Сегодня мы поговорим о 9 Ава, по-еврейски Тиша-бэ-Ав – это особенный день в еврейской истории. В современном иудаизме, так сказать, раввинистическом иудаизме в разных его формах – это второй по важности день поста годового календаря. Первый день – это Йом Кипур, 9 Ава – это второй по важности день поста. Почему? Это не заповедь Торы, это вообще не заповедь Библии, и тем не менее. Давайте мы откроем книгу пророка Захарии, 7-ую главу этой книги.
Итак, пророк Захария, 7 глава, с 1-го стиха:
«В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца»,
Ну, тут написано «хаслева», но мы знаем, что правильное произношение «кислев». А первый месяц в еврейском календаре был Нисан.
Некоторые раввины утверждают, что после возвращения из вавилонского плена, у евреев уже был новый календарь. И начало года было в Рош ha’Шана – месяц Тишрей был первым месяцем. Но это не так. Все пророки, последние пророки ТаНаХа до Нового Завета, которые пророчествовали после возвращения из плена, они пользовались тем же календарем, который мы находим в Торе. Год начинался с месяца Нисан, и это месяц, перед полнолунием которого начинался Песах – 14 Нисана. 1 Нисана – начало года.
Поэтому, когда мы читаем «девятый месяц», мы понимаем, что этот месяц приходился на какое время? Можете посчитать примерно.
Если Нисан начинался обычно в апреле, иногда в конце марта, то месяц девятый – примерно январь—февраль – зима.
В это время Господь начинает говорить пророку Захарии. В связи с чем Господь начал говорить пророку Захарии? Это понятно из 2-го и следующих стихов.
«…когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа (Адонай Цваота), и у пророков, говоря: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?»
А «пятый месяц» – это обычно июль—август. А в этом году только август – это месяц Ав. Итак, вопрос был именно об этом важном посте 9 Ава.
«И было ко мне слово Господа Цваота: скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце»,
А «седьмой» – это месяц Тишрей, в нынешнем еврейском календаре первый месяц.
«…притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились?»
И очень интересно Дух Божий повторяет:
«…для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?»
Не те же ли слова провозглашал Господь через прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и спокоен, и города вокруг него, южная страна и низменность, были населены?
Итак, дело происходит в послепленном Иерусалиме. Первые волны евреев вернулись из Вавилона, начали отстраивать жертвенник, потом Храм, потом их остановили, и через пророка Хагая и Захарию Бог начал теребить угасшую ревность святого остатка, напоминая им, зачем они вообще вернулись в эту землю – не для того, чтобы просто обустраивать себя. Не для того, чтобы просто выращивать виноград, пшеницу, воспитывать телят и овечек, и так далее. Не для того, чтобы начать процветать на этой ставшей пустыней земле; а для того, чтобы возводить Храм Божий; для того, чтобы использовать все возможности для служения Господу.
Бог показал им, что даже они, лучшие из лучших, малый духовный остаток великого народа (потому что все остальные, подавляющее большинство, оставались в Вавилонии, которая стала частью Персии, а также в других странах), только малый остаток решился вернуться ради Бога и Его славы. Но даже этот малый остаток, посвятивший себя Богу, посвятивший свою жизнь Богу, принесший жертвы на Божий алтарь, он ослаб, духом упал, ревность охладела, разочарование пришло, внешние сложные обстоятельства сдавили, им уже ничего не хотелось: «Где Бог? Почему Он вместо благословения позволяет засухе прийти?» – и так далее, и так далее.
Бог говорит им: «Все это произошло с вами только по одной причине: вы забыли, для Кого вы живете, для чего вы вернулись, и что вы восстанавливаете!»
И старейшины народа услышали Божьих пророков. И когда старейшины услышали, когда духовные руководители народа услышали и открыли свое сердце, тогда пророки смогли говорить и всему народу и вместе со старейшинами пробудили они сердца евреев. И народ поднялся и начал восстанавливать Храм.
