9 Ава: Изгнание евреев из Испании и другие трагедии

9 Ава: Изгнание евреев из Испании и другие трагедии

9 Ава — самая трагическая дата в истории еврейского народа. Согласно преданиям, в этот день состоялся грех золотого тельца у горы Синай. Начиная с этого события, еврейская традиция прослеживает целую цепочку трагизма в дальнейшей истории и связывает их именно с 9 Ава. Давайте вспомним некоторые из них.

Начало 40 лет странствий по пустыне

Согласно традиции хазаль (еврейских мудрецов), первая трагедия произошла в пустыне (см. Числа 13-14), когда вернулись соглядатаи и сообщили хорошую новость о том, что обетованная Богом Израиля Земля прекрасна, течёт молоком и мёдом, и все чудесно, кроме гигантов, которые населяют эту землю, гигантов, «с которыми мы, евреи, не справимся, потому что мы были перед ними как кузнечики». И весь народ заплакал, пал духом и дошёл до такого отчаяния, что хотел побить камнями Моисея и Аарона, выбрать новое начальство и вернуться в Египет. Но двое из них сообщили хорошую новость. Они, как и остальные десять, сказали, что в этой земле живут серьёзные ребята, но с уверенностью сказали, что с Господом они всех их одолеют. Эти двое, Иисус Навин и Халев, были единственными представителями старшего поколения, которые впоследствии вошли в землю Израиля, потому что Господь сказал, что за то, что люди послушали десятерых соглядатаев, они будут странствовать 40 лет в пустыне, год за каждый день путешествия соглядатаев, пока не вымрет всё взрослое поколение.

У мудрецов есть очень сложное вычисление, почему это событие они приурочили именно к 9 Ава, но предположим, что они правы. И есть очень интересный мидраш, согласно которому Господь сказал: «В этот день вы напрасно плакали. Я приготовил для вас эту обетованную землю, Я приготовил для вас быстрое и победоносное завоевание. Но раз вы устроили плач, раз вы били себя в грудь, разрывали одежды и посыпали себя пеплом, как будто траур, а не радость вам приготовлена, то в этот день вам придётся плакать по очень серьёзным поводам».

Разрушение двух храмов и другие события

В районе 9 Ава произошло окончательное разрушение и сожжение Первого Храма, Храма, который большей частью был построен Соломоном. На самом деле, из Танаха (Ветхого Завета) известно, что вавилоняне вошли в Иерусалим 7 Ава, но опять таки традиция утверждает, что 7 Ава они вошли и творили ужасные вещи, а 9 Ава подожгли. А 9 и 10 Ава Храм горел, и наступила полная катастрофа.

Также известно, что будущий император Тит ворвался в Иерусалим и поднялся на Храмовую гору, захватил Храмовую гору и Второй Храм примерно в эти же дни. Еврейский историк Иосиф Флавий пишет о 10 Ава. Но, в принципе, даже если это произошло 10 Ава, можно сказать, что 9 Ава эта трагедия уже начала происходить. И это, действительно, очень интересное совпадение, потому что, конечно же, римские войска не приурочили это к трагедии разрушения Первого Храма, а когда смогли, тогда и захватили, когда смогли, тогда и подожгли.

Также Талмуд утверждает, что в этот день произошли ещё две трагедии вскоре после разрушения Второго Храма в 70 году первого века нашей эры. Это падение последнего оплота восстания Бар-Кохбы, крепости Бейтар. И в этот день был распахан Иерусалим, а Храмовая гора была засеяна солью, чтобы у евреев не осталось надежды. И то, и другое совершил император Адриан.

Примерно в это же время в истории еврейского народа произошли ещё некоторые трагедии. И мы остановимся на одной особо важной. 31 марта 1492 года испанская королевская чета по наущению великого инквизитора Торквемады выпустила указ о том, что, если евреи не захотят, так сказать, формально обратиться в христианство и стать новообращёнными католиками, они обязаны покинуть территорию Испании через три месяца. Фактически этот срок истёк 7 Ава, но духовный вождь испанского еврейства Дон Абарбанель позже это приурочил к 9 Ава, потому что, на самом деле, король Испании не думал о еврейском календаре, но получилось так, что эта трагедия стала еще одной в череде трагедий, условно говоря, 9 Ава.

