Речь, произнесенная И. Рабиновичем 19 апреля 1891 года, в день Страстной Пятницы, в молитвенном доме «Вифлеем» в г. Кишиневе.
Ради Тебя несу я поношения и бесчестием покрывают лицо Мое. (Пс. 68:8).
И становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский. (Матф. 27:29).
Возлюбленные чада Израилевы!
Воздадим вместе хвалу Предвечному Богу Израилеву, изменяющему эпохи, и сотворим благодарственную молитву Тому, Кто по благости Своей установил смену времен. Много столетий евреи проводили настоящую неделю, предшествующую Святой Пасхе, в большой тревоге, опасаясь возбудить против себя словом или делом кого-либо из христиан, особенно раздраженных в это время за то, что предки евреев предали Иисуса Христа, накануне Пасхи, в святом граде Иерусалиме бичеванию и распятию. Этот гнев со стороны христиан стоил евреям много крови, и не удивительно, что и евреи, в свою очередь, выказывали свое неудовольствие, при приближении настоящей недели, даже при малейшем воспоминании обо всей этой кровавой истории Иисуса Назарянина, Которого весь христианский мир считает Мессией, Сыном Бога Живого. Евреям больно было думать о том, что эта история сделалась вековечным достоянием почти всего мира, всех наций; и таким образом, эта знаменательная неделя была одинаково тяжела для обеих сторон.
Но, благодаря Богу, по Его благодати и любви, и мы, дети Израиля, сподобились собраться в нашей святыне в эту великую пятницу, в тот день, который напоминает нам о распятии Иисуса Христа и наравне со всеми истинными христианами, мы можем Святым Его Именем исследовать по книгам Ветхого и Нового Завета эту вечную божественную драму, эту ужасную, безвинную смерть, которую Спаситель Мира воспринял с любовью и смирением.
Да, правда! Бесконечна наша благодарность Отцу Небесному, дающему нам всем, евреям и другим народам, возможность, как раз в последние века, при быстром прогрессе человеческого разума, при полном расцвете науки и искусств, познать и узреть в осмеянном и распятом Иисусе то, что узрел в Нем праведный и благочестивый старец Симеон, увидев Его Младенцем в лоне Матери, т. е. спасение, уготовленное Богом для всех народов, свет к просвещению язычников и славу Израиля (Лк. 2:25,32). То, что узрели старые очи праведного Симеона силой Духа Святого — не в состоянии были видеть ни гордые иудеи, ни невежественные и дерзкие римляне. Представителю еврейского народа, первосвященнику Каиафе, легко было решиться на убиение Иисуса, говоря: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:50). Ему не могло прийти на ум, что этот же Иисус — единственный человек, Который должен явиться искупителем грехов не только еврейского народа, но и всех людей в мире, о чем и пророк предрекает: «и Он понес на Себе грех многих». Представителю язычников, проконсулу в Иерусалиме Пилату, также не трудно было издеваться над Иисусом и передать Его евреям со словами: «се, человек» (19:5). Он не мог допустить и мысли о том, что только тогда люди станут людьми, в истинном значении этого понятия, когда образ Иисуса Богочеловека будет постоянно пред их глазами и когда они неуклонно будут шествовать на Его стези. Только в позднейшие времена неофиты-язычники вникают больше в смысл слов: «се Человек!», произнесенных их старинным представителем — Пилатом. Наряду с этим и многие из чад Израилевых начинают прислушиваться к словам: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб».
Сегодня, в тот день, который напоминает нам о принятых на себя Иисусом Христом страданиях и смерти, заслуженных прегрешениями евреев и язычников, мы должны соединиться со всеми людьми, искренно верующими в то, что драгоценная, священная кровь Сына Божия Иисуса очищает нас всех грешных, евреев и язычников, и коленопреклоненно молить Бога-Отца: дабы Он все более и более открывал нам глаза, чтобы мы могли видеть в Иисусе Христе то спасение, которое Он уготовил для всех народов, то искупление, которое очищает всякого верующего от грехов; дабы Он излил на нас всех Свой Дух Святой и сделал нас, евреев и язычников, способными уразуметь, что Иисус Христос не пришел в мир в образе человека для того, чтобы сеять среди людей раздор и ненависть; и также способными признать святые слова апостола Павла: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф 2:14); дабы Он помог нам всем стряхнуть с себя старого человека с его грехами и смертью и сделаться совершенно новым человеком, посредством истинной веры в Иисуса, о Котором Святой Дух устами Пилата изрек: «се, Человек!».
С изумлением и благоговением, останавливаемся мы пред глубокой и безграничной верой святых евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, в Иисуса Христа, как в Мессию — Сына Давида, Царя Иудейского. Следует иметь в виду, что все четыре евангелия написаны в течение первого столетия после рождества, земной жизни, смерти и воскресения Спасителя. То было время, когда в высших общественных классах относились с презрением к таким четырем маленьким книжонкам, заключающим в себе повествование о каком-то распятом иудее Иисусе; когда каждый, кто осмеливался открыто заявлять о вере своей в Иисуса, Сына Бога живого, воскресшего из мертвых и вознесшегося на небо, как Вечного Царя над домом Иакова, считался помешанным и вызывал глумления. При таких условиях, евангелисты, казалось бы, должны были более заниматься притчами и поучениями, которыми ознаменовалась жизнь Мессии до предания Его в руки иудеев, а между тем мы видим, что они более уделяют внимание и места Его страданиям и стараются сохранять для потомства подробное описание того позора, которому Он был подвергнут пред распятием и во время пригвождения к кресту.
