Еврейство и Троица

Еврейство и Троица

Есть ли что-либо еврейское в концепции Троицы?

В одной из своих статей в формате «вопрос-ответ» раввин Стенли Гринберг из общины «Храм Синай» в Филадельфии написал:

«Христиане, конечно, имеют право верить в тринитарную концепцию Бога, но все их усилия найти обоснования этой концепции в Еврейской Библии полностью разбиваются о неоспоримые свидетельства обратного, которые мы видим в этой самой Библии. Еврейское Писание ясно и недвусмысленно говорит о единстве Бога… Еврейская Библия однозначно и несомненно исповедует единого Бога. Монотеизм – бескомпромиссная вера в одного единственного Бога – является центральной составляющей Еврейской Библии, незыблемым исповеданием иудаизма и непоколебимой верой каждого еврея.»

Обвиняют ли христиан в политеизме либо тритеизме или признают, что христианская концепция Троицы является разновидностью монотеизма, один элемент таких рассуждений всегда остается неизменным: невозможно одновременно верить в Троицу и оставаться евреем. Даже если то, во что верят христиане, это монотеизм, он все равно недостаточно монотеистичный, чтобы его можно было отнести к истинному еврейству. Статья рабби Гринберга отражает именно такую позицию.

Далее в ней сказано: «… ни при каких обстоятельствах не может концепция множественности Божьих ипостасей или троичности Божьих ипостасей быть обоснована Еврейской Библией». Поэтому будет лучше, если мы как раз и начнем с первоисточника еврейского богословия и единственного средства проверить истинность последнего: с Еврейского Писания. И поскольку его понимание во многом опирается на то, какие именно выразительные средства древнееврейского языка использовались в том или ином месте Писания, обратимся в первую очередь к древнееврейскому языку.

I. Бог есть множество

Имя «Элохим»

По общему мнению языковедов, «Элохим» – это существительное множественного числа, имеющее окончание множественного числа мужского рода «-им». Именно словом «Элохим» назван истинный Бог в Бытие 1:1: «В начале сотворил Бог небо и землю». То же самое слово используется в Исход 20:3: «Да не будет у тебя других богов (Элохим) пред лицем Моим», а также во Второзаконие 13:2: «…пойдем вслед богов (Элохим) иных…». Хотя само по себе использование множественной формы «Элохим» не доказывает триединство, оно, без сомнения, открывает двери для доктрины множественности Божьих ипостасей, поскольку одно и то же слово используется для обозначения единого истинного Бога, а также множества ложных богов.

С «Элохим» используются глаголы во множественном числе

Практически все гебраисты признают, что само по себе слово «Элохим» является существительным множественного числа. Однако они пытаются отрицать, что оно может означать множественность Божьих ипостасей. Как правило, они строят рассуждения следующим образом: когда «Элохим» используется в значении истинного Бога, после него употребляется глагол в единственном числе, если же оно используется в значении ложных богов, после него употребляется глагол во множественном числе. Равви Гринберг излагает это следующим образом:

«Но на самом деле, в первом стихе Бытия используется глагол «бара», означающий «он создал» – в единственном числе. Даже не обладая глубокими познаниями в древнееврейском языке, не трудно понять, что в первом стихе Бытия совершенно очевидно говорится о единственном Боге».

Данное утверждение, конечно же, является в целом верным, потому Библия действительно учит, что Бог есть единый Бог, поэтому, как правило, когда речь идет о едином истинном Боге, после существительного во множественном числе стоит глагол в единственном. Тем не менее, есть и такие места, где это слово используется в отношении истинного Бога, но после него стоит глагол во множественном числе:

Бытие 20:13: «когда Бог (Элохим) повел меня странствовать [буквально «повели меня странствовать»] из дома отца моего…»

Бытие 35:7: «…ибо тут явился [буквально «явились»] ему Бог (Элохим)…»

2-я Царств 7:23: «…приходил [буквально «приходили»] Бог (Элохим)…»

Псалом 57:12: «…итак есть Бог (Элохим), судящий [буквально «судящие»] на земле!»

Имя «Элоах»

Если бы форма множественного числа «Элохим» была единственной употребимой по отношению к Богу, тогда, по всей вероятности, можно было бы доказывать, что у авторов Еврейского Писания просто не было другого выхода кроме как использовать «Элохим» для обозначения как единого истинного Бога, так и многих ложных богов. Однако у слова «Элохим» есть форма единственного числа – Элоах – и она употребляется, например, в таких местах как Второзаконие 32:15-17 и Аввакум 3:3. Следовательно, и в других местах ничего не мешало использовать форму единственного числа. Тем не менее, во всем Писании она используется всего 250 раз, в то время как форма множественного числа используется 2500 раз. Гораздо более частое использование множественного числа опять-таки свидетельствует скорее в пользу множественности Божьих ипостасей, чем против нее.

