Речь, произнесенная И. Рабиновичем на еврейском языке в храме Израильтян Нового Завета в г. Кишиневе 5 июля 1886 года.
Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает свою жизнь за овец (Иоан. 10:11)
Братья!
В только что прочитанном перед вами из Святого Писания (Числа 27:12-23), вы слышали молитву Моисея, после того, как Господь отказал ему в просьбе перейти Иордан: «Да поставит Господь Бог духов всякой плоти над обществом человека, который выходил бы пред ними, и который выводил бы их, и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря».
Содержание этой молитвы, как и совпадение ее со столь серьезным моментом в жизни Моисея, доказывают нам всю важность и необходимость для блага и долговечности Израиля, которую он видел в удовлетворении Богом его просьбы. Это было предсмертное желание Моисея, исполнение которого должно было служить для него наградой от Бога за все пережитое им с Израилем в продолжение многотрудного сорокалетнего перехода из Египта до Иордана, — с того момента, как он переступил порог египетского Фараона до того важного и величественно-трагического момента в судьбе Израиля и его пророка-вождя, когда они стояли на равнинах Моавитских, против Иерихона.
Перед Моисеем лежала прекрасная обетованная земля, — покой Израиля, — заветная цель его стремлений, стоившая ему столько страданий, — но Бог привел его только узреть святую землю, но не вступить в нее!
В этот важный момент, при этой обстановке Моисей молил Бога духов всякой плоти поставить над обществом Господним человека — пастыря для овец!
Моисей не просит поставить над израильским обществом ученого мужа, искусного толкователя Синайской торы, который восседал бы во главе Израиля, беспрерывно изучал и исполнял бы все постановления (Галахи) его, что, по учению талмудистов и учителей их фарисеев, должно считаться идеалом, апогеем славы, конечною целью существования для Израиля, как народа Богом избранного.
Братья! Сопоставляя этот вожделенный идеал талмудистов с чистым, здравым и прямым смыслом святого Писания Моисеева и пророков, нам остается признать, что слова пророка: «Мои мысли не ваши мысли, и не таковы пути ваши, как пути Мои, говорит Господь» (Ис. 56:8) относятся и к учению фарисеев и талмудистов: эти последние, на которых Бог не воссиял светом благовествования о славе Христа (Машиаха), который есть образ Бога и цель закона (Торы), преткнулись и впали в глубокое заблуждение, в которое вовлекли и бедного Израиля, опутав его массой постановлений (Галахами), как непроницаемым коконом — продуктом выделения их узкой и слабой мысли. В этом заблуждении они продолжают пребывать со дня наложения печати на видение и пророчество и по настоящее время!
Еврею, дышавшему столько веков затхлой атмосферой Талмуда, обязывающего его согласовать все свои жизненные отправления с предписаниями его авторитетов, — трудно уразуметь истинный смысл божественного откровения, являющегося в данной нам через Моисея Торе. Для еврея недоступна живая вода прямо из источника. И, в самом деле, как смеет простой смертный еврей перешагнуть Талмуд, — устное предание Торы на горе Синае; как смеет он отстранить чашу, подносимую ему на каждом шагу талмудистами и дерзать утолить свою духовную жажду прямо из источника, — добиться прямого смысла торы, когда Сам Бог — собственник источника, не может будто бы отказать себе в удовольствии восхищаться подчас столь мудрым изобретением, как Талмуд. По крайней мере, талмудисты свидетельствуют об этом: они сами видели, как Бог сидит на небе во главе духов, изучающих Тору, и спорит с ними по вопросам, касающимся заповедей о пятнах с белыми волосками на теле (Баба меп. 86). Они даже слышали, как Бог радуется победе, которую одержали над Ним духи (талмудисты). «Победите Меня, дети Мои! Победите!», так поощряет Бог мудрых спорщиков. Неудивительно после этого, что и Моисей, будучи на небе и услышав, как равви Акива просвещал духов своими глубокомысленными трактатами, сам стал в тупик: «откуда это равви Акива вычерпал такие мудрствования? В Торе, данной мне от Господа, этого нет», недоумевал Моисей; но когда узнал, что равви Акива выдает свои собственные галахи за галахи данные Моисею Богом на Синае, он успокоился и возрадовался, что эти мудрые галахи, о которых он не знал, равви Акива все таки приписывал ему. Тем не менее, Моисей не мог удержаться от выражения своего удивления Богу: почему Тора была дана Израилю через него, а не через равви Акива (Менахот. 