И вот, в это время приходят посланцы от иудеев, живущих в рассеянии, и говорят: «Мы слышали, что началось великое! Храм восстанавливается! Божий огонь разгорелся на жертвеннике! Благодать вернулась в Эрец-Исраэль! Вы молодцы, ребята! Слава Богу за то, что вы посвятили себя служению Богу! Но мы тоже хорошие ребята! Но, может быть, у нас не получилось… Ну, не получилось всю жизнь посвятить на служение. Но мы, занимаясь своими делами и своей жизнью, мы тоже участвуем в жизни еврейского народа, мы тоже по-своему служим Богу. Например, мы до сих пор постились, лили слезы, печалились и носили траурные одежды в определенные дни, особенно 9 Ава».
Почему? Потому что это был день, когда окончательно пал Иерусалимский Храм, когда пришло окончательное поражение в Иерусалим, и Храм был сожжен огнем. Трагическая страшная дата!
«Мы участвовали! Мы вас поддерживали своими постами, траурными молитвами и слезами. Но раз Храм восстанавливается, жертвенник действует, священство начало священнодействовать, то у нас вопрос: «Нужно ли нам продолжать поститься и молиться таким образом, как мы это делали?» – вопрос пророку Захарии священников Храма.
Интересно, что посланцы, в первую очередь, должны были помолиться в новом Храме, а потом уже вопросить – сначала у священников, а затем уже у пророков.
Кстати, это правильный духовный порядок. Если у нас есть серьезные вопросы, мы не просто идем и говорим: «Что нам делать, скажите нам!» – а мы молимся сначала, мы вопрошаем Бога сами.
Если мы получили ответ, мы идем к тем, которые наделены духовными полномочиями, чтобы проверить этот ответ. И мы также рассчитываем на пророческое слово.
Если мы не получили ответа, но мы молились, мы искренне стремились понять от Бога, то тем более нам нужен совет духовных наставников и тех, кто может получить слово для нас от Господа.
Нормальный духовный порядок! Они, в общем-то, поступили правильно. Интересно, что они обратились, они послали своих полномочных представителей в Иерусалим. Это подчеркивание того, что для Бога важна Божья Община, не просто каждый сам по себе, но Божья Община. Есть в Божьей Общине определенная ценность!
Итак, как же пророк Захария отвечает посланцам?
Он говорит: «Бог не поручал вам и не заповедовал вам этого поста. Вы поститесь, вы льете слезы, вы носите траурные одежды по вашему собственному выбору. Вы это делаете сами для себя».
Но на этом Захария не остановился. В 8-ой главе пророка Захарии говорится, 15-ый стих:
«так опять Я решил в эти дни соделать доброе Иерусалиму и дому Иудину; не бойтесь!
А перед этим он говорит:
Ибо так сказал Адонай Цваот (Бог Воинств); как Я определил наказать вас, когда отцы ваши прогневали Меня, сказал Адонай Цваот, и не отменил приговор Свой, так опять Я снова решил в эти дни соделать доброе Иерушалаиму и дому Иудину; не бойтесь! И каждый против ближнего своего зла не замышляйте в сердце своем, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу.
Бог говорит: «Я вас люблю! А грехи ваши ненавижу!» 19-ый стих:
так сказал Бог Воинств: пост четвертого месяца и пост пятого месяца, и пост седьмого месяца, и пост десятого месяца будет для дома Иегуды радостью и веселием, и праздниками добрыми; правду и мир любите».
Очень интересная ситуация!
Бог говорит: «Это ваши траурные дни, это ваши траурные посты. Вы думаете, что, совершая эти ритуальные действия, тем самым вы служите Мне. И вы думаете, что этим самым вы как бы компенсируете то, что вы не находитесь в центре Моей воли, вы не посвятили себя восстановлению Моего храма, вы не совершаете то, что Я повелел всему Моему народу, вы не поднимаете Мое знамя среди народов, вы остаетесь в плену, но в плену плачете о том, что вы в плену, не выходя из вашего плена. Вы думаете, что находясь в рабстве, и просто справляя траур из-за того, что вы в рабстве, вы этим Мне угождаете? Не обманывайте себя! Вы себя этим успокаиваете. Моя воля на то, чтобы Мой народ выходил из рабства, выходил на свободу и входил в служение Мне!»
