«Апофеоз войны»: рассказ о войне с обратной стороны

«Апофеоз войны»: рассказ о войне с обратной стороны

Когда я ходил в младшую школу, нам постоянно говорили: «Война — зло. Наша страна за мир во всем мире. А те, кто желают войны это самые отъявленные злодеи». И я был убежден, что эта позиция абсолютно нормальна для светских людей и конечно же для верующих. Но как оказалось, сейчас все поменялось. Теперь если назвать войну «спецоперацией», то уже освобождаешься от этих моральных рамок. И уже можно быть сторонником того, чтобы заняться «воспитанием» соседнего народа из-за его «свободомыслия». А кто выступает за мир и прекращения войны, того назвать «национальный предатель». Но, что больше всего меня поразило, так это то, что люди, которые исповедуют веру в Христа, также присоединяются к призывам насаждения «верных духовных ценностей» в других странах, на «копьях» своих войск.

И у меня возник вопрос — как так вышло, что люди, в сознании которых с детства прошивались антивоенные образы, в церквях рассказывали об ужасах войны, вдруг превратились в сообщество, жаждущее «навести порядок» военным путем в соседней стране и вывести ее на «путь истинный»?

В этой статье я попытаюсь дать свой ответ на этот непростой вопрос.

Знаменитая картина

Картина художника Верещагина «Апофеоз войны» рассказывает о войне, но только с обратной стороны. Эта картина стала особенно известна, поскольку была размещена в школьных учебниках литературы. И каждый советский школьник должен был увидеть эту «изнанку войны». На уроках мы писали сочинения по этой картине, выискивая важные антивоенные смыслы.

На картине изображена пирамида из черепов – так завоеватели, еще со времен Тамерлана, демонстрировали свою силу и утверждали свою власть на завоеванных территориях. Некоторые исследователи, создав компьютерную модель, подсчитали их количество — оказалось около 28 тысяч черепов.

Детали картины, которые бросают вызов

В центре картины изображена огромная гора черепов на фоне пустой, иссохшей степи. Ее окружают сухие деревья, которые уже не будут плодоносить. На горизонте виднеются развалины города. В этом холсте нет жизни. Земля, деревья, черепа – все мертво, все иссохло, живые только вороны, являющиеся символом смерти и питающиеся падалью. Это контраст жизни и смерти.

На черепах видны следы от сабель и дыры от пуль. Возможно, это останки мирных жителей, защитников города, руины которого видны на заднем плане.

Войны начинаются под лозунги жизни, процветания, справедливости, но они оставляют после себя только выжженную пустоту, смерть и разрушение.

Сочетание желтого и синего цвета особенно актуально сегодня

На картине преобладает желтый цвет. Цвет пустыни. Небо кажется холодным и безучастным ко всему происходящему. Это тоже часть атмосферы войны, когда многие люди испытывают разочарование в «высших силах». Будто эта земля забыта Богом.

Меня эта картина особенно зацепила двумя цветами, — синим – цветом неба, и желтым – цветом земли. Так же, как и цвета флага Украины, страны, которая сейчас переживает всю боль и трагедию войны. На земле которой сейчас проливается кровь невинных детей. Страны, где появились развалины городов и горы мертвых людей. И если раньше желтый цвет символизировал колосящиеся колосья пшеницы, то теперь это цвет пустоши. Но верю, что все изменится.

Осуждение художника

Эту картину Василий Верещагин написал, когда он находился в туркестанской поездке (вторая половина 19-го века). Он хотел приблизиться к войне, увидеть ее героизм, но не думал насколько это все жутко и дико. Художник был потрясен войной и результатом этих потрясений стала данная картина, ставшая одной из наиболее философских и антивоенных. Ему таким образом хотелось проповедовать людям о мире.

Известно, что после посещения выставки Верещагина солдатами у многих из них пропадало желание вести боевые действия. Настолько сильное впечатление она производила на посетителей, когда они видели новый, страшный мир войны, без показной доблести и идеализации. Он хотел донести потенциальным жертвам войны, что война это нечеловеческое поведение. И конечно же военным такая трактовка событий не понравилась, именно поэтому некоторые государственные деятели запрещали походы детям и солдатам на выставки художника. Верещагина затравили.

«Апофеоз войны» — гимн смерти во имя жизни. «Посвящается всем великим завоевателям прошлым, настоящим и будущим» — так гласит надпись на картине. Здесь показана цена «величия империй» — цена за власть и приобретенные территории.

Как важно сейчас демонстрировать такие картины, по примеру одиноких ценителей искусства и понимающих «дух времени».

Люди-вороны

На этой картине мы видим, как вокруг горы черепов летают вороны. Это птицы, которые часто на картинах символизируют смерть, ее предвестники и спутники.