Изгнание евреев из Испании

Когда вспоминают 1492 год в контексте истории еврейского народа, то говорят именно об изгнании евреев из Испании. Но этому событию предшествовали определенные обстоятельства. С одной стороны, весной 1492 года в Испании пало последнее мусульманское княжество со столицей в Гренаде, и королевская чета, король Арагонский Фердинанд и королева Кастильская Изабелла, посчитали, что наконец-то появилась возможность превратить Испанию в христианскую страну. Для этого достаточно избавиться от еврейского меньшинства на территории Испании. Но каково было количество этого меньшинства? Заметьте, речь идёт именно об иудеях. По разным оценкам историков, на то время население Испании составляло около 7 миллионов человек, и около одного миллиона из них были евреи.

Еврейское население на территории Испании существовало ещё со времен Римской империи, когда Испания была одной из провинций империи. Но особенно еврейское население умножилось, начиная с 8 века, когда Пиренейский полуостров был завоёван мусульманами. На этой территории образовался так называемый Кордовский халифат, и, в общем-то, для еврейства на Пиренейском полуострове по тем временам были довольно благоприятные условия. Это способствовало тому, что в мусульманскую Испанию эмигрировало большое количество евреев, которые претерпевали преследования в других местах, в частности на территории той же христианской Европы, особенно во Франции, и на Ближнем Востоке. Значительная часть евреев переселилась из Вавилонии, когда Багдадский халифат пришёл в упадок, начиная примерно с 10 века. Потом в истории Испании наступил период Реконкисты, когда христианские войска постепенно начали отвоёвывать обратно у мусульман эти территории. Реконкиста растянулась на века. Но даже в таких условиях противостояния между мусульманами и христианами на территории Испании для евреев были благоприятные времена. Этот период известен как Золотой век еврейства Испании.

Но когда, ближе к 14 веку, христианские войска отвоевали у мусульман значительные территории Испании, со стороны христианского большинства начало усиливаться давление на иудеев с целью обратить их в христианство. А на тех евреев, которые обращались в христианство, так называемых марранов, усиливалось давление со стороны церкви, чтобы, как говорится, не дай Бог, эти новообращенные марраны, не осквернили веру, которую они приняли. И уже к 1492 году в результате этого изгнания евреев, а по факту иудеев, из Испании количество покинувших Испанию было по разным оценкам от 150 до 300 тысяч. То есть, из этого миллиона как минимум 700 тысяч евреев, выкрестов или марранов, остались на территории Испании как католики.

Заметьте, в контексте той культуры о еврейских мессианских общинах, или еврейских церквах, или верующих в Иисуса Христа (Иешуа Мессию) евреев в другом формате, кроме католицизма, и речи быть не могло. За этим огромным количеством верующих евреев тщательно следило церковное око, и был даже целый аппарат церковного суда, так называемая церковная инквизиция, одной из ключевых целей которой было наблюдать за тем, чтобы не была осквернена христианская вера. Одной из ключевых целей инквизиции как церковного судебного аппарата было именно наблюдение, слежка за такими выкрестами, чтобы они ни в коем случае не соблюдали абсолютно никаких традиций, правил или ещё чего-либо, что связано с еврейством.

Но на этом печальная история евреев не закончилась. Дело в том, что это давление на евреев-марранов было ещё до 1492 года. В частности, так называемый Севильский погром 1391 года, который начался в Севилье и потом перекинулся на другие города Испании. Особенностью этого погрома было то, что здесь гонениям были подвергнуты именно марраны, выкресты, то есть евреи, принявшие христианство. Этот погром как-то удалось локализовать и свернуть, но это давление на принявших христианскую веру оставалось. К ним продолжали относиться как к «второсортным» христианам, к которым не было доверия.

После изгнания евреев из Испании в 1492 году как минимум 150 тысяч, а по некоторым оценкам до 300 тысяч, иудеев, отказавшихся принимать христианство, покинули Испанию. Они были вынуждены расселиться по разным территориям, и очень большое их количество переселилось на территорию Османской империи, которая в то время как раз поднималась. Турецкий султан Баязет II по этому поводу даже выразился: «Фердинанд — глупый король, он разорил свою страну и обогатил мою». И если посмотреть дальнейшую историю Испанского королевства, то оно действительно вскоре пришло в упадок и никогда больше не играло тех первых ролей в истории Европы, которое оно играло до этого. Поэтому можно сказать, что события, связанные с 9 Ава, имели последствия не только для иудеев, для еврейского народа, но и для христианского мира. В церковной истории, в истории христианства об этом обычно не говорят, потому что это очень неудобные страницы, чтобы их обсуждать и исследовать, но факт остается фактом.