Если бы на минуту допустить основательность мнения талмудистов, что евангелисты были обыкновенные обманщики, старавшиеся разными небылицами влиять на простую массу и перетянуть ее на свою сторону, то невольно рождается вопрос: почему они совсем не умолчали о позорной смерти Иисуса и не предпочли бравировать сообщениями об отважной и геройской Его кончине? Очевидно, что цель евангелистов была совершенно иная. Они не сгущали красок при описании страданий Иисуса для того, чтобы вызвать слезы на глазах и сострадание в сердцах. Они не изливали своей скорби в плачевных иеремиадах, как это делал пророк Иеремия при разрушении Храма Иерусалимского. Ни стона, ни вздоха их мы не слышим по поводу смерти Спасителя, ибо им хорошо известно было Его желание, чтобы о Нем не плакали (Лк 23:28). Нет, они писали свои Евангелия об уничижении и страданиях Иисуса с божественной, возвышенной, небесной улыбкой на лице, с той улыбкой, о которой Псалмопевец говорит: «живущий на небесах посмеется» (Пс 2:4) для того, чтобы невежество, убожество и слепота людей яснее выступали бы; чтобы люди почувствовали, что их сила и воля ничего не значит; что бессознательно для них совершается воля Бога; что они служат только орудием в Его руках и что, исполняя Его предопределения, они полагают, что поступают только по-своему.
Рассказывая нам подробно, как Иисус был осмеян и осрамлен, евангелисты дают нам этим самым наглядное понятие о том высоком деле, которое Богу угодно было сотворить посредством этих самоуверенных хулителей. Читая теперь, по истечении 1800 лет о том позоре, который достался в удел Спасителю, невольно обращаешься с вопросом к сынам настоящего девятнадцатого века: кто скорее понял великую миссию Иисуса из Назарета, те ли тысячи иудеев, фарисеев и книжников, саддукеев и римских воинов, которые издевались над Ним и кричали «распни Его!», или эти несколько простых рыбаков, истинно уверовавших в Иисуса, что Он — Сын Бога Живого, Спаситель мира и Вечный Сын Давидов — Царь Иудейский? Разве терновый венец, покрывший позором Его главу, не стал самой высшей из всех корон мира? Разве насмешливое коленопреклонение Его хулителей не превратилось теперь в общее коленопреклонение и благоговение со стороны миллионов людей? Пора также убедиться и в том, что насмешливые слова врагов Христовых «радуйся царь Иудейский» могут скоро в действительности исполниться, ибо евреи могут еще воскреснуть, и сделаться, по воле Божьей, живым народом, подобно другим народам, посредством уверования в своего и всех народов Мессию Иисуса Назарея — Царя Иудейского.
Какая теплая и сильная вера, какое живое и могучее упование должны были наполнять сердца евангелистов для того, чтобы они могли начертать все страдания и оскорбления, понесенные их Мессией от Его современников?! Откуда, спрашивается, черпали ученики Христа такую твердую веру и глубокое убеждение в том, что опозоренный и распятый Иисус действительно Господь и Царь мира? Я уже не говорю о том, каким образом исполнилось упование нескольких простых благочестивых евреев, но я спрашиваю, откуда взялось само это упование? Напрасно мы стали бы искать ответа в исторических и научных данных. Эту задачу разрешает нам сам евангелист Святой Лука (24:25-40), повествующий о том, что Иисус, воскресший из мертвых, назвал двух из учеников своих несмысленными за то, что они не уразумели «из Святого Писания всех пророков» того, что «предсказано о Нем» и что «Христу надлежало пострадать раньше, чем войти в славу свою». Итак, Святое Писание — вот источник их веры! Постоянное изучение этих боговдохновенных книг открыло им глаза и помогло им узреть во всех страданиях Христа Его бесконечную и неувядаемую славу. Эти книги, о которых Иисус говорил, что ни одна черта из них «не прейдет», и дали им ту веру, которая победила и победит весь мир.
Возлюбленные братья! Я твердо верую, что и вы в состоянии почерпнуть из только что прочитанной 68-ой главы Псалмов, которую Спаситель, несомненно, читал Своим ученикам, убеждение, что осмеянный и распятый Иисус есть Христос, Прославленный Царь Иудейский, Сидящий одесную Отца Своего пока все на небе и на земле покорится Ему и через Него соединится с Богом-Отцом. Молитесь же Отцу Нашему Небесному, чтобы Он помог вам уразуметь вдохновенные слова Псалмопевца:
«спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души Моей». «Ненавидящих Меня без вины больше нежели волос на моей голове»... «Чужим стал я для братьев Моих...» «Злословие злословящих Тебя падает на Меня»... «Ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу»... «В жажде Моей напоили Меня уксусом»... «Я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восстановит Меня... ибо Бог спасет Сион».
Запечатлейте в вашей памяти знаменательные три слова: «Бог спасет Сион» и признайте, что все страдания Иисуса были направлены к тому, чтобы «ожило сердце ищущих Бога», чтобы сотворились новые небо и земля, «да восхвалят Его небеса и землю», и чтобы все три понятия: Бог, спасение и Сион — превратились в одно цельное и неразрывное.
Иисус показал, что «за Отца Он нес посрамление», а Отец Небесный показал уже, что Он исполнил моление Своего Сына: «да не посрамятся во Мне ищущие Тебя, Боже Израилев!» Не стыдитесь же распятым Иисусом! Верьте, что Богом дана Ему власть узреть созидание Нового Иерусалима и сбудется предсказание: «и любящие имя Его будут обитать в Нем!» Аминь.
Из книги «Речи Иосифа Рабиновича», Кишинев, 2014г.
Источник: Книга И.Н. Аксельруда «Движение к христианству среди евреев в Кишиневе. Речи вождя этого движения», Кишинев, 1893г.
Выдержки из книги предоставлены Кишиневской еврейской Мессианской общиной Бней Брит Хадаша
Последнее: 26.07. Спасибо!