У меня это ассоциируется с ослепленными от надменности людьми, которые утверждают, что есть добрые войны.  Эти люди в черном, «люди – вороны». Одни в мирное время выполняли функции аналитиков и ходили по телеканалам, рассуждая о геополитике. Другие работали священниками и отправляли службы, но в военное время все они превратились в пропагандистов, стали выполнять свое черное дело – убеждать людей, что есть «добрые спецоперации», которые нужно проводить на соседних землях, чтобы избежать войны на своей. Они это делают умело, льстиво и убедительно. Люди, которые им доверяли в мирное время, продолжают верить им и в военное. «Ведь они всегда нам говорили правду, мы привыкли к их советам». Но сколько бы долго это «карканье» ни продолжалось, конец этому придёт: туман этой лжи будет развеян, все станет на свои места.

И все увидят их черную работу – горы черепов, вместо людей.

Пустыня вместо сада.

Развалины вместо селений.

И еще долгое время будет смердеть от того, что они сделали.

Но эти «люди-вороны» могут продолжать и далее свое дело, рассказывая живым, что вот эти павшие люди, защитники города, сами были виноваты, не проявили уступчивости завоевателям и вовремя не сдались.

Евангелие вскрывает «ересь доброй военной спецоперации»

Во время войны вскрывается вся бесчеловечная суть «великих завоевателей». Если в мирное время они камуфлируют свою сущность под образы заботливых правителей, которые пекутся о судьбах народов, то во время войны эта обложка исчезает. Война сметает все то, что Бог решил произвести на земле – природу, людей и их поселения. В этом ее дьявольская сущность, уничтожить замысел Бога на земле. То есть, завоеватели предлагают идти к «божьим целям» — процветанию и владычеству, но используя дьявольские инструменты – уничтожения и смерти.

Все это очень напоминает риторику древнего змия, который убеждал первых людей, что у него отличная, даже «божественная цель», — «вы станете как боги, знающие добро и зло» — красивое и жизнеутверждающее заявление, но чтобы этого достичь, нужно «всего – ничего» — ослушаться Бога. Змий не предлагал ведь убийства, голод и болезнь. Нет, он предлагал развитие, духовное преобразование и раскрытие потенциала. То есть, верить, что Бог позволяет прийти к «божественным целям», используя змеиный инструментарий – это и есть ересь.

И вот в этом состоит «ересь доброй войны». В которой искажается образ Бога, образ человека и его призвания. И предлагается альтернативная картина мира. Когда появляются «великие правители», считающие себя Путем к верному устройству общества, Истиной в понимании «духовных скреп», и воспитании соседних государств, а также источниками Жизни, потому что у них вентиль от важных энергетических ресурсов.

Но в Евангелии есть только Один, Кто действительно является Путем, Истиной и Жизнью. Это Иисус. Только встреча с Ним приводит к жизни и жизни с избытком. А вот враг пришел для того, чтобы украсть, убить и погубить.

Ответ на сложный вопрос

Итак, каков же ответ на вопрос о том, почему люди, воспитанные на антивоенных идеях, вдруг изменили себе?

На мой взгляд – «люди-вороны» создали альтернативную картину мира, когда людям говорят слова «военная операция», а перед глазами рисуют «цветущие сады».

Говоря богословским языком – их «обольстили ересью», и довольно долго разъясняли, что они народ моральный и духовный, у которого есть особенное право «наказывать», «воспитывать» соседние народы. А когда перед их глазами предстает гора мертвых тел, как результат этого «воспитания», то они утверждают, что это «инсценировка, фейки, такого не может быть...»

Но истина состоит в том, что результат «специальных военных операций» — это картина «Апофеоз войны». Так было в середине 19-го века, так же это выглядит и в 21-м.

«Верещагин, как потомственный военный побеждал войну кистями. И по сей день, каждой воинствующей голове нужно смотреть на картины Верещагина. Смотреть до тех пор, пока весь милитаристский смрад не выветрится из нее, под напором сострадания будущим жертвам войны».

Но как выжить, когда эти «вороны» кружат над нашими головами? Мартин Лютер дал точный рецепт:

«Мы не можем запретить птицам пролетать над нашей головой, но мы не позволим им садиться нам на голову и вить на ней свои гнезда. Подобно этому мы не можем запретить дурным мыслям иногда приходить к нам в голову, но мы должны не позволять им гнездиться в нашем мозгу».

Итак, настоящие последствия войны — это опустошение и смерть, и любой здравомыслящий человек должен называть вещи своими именами, а черных воронов, подменяющих картины мира, кружащих и зовущих воевать со всеми и всегда, нужно изгонять. Ведь никакие «великие завоеватели» не могут открыть Путь, указать на Истину и дать Жизнь, их апофеоз это только смерть. И не стоит ожидать от них того, что может дать и дает только Христос.

автор — Роман Калашников / blagovestie.today

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!