Итак, весь «русский мир» отметил не вполне круглую, но вполне своевременно подоспевшую дату – 1025 лет крещения. Мероприятия прошли с помпой – не с большей, конечно, чем 25 лет назад, но тоже весьма ощутимо. Многие жители Севастополя не попали на военно-морской парад по причине обилия элитных гостей (день ВМФ неудачно совпал с праздником, о котором и говорим). В Киеве прихожанам РПЦ МП рекомендовали на молебен не приходить, а смотреть его дома по телевизору – так же по причине многих важных… То есть по сути – номенклатурный праздник.
И тут бы разразиться праведным гневом – да как могли чиновники этот святой день превратить в очередную показушную помпу, как могли в День воцерквовления Руси делить людей на элиту и прочих, как могли…
Почему-то праведного гнева не возникает. Однако присутствует стойкое ощущение, что именно так и должно праздновать сию дату. Видимо, произрастает это ощущение из самой сути того исторического события, которое принято называть в нашей историографии «крещением Руси». Собственно, вопрос-то возникает при ближайшем рассмотрении самой сути – а было ли крещение? Может, и не было вовсе его?
Если говорить о крещении в его исконном смысле «погружения» — безусловно, князь Владимир куда-то Русь погрузил. То есть крестил. Но вот куда – это вопрос. Одно можно точно сказать – не во Христа. Если взглянуть на непредвзятую историю, а не на красивые легенды изнутри современного православия, киевский князь Владимир вовсе не был новообращенным христианином с горящими глазами и жаждой положить весь мир к Божьему подножию. Ему, как мудрому политику, потребно было объединить разрозненные княжества и создать сильное государство при полном отсутствии объединяющей идеи. Единобожие в этом контексте выигрывает перед язычеством, потому и родилась прекрасная идея – внедрить на Руси монотеистическую религиозную систему. Прикинув, какая из предложенных на тот момент версий монотеизма лучше всего приживется и адаптируется в славянской среде, Владимир остановился на византийской версии христианства – в том числе и потому, что политический союз с Византией был на тот момент наиболее выгодным.
Результатом такого решения «Красного Солнышка» стало насильственное проведение большинства населения через обряд крещения. То есть Киевская Русь по приказу князя Владимира приняла византийскую общественно-политическую парадигму, а государство с этого момента начали называть христианским. Называют так и поныне – и что? Только то, что наши сограждане считают себя христианами по праву рождения, даже не пытаясь задуматься об истинном смысле веры. Причем тут мы все на равных – воцерквовленных православных в «русском мире» сегодня не больше, чем представителей других конфессий. И это, скорее, показатель малой жизнеспособности православия в сравнении с другими ветвями христианства, поскольку в общественном сознании именно православие является «нашим, исконным» и, соответственно, должно бы иметь куда больше сторонников – по крайней мере, в процентном соотношении.
Однако в этом и заключается трагедия Руси – ее в номенклатурном порядке «назначили» христианской страной, не дав ей услышать Евангелие (да и не проповедовали его уже тогда в Византии), не дав переосмыслить парадигму мышления, загнав в подполье все языческие мерзости одним махом, чтобы увидеть затем, как они пролезут в официальную церковь и зацветут буйным цветом. К индуистским, малоазиатским и североафриканским мерзостям, пропитавшим византийскую церковь, добавились специфические славянские, добавившие свои неповторимые черты к русскому православию.
Что мы имеем на выходе? Да, в общем-то, всё то же. Византийское христианство было принесено на Русь с целью укрепления государства, и именно этим до сих пор и занимается, объявив Москву «третьим Римом», а Русь – святой априори. Библейскому христианству приходится прорубать себе дорогу в дебрях суеверий и лжеучений с не меньшими усилиями, нежели в странах официально «нехристианских». Трудностей у нас даже больше, поскольку наши люди в толк не возьмут, зачем им, христианам, нужно становиться христианами, которыми они и так уже являются, потому как родились оными… Номинальная церковь в номинально христианской стране устраивает номенклатурные праздники, потому что это именно так и есть – номинальный праздник номенклатуры. Для русских или украинцев ничто не изменилось – они как не были христианами, по сути, в массе своей, так и не являются. Именно поэтому в наших «христианских» странах продолжается соревнование за первые места по количеству абортов, несовершеннолетних алкоголиков и наркоманов, низкой продолжительности жизни и количеству самоубийств.
Праздновать ли нам, христианам, годовщины крещения Руси? Разве что отмечать, как отмечают в Америке дату 11 сентября, как отмечают у нас 22 июня. Отмечать как событие, которое на многие века отодвинуло действительную христианизацию Киевских и Московских земель – и которая неизвестно, случится ли когда…
Микс Новожилов
Источник — baznica.info
Последнее: 26.07. Спасибо!
С интересом читаю портал. Сам являюсь христианином. Всю жизнь прожил в Москве, а два года назад переехал в Израиль. К сожалению, данная статья лично меня немного озадачила своей тенденциозностью. А как же, например, те огромные мученические жертвы за веру, например, в предвоенные годы, когда только из священнослужителей было убито около 110 тыс. человек? А когда в предвоенную перепись (1937 года), в самое тяжкое время, большинство людей относило себя к верующим во Христа? Да и на протяжении всей истории Руси мы найдем множество примеров истинных последователей Христа. Конечно, сегодня существуют негативные явления в РПЦ и в обществе, но это не повод огульно всех судить. Каждому воздастся по заслугам.