Комментируя первый стих книги Бытие, Раши (1040–1105), самый выдающийся еврейский комментатор Библии, задал вопрос, почему Тора не начинается с 12-й главы книги Исход, где даются заповеди, касающиеся Песаха.
В конце концов, это ведь начало законодательной части Торы, а вся Тора посвящена Божьим указаниям народу Израиля.
Вот ответ, который Раши дал более 1000 лет назад:
«Почему же (она) начинается с בראשית (с сотворения мира)? Потому что “силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племён” [Псалмы 111:6]. Ибо если скажут народы мира Исраэлю: “Разбойники вы, захватившие земли семи народов [Ханаана]”, то (сыны Исраэля) скажут им: “Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил её и дал её тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал её им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал её нам”».
Насколько знаменательно читать эти слова сегодня, когда миллионы голосов по всему миру заявляют, что еврейский народ не имеет права находиться на этой Земле. Это решать Богу.
Факт в том, что с библейской точки зрения вся земля принадлежит Господу, и Он распределяет её между государствами и народами по своему желанию и усмотрению (см. Псалом 23:1; Второзаконие 32:8; Деяния 17:26).
Что же касается земли Израиля, то в Священном Писании она однозначно является «Его землей» и «Его наследием». Как Он сказал, увещевая Свой непослушный народ во дни Иеремии: «И Я ввёл вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами её и добром её; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Моё сделали мерзостью» (Иеремия 2:7).
По сути Господь принимает это на Свой счёт.
Именно эту землю и только эту землю — «Его землю» — Он обещал Израилю, и Он сделал это в самых категоричных и ясных выражениях, какие только можно себе представить.
Посмотрите внимательно на различные способы выражения одной и той же мысли в этих стихах:
«Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его. Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов, которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку, и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный, говоря: “тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего”» (Псалом 104:7-11).
Некоторые утверждают, что это обетование было «исполнено» во дни Иисуса Навина (хотя этот псалом был написан спустя столетия после Иисуса Навина), указывая на следующие стихи:
«Таким образом отдал Господь Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их, и они получили её в наследие и поселились на ней. И дал им Господь покой со всех сторон, как клялся отцам их, и никто из всех врагов их не устоял против них; всех врагов их предал Господь в руки их. Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; всё сбылось» (Навин 21:43–45).
Проблема вот в чём:
- В той же книге Иисуса Навина говорится, что это было общее провозглашение и что много земли ещё предстоит завоевать (см. Навин 23:1-5, а также Судей 1-3).
- Бог выполнил Свои обетования, отдав Землю Своему народу не только для того, чтобы искоренить их и изгнать навсегда. Это всё равно, что я бы пообещал подарить вам машину, а на следующий день после того, как подарил, забрал её обратно.
Помните, что псалмопевец сказал в Псалме 104, что обетование земли было основано на Божьей клятве, а не на действиях Израиля. Как заявил Павел: «Закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу» (Галатам 3:17). Другими словами, условия Синайского завета не отменяют безусловные Божьи обетования, данные патриархам.
Как Бог говорил через пророка Иезекииля, когда возвращал изгнанников из Вавилона 2500 лет назад (и со ссылкой на наше нынешнее возвращение в Землю Израиля):
«Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святаго имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли» (Иезекииль 36:22).
Более того, в Псалме 104 говорится, что божественная клятва и завет были вечными, непреходящими, на тысячу поколений.
И нигде в Писании Бог не говорит, что Он отменил этот завет.
Ни разу.
Что же касается прихода в мир Иисуса, Который сделал спасение доступным для всех народов и через Которого и иудеи, и язычники становятся духовными детьми Авраама (см. Галатам 3:28-29), это не отменяет буквальных, физических обетований, которые Он дал буквальным, физическим потомкам Авраама, Исаака и Иакова. Как писал Павел:
«Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить [греч. βεβαιῶσαι/вэвэосэ — упрочить, укрепить, утвердить, гарантировать] обещанное отцам» (Римлянам 15:8).
Да, Иисус подтверждает обетования, данные патриархам, а не отменяет их.
Ещё раз процитируем Павла, который писал христианам из язычников относительно евреев, которые не верили в Иисуса:
«В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Римлянам 11:28-29).
Это относится и к обетованиям о Земле, вот почему пророк Иоиль сказал следующее от имени Господа:
«Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима, Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Моё, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили. И о народе Моём они бросали жребий, и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили» (Иоиль 3:1-3).
Ещё раз обратите внимание на использование фразы «Моя земля». Повторю снова: когда люди делят Его землю, Он принимает это близко к сердцу.
Одним словом, сегодня битва идёт за Божью землю, именно поэтому весь мир так взбудоражен из-за этого маленького участка недвижимости.
Это Господь рассеял Свой еврейский народ по всему миру и сохранил нас посреди Божьих наказаний и сквозь столетия попыток сатаны уничтожить нас. И именно Он вернул нас на Землю Израиля согласно Своему суверенному замыслу и плану.
Конечно, тот же Бог призывает народ Израиля относиться к своим соседям справедливо и с состраданием, и эти требования сохраняются и по сей день. (Среди многих стихов об этом, см., например, Исход 23:9: «Пришельца не обижай [и не притесняй его]: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской».)
Но не обманывайтесь: Это битва за Божью собственную землю, и последнее слово будет за Ним.
Автор — Майкл Браун / askdrbrown.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!