Проповедь Иосифа Рабиновича, произнесенная в субботу Хуккат: 8 июня (по старому стилю 20 июня) 1885 года в общине мессианских евреев в Кишиневе.
В ту субботу текст для чтения был взят из книги Числа, 19:1–12
«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
вот устав закона, который заповедал Господь, говоря: скажи сынам Израилевым, пусть приведут тебе рыжую телицу без порока, у которой нет недостатка, и на которой не было ярма;
и отдайте ее Елеазару священнику, и выведет ее вон из стана, и заколют ее при нем;
и пусть возьмет Елеазар священник перстом своим крови ее и кровью по-кропит к передней стороне скинии собрания семь раз;
и сожгут телицу при его глазах: кожу ее и мясо ее и кровь ее с нечистотою ее пусть сожгут;
и пусть возьмет священник кедрового дерева и иссопа и нить из червленой шерсти и бросит на сожигаемую телицу;
и пусть вымоет священник одежды свои, и омоет тело свое водою, и потом войдет в стан, и нечист будет священник до вечера.
И сожигавший ее пусть вымоет одежды свои водою, и омоет тело свое водою, и нечист будет до вечера;
и кто-нибудь чистый пусть соберет пепел телицы и положит вне стана на чистом месте, и будет он сохраняться для общества сынов Израилевых, для воды очистительной: это жертва за грех;
и собиравший пепел телицы пусть вымоет одежды свои, и нечист будет до вечера. Это для сынов Израилевых и для пришельцев, живущих у них, да будет уставом вечным.
Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней:
он должен очистить себя сею водою в третий день и в седьмой день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и в седьмой день, то не будет чист».
Затем читали из Нового Завета – историю об исцелении больного при купальне Вифезда (Ин. 5), а потом Иосиф Рабинович обратился к собравшимся:
– Дорогие братья! Я знаю, что среди вас есть такие, которых привело сюда любопытство, а не желание постигнуть Слово Божие, и все же стремление сердца моего – помочь уразуметь Слово Божие, которое в состоянии освободить вас от болезненных талмудистских взглядов, коренящихся в ваших сердцах. Для придерживающихся Талмуда исполнение важнее понимания, и, подходя к одной из заповедей закона, они концентрируются на ее исполнении, не исследуя цели закона, и поэтому они блуждают в темноте. Наглядный пример тому – прочитанный текст о рыжей телице. Действительно, странная заповедь, смысл и цель которой трудно понять. Что означает рыжая телица и сожжение ее вне стана? Почему прикасающийся к мертвому телу оскверняется? И как объяснить, что окропление пеплом рыжей телицы очищает от всякого осквернения, в то время как приготавливающий этот пепел оскверняется, так что стало даже поговоркой: «Пепел рыжей телицы очищает нечистых и оскверняет чистых»? Это одна из неясностей, которые учители не в силах были объяснить, хотя они, как восхваляют их в Талмуде, к каждой букве писаного закона могут привести множество законоположений. Из одной заповеди из пяти еврейских слов: «мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте» – они сделали 18 разных запретов, касающихся употребления мяса. Так же из запрета: «не вари козленка в молоке матери его» – они с «исключительной прозорливостью» сделали множество запретов, касающихся хранения и употребления мясных и молочных продуктов. Однако причины повелений о рыжей телице остались тайной даже для мудрейших, поэтому они говорят: «Таков устав, о нем не рассуждают».
Братья, сыны моего народа! Представьте себе, что вы находите в документальных книгах другой религии или в новозаветных писаниях, которые вы исключаете из Священного Писания, заповедь, подобную этой. Вы, несомненно, скажете, что эта фантазия не имеет смысла. Так думают и отрицатели наших дней в общем о церемониальном законе. Как талмудистам, так и отрицателям недостает взгляда на суть и цель, т. е. на сущность, Торы: они на фоне закона не видят света Мессии.
Приведу наглядный пример, сравнив талмудистов с рабочими театра, которые под сценой обслуживают механизмы для смены декораций. Результат их работы виден наверху. Случается, что зрители восторженно аплодируют, в то время как рабочие внизу, под сценой, не подозревают, что причиной аплодисментов явился их труд по обслуживанию машин. Так и вы из дома Израилева: словно отрезанные от священной сцены мировой истории, несете тяжкое служение по исполнению церемониала, не ведая, что ваш труд давно завершен, что из вашей среды произошел Мессия, Которого множество народов, ликуя, с радостной верой приняли: «Благословен Грядущий во имя Господне!» (Мф. 21:9). Да, везде, где прославляется имя Господа нашего Иисуса Мессии, там свет и радость, полнота благословения, честь, мудрость и познание, там истинная вера, незыблемая надежда, братская любовь.
С распростертыми руками Он ждет нас, чтобы принять каждого, кто хочет найти у Него прибежище, как вы слышали из прочитанного текста Священного Писания (Ин. 5). Я уже неоднократно говорил, что то, о чем свидетельствует Новый Завет как о давно происшедшем, подтверждается историей последующего времени вплоть до настоящего. Сказанное более 1800 лет назад действительно и сегодня.