28, 2). Мало того, чтобы еще более утвердить в сознании евреев божественную мудрость и вечность своих постановлений, и тем поставить свой авторитет наравне с Моисеевым, если не выше, — фантазия талмудистов заходит даже в эпоху патриархов Авраама и Исаака, навязывая и им свои галахи. Так Авраам приготовляет эрув тавшилин, чтобы иметь право стряпать в праздник на субботу; Исаак приказывает точить ножи на канун субботы и прочее. Какую же иную заслугу, спрашивается после этого, может признать еврей-талмудист за Моисеем, кроме заслуги свата (шодхана), через посредство которого устроен брачный союз между Израилем и царевною Торою (законом)? Кроме заслуги остроумного (харифа) и находчивого человека, сумевшего заполучить у Бога 613 заповедей и еще массу мудрых галах, вследствие чего евреи и стали умнейшим народом в мире... Впрочем, скажет вам вошедший в талмудический азарт еврей, и в этой заслуге Моисей не единственный в своем роде: вот Гафаниель, сын Кназа, одним только своим остроумием возвратил евреям 3000 правил и 1700 легких и важных религиозных постановлений, которые затерялись из их памяти в дни скорби по Моисею (Темура Л. 15).
Но, братья скажут нам, что все это только басни, легенды, но не должно упустить из виду, что эти басни и легенды преследуют известную мораль, оказывают известное нравственное воздействие на изучающих их. Еврей, через эту массу важных и легких постановлений, через эту мутную среду басен, бессмыслиц и небылиц смотрит на божественное откровение и на Моисея; через эту среду он смотрит и на окружающий его мир. Отсюда истекает тот своеобразный взгляд еврея на жизнь и отношение его к не еврею: отсюда и его собственная нравственная и физическая физиономия.
Труды многочисленных толкователей Талмуда, как более либеральных, которые старались более или менее осмыслить его бессмыслицы, — согласовать его анахронизмы с требованием данной эпохи, очистить, оживить, осветить его затхлую атмосферу, так и тех представителей рутины, поборников тьмы, которые, опасаясь разлагающего влияния света на Талмуд, старались, напротив, еще более огородить эту среду, еще более узаконить ее; — эти труды, как первых, так и последних, имели один и тот же результат, одинаково способствовавший засорению и без того засоренного русла народной мысли Израиля. Вообще, эти комментаторы добыли столько же света и жизни из Талмуда для евреев, сколько средневековые алхимики добыли жизни и золота из своих эликсиров для человечества.
Еврейская масса вообще и до сих пор коснеет во тьме, утоляя свою духовную жажду мутными водами заплесневевшей талмудической лужи, а часть, выделяющаяся из нее и щеголяющая своим неверием, называя себя образованною (маскилим), тоже не далеко ушла от своих предков саддукеев, не знавших ни Писания, ни силы Божьей. Моисей, в последние дни своей жизни, как бы предвидев, что в стадо Израиля проберутся впоследствии разные равви Акивы, которые отвратят его от пути, намеченного Богом через него, молил Господа поставить над ним человека — пастыря над обществом Господним. Уста пророка благовествуют словами: «общество Господне» о Едином Великом Пастыре для всего человечества, а не исключительно для сынов израилевых. В этих словах божественного откровения и заключается предвечный план спасения всего человечества, а не через изучение и исполнение тысячи галах; не чрез деспотических раввинов, самовольно налагающих узы закона на людей, а через единого великого Пастыря, Который водит всех овец одинаково, — все общество Господне, путем истинным, ведущим ко спасению их и вечной жизни (Иоан. 14:6). Об этом Великом и Всесильном Пастыре благовествуют и пророки наши: «Вот Господь Бог придет, как Сильный: Он будет пасти свое стадо!» гласит пророчество Исайи! (40:10). Еще точнее определяется этот пастырь пророком Иезекилем: «Я спасу овец Моих: они более уже не будут расхищаемы... И поставлю над ними одного пастыря, который бы пас их, именно раба моего Давида; он сам будет их пасти; сам будет у них пастырем» (34:21-25).