Использование местоимений множественного числа по отношению к Богу

Еще одним убедительным доказательством из области древнееврейской грамматики является тот факт, что Бог, говоря о Себе, часто использует местоимение множественного числа:

Бытие 1:26: «И сказал Бог (Элохим): сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему…»

Вряд ли Он имел в виду ангелов, ведь человек был создан по образу и подобию Бога, а не ангелов. Мидраш раба к книге Бытие признает весомость этого стиха и комментирует его следующим образом:

«Раввин Самуил бар Ханман, цитируя раввина Ионафана, сказал, что во времена, когда Моисей писал Тору – а писал он ее понемногу каждый день – дойдя до стиха «И сказал Элохим: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему…», Моисей спросил: «Господин Вселенной, зачем Ты даешь этими словами повод сектантам (для веры в триединство Бога)?». И Бог ответил Моисею: «Пиши, а тот, кто хочет заблуждаться, пусть заблуждается». 1

Очевидно, что Мидраш раба просто пытается обойти эту неудобную проблему и не может дать адекватный ответ на вопрос, почему Бог говорит о Себе во множественном числе.

Местоимение множественного числа используется также в:

Бытие 3:22: «И сказал Господь Бог (ЙХВХ Элохим): вот, Адам стал как один из Нас…»

Бытие 11:7: «(Мы) сойдем же и смешаем там язык их…»

Исайя 6:8: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?»

Последний отрывок, где используется единственное число «Мне» и тут же множественное «Нас», кажется противоречивым при любом толковании, кроме как в свете концепции множественности (Нас) в единстве (Мне).

Использование множественного числа при описании Бога

Ещё одним аргументом, также основанным на анализе древнееврейского языка Писаний, является тот факт, что, когда в них кто-то говорит о Боге, часто используются существительные и прилагательные множественного числа. Вот несколько примеров:

Екклесиаст 12:1: «И помни Создателя твоего…» [буквально «Создателей»]

Псалом 149:2: «Да веселится Израиль о Создателе своем…» [буквально «Создателях»]

Иисус Навин 24:19: «…Бог святый…» [буквально «Боги святые».]

Исайя 54:5: «Ибо твой Творец есть супруг твой…» [буквально «Творцы», «супруги»]

Все аргументы, приведенные нами выше, опираются строго на грамматику древнееврейского языка Писания. Если мы ищем обоснования нашей богословской доктрины исключительно в Писании, следует сказать, что Писание с одной стороны провозглашает единство Бога, но при этом в нем явно прослеживается составной характер этого единства, допускающий множественность Божьих ипостасей.

«Шма»

Второзаконие 6:4: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть!»

Второзаконие 6:4, известное как «Шма», всегда было великим исповеданием Израиля. Именно этот стих чаще других приводится в подтверждение факта единства Бога в противоположность концепции множественности Божьих ипостасей. Но правомерно ли такое его использование?

С одной стороны, следует отметить, что сами слова «Бог наш» в древнееврейском тексте стоят во множественном числе и буквально переводятся как «Боги наши». Однако основной упор делается на слово «един» – в древнееврейском тексте здесь используется слово «эхад». Если мы посмотрим другие места, где в еврейском тексте используется данное слово, то быстро поймем, что «эхад» означает не абсолютное «один», а именно составное «един». Например, в Бытие 1:5 сочетание вечера и утра составляет один (эхад) день. В Бытие 2:24 мужчина и женщина должны соединиться в браке и двое «будут одна (эхад) плоть». В Ездра 2:64 сказано, что «все общество вместе (эхад)» насчитывало большое количество человек. Иезекииль 37:17 – вообще потрясающий пример: здесь два жезла сказано сложить вместе, чтобы они стали одним (эхад). То как «эхад» употребляется в тексте Писания, ясно показывает, что оно обозначает составное единство, а не абсолютную единичность.

В древнееврейском языке есть слово, обозначающее именно абсолютную единичность. Это слово «яхид», которое встречается во многих местах Писания2, где акцент делается именно на значении «единственный». Если бы Моисей хотел донести мысль об абсолютной единичности Бога в противоположность составному единству, это слово подходило бы сюда гораздо больше. Интересно, что силу слова «яхид» отметил еще Маймонид, который в своих «Тринадцати принципах веры» использовал именно его вместо «эхад». Однако во Второзаконии 6:4 («Шма») «яхид» в отношении Бога не используется.