Главная причина изгнания

Интересно, что сама идея изгнания евреев из Испании возникла у инквизиторов вот в связи с чем. Ещё до ультиматума Фердинанда и Изабеллы многие тысячи евреев, особенно образованных, интеллектуальной элиты, и тех, которые знали древнееврейский и арамейский языки, и некоторых, которые не знали языки, на которых были написаны Танах и Талмуд, сознательно покаялись и стали христианами. И произошло это не в результате ультиматумов, не в результате серьёзных гонений и не под угрозой выселения и других репрессий.

На то время в Испании, и не только в Испании, были распространены диспуты между выдающимися раввинами и евреями, перешедшими в христианство, такими евреями, которые знали иудейские первоисточники. Обычно на эти диспуты собирались болельщики — христиане и евреи. Что же происходило во время этих диспутов? Евреи-христиане приводили многие места из Талмуда, которые многие другие евреи не знали. И они приводили места из Танаха и ссылки на эти места в Новом Завете. И таким образом многие, особенно образованные евреи, которые могли это проверить по тексту Библии и по тексту Талмуда, убеждались в том, что действительно что-то с нашим иудаизмом не в порядке, что-то не складывается, что-то не то с тем, что говорят наши мудрецы. И, разбираясь с этим, многие из них приходили к выводу, что Иешуа — это и есть обещанный Израилю Машиах.

Но когда они приходили к вере в Иешуа, начинались проблемы. Ведь они же читали, что Иешуа как был, так и остался евреем, и апостолы как были, так и остались евреями. И они сами тоже бы хотели остаться евреями, верующими в своего Господа. Но они попадали в церковь, которая жестоко преследовала всё еврейское, кроме Библии. Даже саму Библию церковь старалась подать как чисто христианскую книгу. И у них случился когнитивный диссонанс. Они буквально разрывались: они хотели оставаться евреями и хотели стать искренними верующими в Иешуа Машиаха как Мессию, Спасителя Израиля. А им говорили, что «правильно, что вы в Него верите, только Он уже с Израилем покончил, теперь только мы — Израиль, наша церковь — Израиль, и теперь вместо еврейского народа — великие христианские народы, в частности, испанский».

Многие из таких уверовавших евреев попадали в странную ситуацию, когда они становились официально добрыми католиками, но всё-таки продолжали соблюдать некоторые еврейские обычаи. В частности, именно с помощью чтения еврейских источников они стали верующими христианами, а теперь им нельзя было это читать, теперь это было запрещено. И они продолжали общение с другими иудеями, которые не верили в Иешуа, — и инквизиция об этом узнавала. Они продолжали совместно праздновать некоторые еврейские праздники, продолжали, по крайней мере подпольно, интересоваться еврейскими источниками, книгами, — и инквизиция об этом тоже узнавала. И инквизиторы пришли к выводу, что евреи, которые не обратились в христианство, оказывают пагубное влияние на обращённых. А для того, чтобы обращённые (конверсос, как их называли в Испании) буквально отрешились от всего еврейского, их должно было отсечь от общения с другими евреями.

В этом, если очень кратко, заключается основная причина, почему инквизиторы во главе с Торквемадой убедили испанскую королевскую чету совершить это страшное дело. Следует отметить, что сведения о добровольном обращении в христианство многих и многих тысяч образованных, интеллектуальных евреев, записаны не только в христианских источниках, но и в солидных, уважаемых книгах еврейских историков.

Почему мы останавливаемся на этой трагедии? Потому что фактически из великих трагедий 9 Ава она была последней из зафиксированных. После этого произошли ещё разные печальные события в истории еврейского народа, но они не были уже такими значимыми или не относились к этим дням.

Борис Грисенко, старший раввин КЕМО
Игорь Русняк, директор Мессианской библейской школы КЕМО
kemokiev.org

Пожертвовать

Последнее: 27.04. Спасибо!