Иисус отправился в Иерусалим. Там, у Овечьих ворот, была купальня Вифезда (по-еврейски «Дом милосердия»), к которой было пристроено пять крытых ходов, в которых лежали больные в ожидании момента для исцеляющего купания. Название ворот, к которым пришел Господь Иисус в Иерусалиме, указывает на то, что Он искал потерявшихся овец дома Израилева, которые, несмотря на ясные пророчества, заблудились в Торе.
Пять ходов указывают на пять книг закона. Там лежали люди больные: слепые, хромые, истощенные.
Приход Иисуса к страждущим в Вифезде символизирует Его приход к Своему народу, чтобы их, духовно заболевших от одностороннего нездорового рвения во исполнение закона, освободить от греховной хвори.
Там, в Вифезде, находился человек, который 38 лет был болен. Когда Иисус увидел его и услышал, что тот лежит уже долгое время, Он спросил его: «Хочешь ли быть здоров?» Больной ответил Ему: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».
Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Мессия Иисус, знающий о длительной болезни Своего народа, спрашивает: «Хочешь ли быть здоров?» Нужно только, чтобы ты захотел! Ибо близко слово, которое может исцелить тебя, – в устах твоих и в твоем сердце. Евреи же всегда отвечают: «У нас нет человека, который опустил бы нас в исцеляющую воду». Они благословение воды (я говорю о твиле, т. е. о крещении) хотели бы получить через кого-то, не прилагая собственных усилий. Мессия же говорит: «Встань, возьми постель твою и ходи. Долго ты лежал на боку. Вставай, соберись, не жди поддержки от других, возьми постель твою и ходи».
«Было же это в день субботний. Посему иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «Возьми постель твою и ходи». Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «Возьми постель твою и ходи?» Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Человек сей пошел и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он совершал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». (Ин. 5:9-17)
Обратите внимание, дорогие братья, на сказанное. Евреи не удивились, что человек, проболевший 38 лет, вдруг выздоровел. Их разозлило лишь то, что он в субботу нес свою постель, и они спросили, кто тот человек, который повелел ему это сделать. И когда они узнали, что это был Иисус, они стали преследовать Его и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Ни совесть, ни страх Божий не удерживали их от преследования Человека, Который не сделал ничего худого. Как им не пришло в голову, что это должен быть удивительный Человек, если Он смог сделать то, что никто другой не мог, и что это, собственно, Бог сделал для того, чтобы они задумались?! Но они ничего не хотели понять.
И это совсем неудивительно. Подобное мы наблюдаем и теперь у наших братьев. Ибо обычно даже самое большое несчастье не вызывает участия, но если кто-нибудь нарушает незначительный ритуальный запрет или древний обычай, то на него тотчас обращают внимание – его осуждают, с ним враждуют, его преследуют и изгнали бы, если бы могли. Буквоедство в соблюдении субботы влияло на их души больше всех явных чудес, так что они готовы были убить самого благородного Человека за то, что чудом исцеленный в субботу унес свою постель. А что возразил им Христос? «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17). Он дал им понять, что Его мысли – не их мысли. Ибо евреи представляли себе, что Бог после сотворения мира в шесть дней сидит, отдыхая, и слушает диспуты в Бэйт-Хамидраше, радуясь произведениям их остроумия. Такой Бог, сидящий без дела, имеет достаточно времени строго следить за деятельностью людей в субботу. Но не на это нацеливает Господь, говоря: «Отец Мой доныне делает», т. е. Бог не перестал действовать, Его творческое всемогущество проявляется постоянно, сохраняя и обновляя мир. И далее Господь говорит: «...и Я делаю». Как Бог Создатель действует через слово – через слово Его сотворены небеса, так и Мессия Иисус творчески действует через слово – Он сказал больному: «Встань!» – и тот встал.
Но противники Его не понимали смысла Писания и не видели скрытый в нем свет Мессии. Поэтому нам нечего удивляться, что скрытыми остались для них цель и смысл заповеди о телице, ибо текст о рыжей телице содержит в себе тайну о Мессии. Ведь все жертвоприношения говорят о том, что без пролития крови нет искупления и что все очищается кровью. Беспорочной совершенной жертвой является Иисус Мессия. Посредством пролития Своей крови Он весь мир примирил с Богом: грех, отделявший нас от Бога, Он лишил власти.
Сам Он является Первосвященником, вошедшим в истинное, небесное Святое святых. Сосуд с чистой водой указывает на новый завет, и добавление в огонь кедрового дерева и иссопа означает, что все приходящие к Иисусу, малые или великие, очищаются и спасаются.
А прикоснувшийся к мертвому телу является образом грешника, ибо грех приводит к смерти. Окропление в третий и седьмой день – это символ окропления водой при крещении именем Господа Иисуса, воскресшего на третий день из мертвых; это также таинство покоя, на которое указывает окропление на седьмой день. Сжегший телицу в пепел символизирует отвергающих Мессию – они нечисты и остаются таковыми, пока не омоются чистой водой крещения, чтобы стать участниками Царства Мессии. Лишь тогда они очистятся и избавятся от болезней тела и души.
О, дорогие мои братья, одумайтесь и обратитесь к Господу, ибо Царство Небесное приблизилось. Да будет милость нашего Господа Иисуса Мессии со всеми нами, чтобы Он принял нас в любви под сень Своих крыл и вознес рог наш через восстановление Иерусалима. Аминь.
Еврейский мессианский журнал «Менора», 1996 год
Последнее: 26.07. Спасибо!