II. Бог – это как минимум двое

«Элохим» и ЙХВХ употреблялось в отношении двух личностей

Как будто специально для того, чтобы усилить аргументы в пользу множественности, в еврейском Писании есть места, где «Элохим» в одном и том же стихе употребляется по отношению к двум разным личностям. Один из таких примеров – Псалом 44:7-8:

«Престол Твой, Боже, вовек;
жезл правоты – жезл царства Твоего.
Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие,
посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой
елеем радости более соучастников Твоих.»

Следует отметить, что здесь автор псалма обращается к первому Элохим и называет второго Элохим Богом первого Элохим. Получается, что Бог Бога помазал Его елеем радости.

Второй пример – Осия 1:7:

«А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками.»

Здесь говорящий – это Элохим, который обещает помиловать дом Иудин и спасти их через ЙХВХ, который есть их Элохим. То есть Элохим номер один спасет Израиль посредством Элохим номер два.

В отношении двух разных личностей в одном стихе употребляется не только «Элохим», но и само имя Бога. Один из таких примеров – Бытие 19:24, где написано:

«И пролил ГОСПОДЬ на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от ГОСПОДА с неба.»

Очевидно, что здесь ЙХВХ номер один изливает серу и огонь от второго ЙХВХ, который находится на небе. Первый же при этом находится на земле.

Второй пример – Захария 2:8-9:

«Ибо так говорит ГОСПОДЬ Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что ГОСПОДЬ Саваоф послал Меня.»

И снова мы видим, что один ЙХВХ посылает другого ЙХВХ выполнить какое-то задание.

Tetragrammaton JHWH in a Sefer Torah Numbers 18:27-30. Photo – Daniel Tibi

Автор «Зоара» почувствовал эту множественность в тетраграмматоне3, поэтому написал:

«Посмотрите на тайну имени ЙХВХ: в нем три уровня, каждый из которых существует сам по себе, но при этом они Одно и соединены столь тесно, что один не может быть отделен от другого. Предвечный Святый открывается нам как имеющий три главы, объединенные в одну, и эта глава есть трижды превознесена. Предвечный описывается как трое: потому что прочий свет, исходящий от него, заключен в три ипостаси. Но как могут три имени быть одним? Подлинно ли они одно, потому что мы называем их одним? Как три могут быть одним, можно познать только через откровение Духа Святого.»4

III. Бог – это трое

Так сколько же в Нем личностей?

Если Еврейское Писание действительно указывает на множественность, возникает вопрос, из скольких же личностей состоит Бог? Мы уже видели, что имена Бога применяются к по меньшей мере к двум разным личностям. Исследуя Еврейское Писание, мы обнаруживаем, что, на самом деле, три и только три личности указаны в нем, как имеющие божественную природу.

  1. Во-первых, множество раз упоминается Господь ЙХВХ. Эта личность упоминается настолько часто, что нет необходимости рассматривать здесь эти места Писания.
  2. Вторая личность именуется Ангел ЙХВХ. Эта личность всегда рассматривается как отличная от всех прочих ангелов и является уникальной. Практически в каждом месте, где Он упоминается, Его называют одновременно и Ангелом ЙХВХ и самим ЙХВХ. Например, в Бытие 16:7 Он назван Ангелом ЙХВХ, а дальше по тексту, в 16:13, самим ЙХВХ. В Бытие 22:11 Он Ангел ЙХВХ, а в 22:12 – сам Бог. Можно привести и другие примеры.5 Очень интересен отрывок Исход 23:20-23, где этот Ангел имеет власть прощать грех, потому что в Нем пребывает собственное имя Бога – ЙХВХ, и в силу этого Ему следует беспрекословно подчиняться. Вряд ли все это может быть сказано об обычном ангеле. Сам факт того, что в этом Ангеле пребывает собственное имя Бога, уже показывает Его божественный статус.
  3. Третья божественная личность, которую мы обнаруживаем, – это Дух Божий, который часто именуется просто Руах ха-Кодеш. Дух Божий упоминается в Писании достаточно часто, например, в Бытие 1:2, 6:3; Иов 33:4; Псалом 50:13; Псалом 138:7; Исайя 11:2 и т.д. Дух Святой не может быть просто проявлением Бога, потому что Он обладает всеми характеристиками личности (разум, эмоции и воля) и считается божественным.

Итак, различные места Еврейского Писания совершенно ясно показывают, что три личности упоминаются в нем как божественные и являющиеся Богом: Господь ЙХВХ, Ангел ЙХВХ и Дух Божий.

Три личности в одном отрывке

В Еврейском Писании есть и такие места, где все три ипостаси Бога упоминаются в одном отрывке. Приведем два примера – Исайя 48:12-16 и 63:7-14.

