Бесславит ли Бога употребление фастфуда и другой вредной пищи?

Бесславит ли Бога употребление фастфуда и другой вредной пищи?

Молодой человек задал Джону Пайперу следующий вопрос: “Дорогой пастор Джон, я из Сингапура. Если мы едим какую-то вредную пищу и знаем, что она вредна – например, жареную курицу или фастфуд, – можем ли мы в молитве благодарить за нее Бога, осознавая, что она не приносит пользы нашему телу? Не будет ли такая молитва звучать фальшиво? – ведь мы знаем, что она вредит телу, которое Бог дал нам, чтобы мы заботились о нем. Как можно совместить употребление вредной пищи с благодарностью за нее Богу?

Благодарить Бога за вредную пищу?

Хороший вопрос. Сначала я отвечу двумя предложениями, а затем дам более пространные ответы. Я хотел бы прямо сейчас процитировать Библию, но в данном случае это не так просто. Вот мой ответ – надеюсь, он вам поможет.

В какой мере ты считаешь правильным есть что-то, в такой же мере ты считаешь правильным благодарить за эту еду Бога. Таков мой короткий ответ. Можно сказать по-другому: в какой мере твоя совесть спокойна насчет той или иной еды, в такой же мере ты со спокойной совестью можешь возносить Богу благодарность. И наоборот, если ты чувствуешь внутренний конфликт – частично одобряешь и частично нет, – ты не сможешь от всего сердца благодарить Бога.

Я приведу сейчас несколько библейских отрывков. Посмотрим, прольют ли они свет на наш вопрос.

Не все то, что хорошо, мудро.

Давайте рассмотрим случай, когда Иисус был искушаем в пустыне (Мф. 4:1-11). Сатана предлагал ему: “Преврати эти камни в хлебы. Бросься вниз с крыла храма. Пади ниц и поклонись мне”. Дело в том, что первые два искушения были полностью основаны на законных ожиданиях Божьего благоволения. Ведь Бог питает нас хлебом насущным. Он также обещал сохранить нас, чтобы “не преткнулись ногою своею”. Об этом Библия говорит в Пс. 90:11-12 и Втор. 8:3.

The Temptation of Christ

Основываясь на этих стихах, Иисус вполне мог бы воспользоваться этими благими дарами Божьей заботы и защиты и искренне, от всей души, возблагодарить за них Бога. Мы могли бы сказать: “Давай, Иисус, делай то, что даст Тебе повод принести Богу великую благодарность”. Но Он не сделал этого. “Возможность благодарности” – не всегда главное. Другими словами, не всегда нужно следовать логике “я могу это сделать, потому что это станет причиной поблагодарить Бога”. Такой аргумент не является абсолютным. Есть и другие факторы, которые в данном случае сделали сотворение чудес нецелесообразным.

Путь Иисуса вел через страдания к кресту – вот, что Его ожидало, а не дорога чудес для угождения самому себе. То, что Бог мог явить Свою благодать и силу, превратив камни в хлебы и “поймав” Своего Сына, падающего с крыла храма, в данном случае не было главным. Не было главным и то, что Иисус мог после этого с великой радостью принести Отцу благодарность. Эти чудеса оказались “под запретом” из-за особого пути, предназначенного Иисусу. Я призываю вас поразмыслить над этим в контексте тех вещей, которые в одном случае могут быть дозволенными, но при других обстоятельствах могу оказаться нецелесообразными.

Сможешь ли ты благодарить за это Бога?

Подумайте о написанном в 1 Кор. 10, где Павел рассуждает на тему, могут ли христиане есть мясо, предварительно посвященное идолам. Вот какой он предлагает аргумент: “Господня земля, и что наполняет ее” (ст. 26). Вся пища создана Господом. Поэтому “если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести” (стих 27).

Другими словами, пища, предложенная неверующим другом, принадлежит Господу всей земли. Господь – твой Отец, и эта пища – Его дар. Если примешь этот дар с благодарностью, это будет правильно, независимо от того, посвящалась эта пища идолам или нет.

Однако дальше Павел говорит: “Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее” (стих 28). И добавляет второй аргумент: “Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?” (стих 30)

Этот аргумент также уместен в нашем случае, хотя он и кажется необязательным. Я имею в виду, что апостол просто добавил его. Он уже ответил на вопрос, но сейчас как бы уточняет. По всей видимости, Павел имеет в виду следующее: если речь идет о чем-то спорном – о том, что не является однозначно плохим или хорошим, но в чем истинные верующие могут не соглашаться друг с другом, как это было в Коринфе, – тогда на первый план выходит вопрос искренней благодарности Богу. Давайте еще раз прочитаем этот аргумент: “Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?” (1 Кор. 10:30)

fastfood2

Моя благодарность важна и уместна в моральном плане в этом спорном вопросе. Аргумент Павла таков: мой брат делает что-то такое, что мне кажется сомнительным – например, ест то, что я считаю довольно вредным, – но он искренне, от всего сердца благодарит Бога за вкушаемую им пищу. Значит, моей реакцией должна быть радость, что его сердце так расположено к Богу, и мне следует оставить на суд Бога и совести этого брата, является ли грехом употребление этой сомнительной пищи или нет.

Давайте еще раз прочитаем этот стих: “Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?” (1 Кор. 10:30) Другими словами, сама благодарность является частью той причины, почему нам не следует осуждать брата. Думаю, именно об этом и спрашивал меня наш друг.

Осуждение наших братьев

Следующий стих призывает нас: “Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию” (1 Кор. 10:31). Здесь Павел предлагает окончательный критерий касательно употребления пищи. Смогу ли я через эту еду выразить, как сильно я ценю Божью славу? Нахожу ли я удовлетворение в Божьей славе? Драгоценна ли она для меня?

Этот стих касается как тех, кто ест, так и тех, кто “наблюдает” за ними со стороны. Если кто-то ест и пьет таким образом, что это приносит Богу славу, тогда и “наблюдающий” должен реагировать на это так, чтобы Бог прославлялся. Теперь мы подошли к довольно сложному вопросу, который имеет отношение не только к сердцу “едока”, но и к тому, какая пища действительно непозволительна тем, кто желает ею прославлять Бога.

Я глубоко сомневаюсь, что мы можем со стопроцентной уверенностью определять, какая пища действительно вредна, а какая нет. Для некоторых это, возможно, прозвучит как ересь, но я действительно отношусь к этому вопросу скептически. Какая пища действительно вредит здоровью, а какая полезна для здоровья? Какая пища более-менее нейтральна в этом отношении? Я считаю, что когда речь идет о пище, намного серьезней духовная опасность осуждать других там, где этого не следует делать, чем физическая опасность есть то, чего не следует употреблять.

Итак, подведем итог: Иисус учит, что благодарность за Божественный дар – еще не повод этим даром пользоваться. Павел учит, что если мы с благодарностью принимаем в пищу то, что не является однозначно недозволенным, то лучше радоваться и благодарить Бога, чем порицать это как грех.

автор — Джон Пайпер / Голос Истины по материалам Desiring God

Пожертвовать

Последнее: 07.04. Спасибо!