Моисей мог пока только желать, молить об этом всемирном Пастыре; в видениях же последующих пророков идеал мирового Спасителя вырастает уже в его универсальном значении и определяется более точно, что он будет именно из дома Давида, сына Иесеева. Мало того, последние пророки в своих видениях рисуют перед нами даже картину тех затруднительных обстоятельств и жалкого положения народа Израиля, при которых должно было произойти пришествие этого Пастыря-Спасителя.
Пророк Захария уже при основании Второго Храма говорит: «Так говорит Господь Бог мой: паси овец, обреченных на убиение, которых купившие убивают ненаказанно и продавшие говорят: слава Господу, я разбогател, и пастухи их не жалеют о них» (11:4-5). Наконец, Малахия, предсказывая об этом Пастыре, говорит: «Вот Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его и кто устоит, когда Он явится» (3:1-2).
Эта благая весть о явлении Пастыря для погибающих овец дома Израиля разносится по поколениям Израиля.
Надежда и вера в восстановление скинии Давида не переставали укреплять и питать сердца праведников, ожидавших уготовленного Богом пред лицом всех народов спасения, славы народа Израиля.
Но «полнота времени» еще долго не наступала. Еще долго торжествовали ненавидящие дом помазанника Божьего Давида, пока уже в последнюю эпоху существования Второго Храма враги дома Давида, в лице фарисеев книжников с одной стороны и саддукеев-военачальников с другой, не считали дерево Иесеево окончательно срубленным и уничтоженным.
В то время сбылись слова пророка Захарии: «умирающая (овца) пусть умирает и гибнущая пусть гибнет, а остальные пусть едят плоть и одна другой» (11:9). Борьба между фарисейскими школами достигла апогея своего обострения (Шамиты и Галелисты) и под влиянием крайне противоположных толкований Торы, вера Израиля в божественное откровение была окончательно расшатана. Истинный смысл и конечная цель писаний Моисея и пророков были окончательно извращены.
Только тогда, когда «они нарушили закон (Божий), наступило время действовать самому Богу» (Пс. 118:126).
И пред лицом всех народов предстал обетованный Богом через Моисея и пророков Мессия — Великий Пастырь, Который принес собою милость и правду, а не Галахи и Сиош (ограждение Торы), Который свидетельствовал о вечности и ненарушимости Святого Писания. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророков. Не нарушить пришел Я, но исполнить; ибо, истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота, ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Матф. 5:17,18), гласит Господь в своей нагорной проповеди. К нему стекаются со всех сторон: из Галилеи, Иерусалима и Иудеи множество народа, как изнуренные и рассеянные овцы, не имевшие пастыря (там же 9:36); собираются все те, в сердцах коих вера в обетованного пастыря, вера в вечность дома Давида еще не была окончательно убита мечом саддукеев и пером фарисеев книжников, захвативших в свои руки духовную и светскую власть израильского народа. В то время, когда последние — фарисеи, преследовавшие свои корыстный цели, видели в Иисусе Христе живой укор для себя и предчувствовали свою погибель от Его божественного учения — чистосердечные истинные Израильтяне узрели в нем исполнение всех обетований, цель Торы, Спасителя.