Поскольку первый из этих двух отрывков является чрезвычайно важным аргументом, приведем его целиком:

«Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе. Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? ГОСПОДЬ возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над Халдеями. Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен. Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь БОГ и Дух Его.»

Следует отметить, что здесь говорящий называет себя тем, кто создал небо и землю. Ясно, что он не может иметь в виду кого-либо другого, кроме Бога. Но затем в стихе 16 говорящий говорит о себе, используя местоимения Я и Мне, и из дальнейшего контекста очевидно, что он является отдельной личностью от двух других, названных им, – Господа ЙХВХ и Духа Божьего. В этом месте Еврейского Писания триединство представлено совершенно ясно и очевидно.

Во втором отрывке автор вспоминает времена Исхода, когда присутствовали и действовали все три божественные личности. О Господе ЙХВХ говорится в стихе 7, Ангел ЙХВХ упоминается в стихе 9, а Дух Божий – в стихах 10, 11 и 14. Хотя в Еврейском Писании Бог часто говорит о Себе как о единственном, кому принадлежит заслуга спасения Израиля из Египта, в данном отрывке говорится, что в этом процессе принимали участие три личности. При этом никакого противоречия здесь нет, поскольку эти трое являются ипостасями единого Бога.

Заключение о еврейских истоках доктрины Троицы

Таким образом, мы видим, что Еврейское Писание учит о множественности Божьих ипостасей. Первую личность Бога всегда называют ЙХВХ, в то время как вторую – в некоторых местах ЙХВХ, в некоторых Ангел ЙХВХ, а в некоторых Раб ЙХВХ. Везде без исключения эта вторая личность действует по поручению первой. Третья личность упоминается как Дух ЙХВХ, Дух Божий или Дух Святой. Его также посылает первая личность, но Он практически всегда взаимосвязан со служением второй личности.

Если, по мнению современных раввинов, концепция триединства Бога не является еврейской, тогда таковым не является и Еврейское Писание. Невозможно обвинять в язычестве евреев-христиан за исповедание, что Иисус есть Сын Божий и обладает божественной природой. Он – тот, о ком писал Моисей:

«Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их…» (Исход 23:20-23)

Понимание Троицы в Новом Завете

В полном согласии с учениями Еврейского Писания Новый Завет совершенно четко признает существование трех ипостасей Бога, причем говорит об этом гораздо более конкретно. Первая ипостась именуется Отец, а вторая – Сын. Новый Завет отвечает на вопрос, поставленный Притчах 30:4: «…какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?» Имя Сыну Его – Иешуа (Иисус). Согласно Еврейскому Писанию, Он был послан Богом, чтобы стать Мессией, но на этот раз в виде человека, а не в виде ангела. Более того, Он был послан с конкретной целью: умереть за наши грехи. По сути, произошло то, что Бог стал человеком (а не человек Богом), чтобы совершить Свой труд искупления.

Третья ипостась Бога именуется в Новом Завете Святым Духом. И во всем Новом Завете Он неизменно связан с работой второй ипостаси в полном соответствии с учением Еврейского Писания. Следовательно, пред нами единое учение о триединстве Бога, представленное как в Ветхом, так и в Новом Завете.

Сноски:

1 Мидраш раба к Бытие 1:26, Нью-Йорк: NOP Press, N.D.
2 Бытие 22:2,12; Судьи 11:34; Псалом 21:22; 24:16; Притчи 4:3; Иеремия 6:26; Амос 8:10; Захария 12:10
3 «Собственное имя Бога Израиля», записанное в Еврейской Библии четырьмя согласными ЙХВХ. Евреи избегают произносить это имя как минимум с 3 века до н.э. Сначала вместо него произносили «Адонай» («Господь»), позднее стали заменять его на «ха-Шем» («Имя»). Имя «Иегова» является неправильной гибридной огласовкой исходных еврейских согласных гласными, которые используются в «Адонай». —Энциклопедический словарь иудаики, стр. 593
4 Зоар, том III, 288, том II, 43, издания на иврите. Смотрите также издание Soncino Press, том III, 134.
5 В Бытие 31 он назван «Ангел Божий» в стихе 11, а затем «Бог явившийся тебе в Вефиле» в стихе 13. В Исход 3 Он «Ангел ЙХВХ» в стихе 2, а затем Он же назван «ЙХВХ» и «Бог» в стихе 4. В Судьи 6 Он именуется «Ангел ЙХВХ» в стихах 11, 12, 20, 21 и просто «ЙХВХ» в стихах 14, 16, 22 и 23. Затем в Судьи 13:3 и 21 Он назван «Ангел ЙХВХ», но тут же в стихе 22 Его называют самим Богом.

автор — Арнольд Фрухтэнбаум / cis.jewsforjesus.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!