ПОЛНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕК

Таким Он и был. Он не был духом, притворяющимся или просто кажущимся человеком. Незабываемые слова записаны в Евангелии от Иоанна: «И Слово стало плотью» (Иоанна 1:14). Он был полностью человеком. Его, рожденного человеческой матерью, запеленали как хрупкого младенца, подверженного опасностям этого падшего мира. Он возрастал и преуспевал в премудрости и возрасте (Луки 2:40, 52), и «через страдания научился послушанию» (Евреям 5:8, перевод РБО Радостная весть). Он принимал пищу, пил и спал – уставал (Иоанна 4:6), жаждал (Иоанна 19:28), был голоден (Матфея 4:2), бывал слаб физически (Матфея 4:11; Луки 23:26). Он умер (Луки 23:46). И Он воскрес в человеческом, уже прославленном, теле (Луки 24:39: Иоанна 20:20, 27).

Он был человеком не только в теле, но и в душе. Он явно показывал человеческие эмоции – удивлялся (Матфея 8:10), тревожился (Иоанна 11:33-35; 12:27; 13:21), скорбел «смертельно» (Матфея 26:38). Он также показал человеческий ум, поскольку возрастал в премудрости (Луки 2:52), признавал, что не всё знает (Марка 13:32). Он также проявлял человеческую волю, всю жизнь подчиняясь Своему Отцу (Иоанна 6:38), с кульминацией в Гефсимании (Матфея 26:39).

То, что Христос истинно был полностью человеком, никогда не вызывало сомнений у Его учеников и тех, кто ходил с Ним по улицам Галилеи и Иерусалима. Они видели Его, слышали Его, трогали Его (1 Иоанна 1:1). Он явно был не чем иным, как человеком. Однако те самые строгие монотеисты, которые в конечном итоге стали поклоняться этому Человеку, со временем пришли к выводу, что Он был больше, чем просто человеком.

Иисус, Единственный Сын Божий

Христос – это одно, Божий «Единственный Сын» — это другое. Церковь пришла к исповеданию, что Иисус – не только истинный человек, но также и истинный Бог. Но к такому выводу пришли не так, как могут подумать современные циники. Признание Иисуса как Сына Божьего – как Самого Бога в Божественной Троице – не было проектом, предпринятым Его апостолами и следующими поколениями, поскольку их почитание великого учителя вышло за рамки.

Скорее, когда этот Человек воскрес из мертвых (это объективный исторический факт, чему свидетелями были более пятиста человек (1 Коринфянам 15:6), то последний кусочек пазла занял свое место. На основании многовековых пророчеств и жизни, полной свидетельств и шокирующих откровений, был вынесен вердикт: этот человек был не только Христом, но и поистине Богом, Сыном Бога.

ПОЛНОСТЬЮ БОГ

Бог уже давно обещал прийти (Псалом 95:11-13; Михей 5:2). Как мы уже читали, Исайя видел «Бога крепкого» в рожденном Младенце и Сыне, данном нам. И теперь, когда наши глаза открыты Его воскресением, мы видим это «во всех Писаниях» (Луки 24:27, 44), и на каждой странице Евангелий, начиная от множества неожиданных подробностей, связанных с Его рождением, до удивительного авторитета Его учения, и нарастающего шепота с каждым знамением, Им совершенным.

Религия иудеев придерживалась четкого онтологического разделения между Богом и человеком. Только Бог – Творец, только Бог достоин поклонения, только Бог усмиряет моря, только Бог будет судить мир. Но вновь и вновь слова и поступки Христа демонстрировали, что истинная сущность этого Человека не поддается никаким категориям. Он был не только явно человеком, но демонстрировал божественность. Каким-то образом Сам единый истинный Бог пришел к ним, как один из них, как человек. Он был одним – одной сущностью, как позднее скажет церковь – в трех ипостасях: Отец, Сын и Дух Святой.

Иисус, наш Господь

Последним выдающимся признаком божественной природы в сознании евреев был титул Господь. Первым и главным исповеданием их веры было то, что Яхве — Господь. Яхве — это святое, личное заветное имя Бога, открытое Моисею в горящем кусте. Имя было настолько свято, что из страха произнести его неправильно или каким-то образом обесчестить его нечистыми устами, люди произносили слово Господь (на иврите «Адонай»), когда читали вслух имя Бога в свитках.

Вот почему раннее признание Иисуса Господом — евреями и всеми людьми — настолько потрясающе. Иисус есть Господь — это одновременно и самое основное, и наивысшее заявление. И на фоне Еврейских Писаний, это не только четкое и громкое признание божественности Христа, но также свидетельство Его единства как личности.

Он – Единый Господь Своего народа. Их Единый Господь – Один. Он одновременно истинно человек и истинно Бог, Он – не две разных личности. Скорее, Он – выдающаяся личность, в двух полных и разных природах – божественной и человеческой, «неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо» как сказано в великом символе веры 451 года.

Одна выдающаяся личность

Полностью Бог и полностью человек в одной выдающейся личности обитал месяцы в утробе Марии и родился в Вифлееме. В отличие от любого другого человека, Он — Бог. И в отличие от любого другого человека, Он был «зачат от Святого Духа» (Луки 1:31, 35; Матфея 1:18, 20).

Бог мог другим способом привести Своего Сына в мир. Но Он этого не сделал. В Своей неисследимой мудрости Он счел нужным, для нашей радости и для славы Своего Сына, сделать это так, как Он сделал в то первое Рождество. И мы удивляемся. Уэйн Грудем прекрасно написал то, что многие наблюдали на протяжении веков:

«Бог в Своей мудрости предопределил сочетание человеческого и божественного влияния в рождении Христа, чтобы Его полная человечность была очевидна для нас из факта Его обычного человеческого рождения от человеческой матери, а Его полная божественность была очевидна из факта Его зачатия во чреве Марии мощной работой Святого Духа».

Слава непорочного зачатия – это не кирпичик, который можно вытащить и выбросить. Это не только объективный исторический факт и божественное откровение, но и драгоценный взгляд Отца на то, кто же такой этот Иисус. Он — Христос, полностью человек, и Он — Единственный Сын Божий, полностью Божественный, и всё в одной единой, неслитной и неразделимой личности, и Он – наш Господь.

Слуги своего Господа радостно принимают это и охотно провозглашают, вместе со множеством других удивительных истин, которые неверующий мир находит столь же неприятными.

Автор — Дэвид Мэтис / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Осипенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 01.01. Спасибо!