Бог хочет!
Это воля Божья всегда, навсегда для всего Израиля и для всего Тела Мессии из всех народов. Бог хочет, чтобы мы не успокаивали себя, находясь в грехах, но мы выходили из грехов. Бог не хочет, чтобы наши ритуальные действия заменяли служение нашего сердца, которое горит Божьей любовью и меняет нашу жизнь в праведность Божью. Бог не хочет, чтобы мы успокаивали себя и друг друга, находясь в поражении тем, что мы плачем о поражении.
Бог говорит: «Вы призваны не к поражению. Вы призваны к победе. Я не призвал вас оставаться рабами греха, плоти, мира, обстоятельств. Я призвал вас выйти на свободу и поднять знамя Моей любви для всех народов. Хватит пресмыкаться перед князем мира сего, зависеть от этого мира, подстраиваться под этот мир и думать, что ваши слезы и ваше смущение, и периодический стыд, и периодический траурный пост по этому поводу компенсирует ваше неправильное положение. Неправильное положение должно быть изменено! Я все приготовил для того, чтобы вы вошли в предназначенную вам свободу, вы вошли в предназначенное вам служение. От вас зависит решиться подниматься и идти, или оставаться на привычных местах, устраивая для себя привычные компенсационные действия».
Господь объяснял Израилю и объясняет нам сегодня: «Мне не нужны ваши компенсации! Мне нужны вы!!»
Важно! Как бы мы не привыкли к какому-либо рабству, Бог к нему не привыкает никогда. Как бы мы ни смирились со своими поражениями, Бог никогда не смиряется с нашими поражениями. Поэтому Он не просто говорит посланцам диаспоры: «Хотите, ешьте; хотите, пейте; хотите, поститесь; как хотите! Для Меня это обычные дни».
Он говорит: «Вы сделали их днями траура, Я сделаю их днями торжества, веселия и праздника. Вы сделали эти дни днями суррогатного искупления. Не настоящего искупления, а ритуальных действий, которые помогают вам утешиться в вашем рабстве и поражении. А Я сделаю эти дни днями праздника настоящего искупления, освобождения и победы!»
Интересный ортодоксальный комментарий
Очень интересный комментарий к этому вот в этом ортодоксальном выпуске пророка Захарии с комментариями:
«Если народ выполнит поставленное условие, наступит время глубокого избавления, и следовательно исчезнет причина для соблюдения постов. Более того, траурные дни превратятся в праздники. Это будет возможно – слушайте внимательно! – только во времена Машиаха, когда человеку будет дана возможность увидеть, как все без исключения события в истории вели к возрождению народа.
Пророк Иешаягу (Исаия) говорит, что в будущем Всевышний обратится ко всему миру со словами: «Утешайте, утешайте народ Мой! Обратитесь к сердцу Иерушалаима!» Но ничто не сможет заставить сыновей Израиля забыть прошлые беды. И тогда Всевышний скажет: «Я, только Я ваш Утешитель!» И каждый день тяжелого прошлого превратится в глазах людей в новую ступень приближения к Богу и станет радостью».
Мы живем во времена Машиаха уже сегодня!
Золотые слова! Проблема только в одном – в том, что народ Божий до сих пор ждет, когда придет Мессия, а Мессия, Который давно пришел, до сих пор ждет, чтобы Божий народ увидел: «Мы живем в те самые дни Машиаха! Уже эти дни состоялись!»
Каждый может перестать плакать и печалиться о прошлом, каждый может войти в Божью любовь и милость через Того Мессию, Который пришел и принес полную жертву искупления, как здесь написано «глубокого или полного искупления». На 100% Он совершил все, чтобы наши трагедии, наше греховное прошлое превратилось в праздник, торжество и Божью славу.