В Агнце Божьем увидели Великого Пастыря! И только этот остаток Израиля, просветленный, по благодати Божьей, чистою верою во Христа, мог уразуметь божественный смысл святого Писания и отношение Моисея и пророков ко Христу. Св. Павел учит нас, что «Моисей был служителем для засвидетельствования того, что надлежало возвестить о Христе — Сыне в доме Божьем» (Евреям 3:5, 6). Апостол Филипп, встречая Нафанаила, говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса из Назарета» (Иоан. 1:45). Святой мученик Стефан, излагая перед Синедрионом историю народа Израиля, говорит о Моисее: «Тот Моисей, который принял живые слова, чтобы дать вам» (Деян. 7:18). Да, братья! Черты и йоты закона, на которых талмудисты построили свои тысячи мертвых галах, — слились в Иисусе Христе в одно живое и вечное Слово, — слово силы Бога Отца, «наполняющего все во всем» (Ефес. 1:23).
Да, Христос — все! Он — первородный Сын, Израиль! Он — Тора! Он — Бог!
«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец; а наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит и волк расхищает овец и разгоняет их» говорит Бог в Сыне (Иоан. 10:11, 12). Только через Такого Пастыря стадо Израиля может быть приведено в покой, в который не мог ввести его за непокорность ни Моисей, ни Иисус — сын Навина, человек, в котором был только дух Божий, в покой, уготовленный одинаково для всех народов драгоценною кровью Иисуса Богочеловека, пролитою за всех, дабы было одно стадо и один Пастырь. (Иоан. 10:16).
Братья! Пора вам, наконец, твердо сознать, что ваше спасение не в исполнении мертвых галах, не в идеалах, преподносимых вам Талмудом, хотя бы в образе равви Акивы (бывшего пастухом у Калбашевуа), который готов был положить свою жизнь за галаху об умывании рук пред обедом, не будучи, однако, в состоянии внушить своим 24-м тысячам учеников настолько любви и смирения, чтобы они не погибли от взаимной вражды. (Эрев. 21, г. Недар. 50).
Пора вам, наконец, твердо сознать, что все ваши раввины, даионы, шохеты, меламуды и прочие блюстители талмудического порядка суть именно те наемные, трусливые пастухи, о которых Господь говорит, что они видят приходящего волка, оставляют овец и бегают, и волк расхищает овец и разгоняет их.
Встаньте, братья, и выходите из тьмы и тени смертной! Направьте ноги ваши на путь мира! Внемлите гласу Предвечного Пастыря, Богочеловека Иисуса Христа, зовущего вас погибающих овец дома Израиля! Усвойте себе божественные слова Спасителя, согласуйте все ваши действия в жизни с учением Святого Евангелия Его!
«Тогда безопасно пойдешь по твоему пути, и нога твоя не споткнется» (Притчи Соломона 3:23)
Аминь.
Из книги Речи Иосифа Рабиновича Кишинев, 2014г.
Источник: Книга И.Н. Аксельруда «Движение к христианству среди евреев в Кишиневе. Речи вождя этого движения» Кишинев, 1893г
Выдержки из книги предоставлены Кишиневской еврейской Мессианской общиной Бней Брит Хадаша
Последнее: 26.07. Спасибо!
Не хорошо поливать грязью р. Акиву, который принял мученическую смерть за свой народ. Получается Иуда Хасмоней, поднявший востание против греков — хороший, а Акива плохой. Он хоть что-то делалдля своего народа. А тут человек с кафедры решил полить всех грязью и на ихфонеостаться весь в белом.
Получается, да простите меня за сарказм, надо учить матчасть... восстание поднял не Иуда, а отец Иуды, Матитьягу, а он продолжил дело отца. А вот раби Акива, которого называют одним из основателем раввинистического иудаизма ( не путать с библейским иудаизмом, так как современный иудаизм талмудический) объявив Бар Кохбу Машиахом, расколол еврейске общество и как результат мессианские евреи оставили войско, так как не могли последовать за лже Мессией.
Конечно можно всех еврейских мудрецов вводить в ранг неприкасаемых и безгрешных, но от этого они таковыми не станут.
Пора перестать верить в иудаизм Шалом Алейхема и хасидских рассказов Бубера, а начать изучать, скажем к примеру, курс истории Иерусалимского университета, благо бесплатно и доступно.