Израиль не открылся для Мессии, и до сих пор в рабстве
В чем же дело? Почему Израиль не видит? Если мы откроем Второе Коринфянам, 3-ю главу, с 14-го стиха, мы прочтем:
«Умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало (которое скрывало от них славу на лице Моисея) доныне остается неснятым при чтении (ТаНаХа) Ветхого Завета, потому что оно снимается только Мессией. Доныне, когда они читают (книги) Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
Поэтому, пока Господь не открылся, люди находятся в рабстве. Они плачут о своем прошлом, они переживают трагедии прошлого снова и снова, мучаясь и не имея выхода. Так же как весь Израиль скоро будет переживать и ритуально лить слезы 9 Ава, и уже это началось 17 Таммуза, в середине июля, также и каждый человек, который не позволил Царю царей, Йешуа Мессии, снять покрывало с его духовных глаз, не может освободиться от своего прошлого, не может освободиться от своих грехов, не может новыми глазами увидеть Божий свет. И этот Божий свет не может преобразить его, потому что в нем нет Духа Господня. А где нет Духа Господня, там рабство, потому что только там, где Дух Господень, там свобода.
Вот что произошло с Израилем. А в 18-ом стихе 3-ей главы Второго Коринфянам, последнем стихе этой главы, говорится обо всех – евреях, греках, сирийцах, римлянах, египтянах, украинцах, русских, немцах, китайцах – о ком угодно, кто открылся Божьей славе.
Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ (образ Господень) от славы в славу, как от Господня Духа.
Это то, что Господь делает с теми, кто доверился Ему, и кто позволил Ему действовать.
Заключение: молитесь за Израиль и за себя!
Сейчас начало месяца Ав. Согласно пророчеству Захарии, мы можем праздновать и веселиться – искупление от грехов, бед, трагедий, поражений и ада раскрылось нашим Царем! Но мы понимаем, что весь религиозный Израиль будет плакать и молиться в трауре. И мы будем молиться за них, чтобы покрывало было снято. Мы будем молиться за них, чтобы им открылся Спаситель. Но также мы будем молиться за себя, друзья. Мы, каждый из нас, будет молиться, если вы хотите, за себя, чтобы всякое покрывало, которое еще мешает нам видеть Божью славу, было снято, и чтобы все наши прошлые поражения были преображены Мессией в торжество, победу и праздник.
Мы живем в эти самые дни, когда Слово Божье обещает нам, что это уже произошло. Это уже произошло! Поэтому это наше право, это наше достояние, это наше наследство. От каждого из нас зависит, настолько мы в это наследство входим. Амэн? Аллилуйя!
Сделай свой выбор!
Итак, сейчас начало особенного месяца Ав, когда у каждого из нас есть выбор – оставаться в остатках прошлого поражения или выходить на свободу. Продолжать утешать себя, находясь в том или ином рабстве, или отпраздновать Божью победу над грехом, обстоятельствами, давлением этого мира и собственной плотью. Бог обещал нам, что во дни Мессии мы сможем праздновать – все, что раньше нас печалило, станет днем торжества. Мы сможем наслаждаться весельем и радостью – все, что раньше нас угнетало, превратится в нашу силу и в наше утверждение.
Дорогие! Сделайте это обещание Божье реальным во всех областях своей жизни. Вам не нужно оставаться в рабстве ни в чем. Поставьте себе простую цель – напишите две основных области, где вы еще ощущаете свою несвободу. И в этот особенный месяц, по милости Божьей, определите шаги, которыми вы будете выходить из рабства. И начните праздновать это освобождение, начните праздновать этот малый Пейсах, эту конкретную Пасху в конкретных обстоятельствах, начните праздновать эту Божью победу. Не смиряйтесь с тем, что Бог не хочет больше терпеть вашей жизни. Не смиряйтесь и не поддавайтесь инерции в вашей душе. Не поддавайтесь страху и безнадежности: «Я уже столько в этом сижу! Разве ж я смогу за один месяц выбраться?»
Чем дольше вы сидите в этом, тем сильнее должно быть решение: «Хватит! Пора на волю!»
Последнее: 26.07. Спасибо!