Дорога к небу окружена опасностями — и не всегда опасностями, которые мы ожидаем.
Многие из нас отправляются в это путешествие, ожидая, что угрозы будут исходить от мира: его удобств и удовольствий, ложных историй и ложной морали. Многие из нас также ожидают опасностей от страданий: внезапных потерь, разбитых мечтаний, преследований и гонений в различных формах. Но, возможно, немногие из нас знают о другой угрозе, менее знакомой, но столь же опасной: медлительности нашего освящения.
Джон Пайпер однажды сказал в интервью:
Я имел дело с большим количеством людей, которые готовы отказаться от своей христианской веры именно из-за медлительности их освящения, а не из-за физического вреда, который был им причинен или страданий и душевной боли, вошедших в их жизнь. Люди просто устали.
Некоторые из нас размышляют о том, чтобы покинуть дорогу на небеса не потому, что нас искушает мир, и не потому, что нас мучают страдания, а потому, что мы просто устали. Устали от ежедневного самоотречения. Нам надоело делать два шага вперед и один шаг назад. Надоело идти по дороге, которая кажется бесконечной, к городу, которого мы не видим.
Разочарованные и истощенные, многие садятся на пути, не зная, вернутся ли они снова в строй.
Десять миллионов шагов
Почему медлительность нашего освящения стала неожиданностью для многих из нас (включая меня)? С чего мы взяли, что святость должна прийти быстро?
Причин много. Возможно, наша высокоскоростная культура сформировала наши ожидания больше, чем мы думаем. Наверно, наша собственная гордость заставила нас неверно оценить силы выносливости, как это когда-то давно случилось с Петром: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (см. Матфея 26:33). Или, может быть, мы слышали, как слишком многие христиане говорят о «секрете» или «ключе» к преодолению какого-то греха — предположения, которые в девяти случаях из десяти приуменьшают сложность нашей борьбы.
Откуда бы ни пришла к нам эта мысль о том, что путь ученичества будет быстрее, мы точно не получали ее из Библии. В Писании мы видим, что зрелое подобие Христу не происходит за месяц, год или десятилетие, но растягивается на всю жизнь. У святости нет плана из десяти шагов — только план из десяти миллионов шагов, план, который заканчивается только с нашей смертью.
Проявите дальновидность
Картины роста, которые Бог дает нам в Своем слове, побуждают нас взглянуть на освящение в долгосрочной перспективе. Они сдвигают наши ожидания от быстрого к медленному, от непосредственного к постепенному.
Мы подобны фермеру, сажающему посевы (Галатам 6:7). Благодать растет в наших душах так же, как в мире растет Божье Царство: семя медленно прорастает к небу, урожай медленно заполняет поле (Марка 4:28). Мы пашем и сеем, поливаем и наблюдаем, и приносим плоды только «в терпении» (Лк. 8:15).
Мы являемся детьми, которые растут (Ефесянам 4:14-15). Как и у всех детей, наши кости растут медленно. Мы переходим от молока к твердой пище на пути к тому, чтобы стать похожими на нашего старшего брата (1 Петра 2:2; Римлянам 8:29). Однажды мы будем похожи на Него, но только «когда Он явится... потому что увидим Его таким, какой Он есть» (1-е Иоанна 3:2).
Нас можно сравнить с бегунами, принимающими участие в забеге (1 Коринфянам 9:24). Этот забег — не спринт и даже не марафон, а забег длиною во всю жизнь. Только когда мы достигнем конца жизни, мы сможем сказать: «Течение совершил» («Я пробежал весь забег» — Современный перевод) (2 Тимофею 4:7). До тех пор мы «с терпением проходим поприще» (Евреям 12:1), не выдыхаясь на первых ста метрах, но шагая до конца.
Мы — путешественники под восходящим солнцем (2 Петра 1:19). Свет рассеивает нашу тьму, но только одну тень за раз; наш путь «как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притчи 4:18). Слава Христова поднимается над нами «от славы в славу» (2 Коринфянам 3:18).
Мы — фермеры, дети, бегуны и путешественники. Каждый из этих образов напоминает нам о том, что глубокая, всепроникающая святость происходит на протяжении всей жизни: Слово Божье медленно изменяет наш взгляд на себя и на мир. Иисус постепенно распространяет Свое господство даже на самые обычные задачи, которые мы выполняем. Дух неизменно делает наше послушание в конкретных областях привычным. Бог обновляет нас не сразу, а «день за днем» (2 Коринфянам 4:16).
Духовный реализм
На этом этапе необходимы два уточнения.
Во-первых, не весь прогресс в праведности происходит медленно; многие из нас могут свидетельствовать о моментальных избавлениях от определенных грехов, даже тех, которые когда-то держали нас в рабстве. Когда мы рассматриваем освящение в перспективе, мы не должны переставать молиться о том, чтобы Бог сделал «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Ефесянам 3:20).
Во-вторых, горе нам, если мы используем перспективу освящения для оправдания духовной небрежности. «Медленно и постепенно» — это лозунг для многих номинальных христиан. «Завтра, завтра», — говорят они себе. Но завтра всегда выглядит так же, как сегодня, поскольку они продолжают утешать себя обещаниями Бога, отказываясь прислушиваться к Его предупреждениям. Как и ленивец, который «не пашет осенью» и «будет искать урожай и ничего не будет» (Притчи 20:4), те, кто смирились с грехом сейчас, не будут иметь убежища в судный день.
Писание дает нам перспективу освящения не для того, чтобы мы перестали молиться большими молитвами, и не для того, чтобы мы становились духовно самодовольными, а для того, чтобы мы могли обладать духовным реализмом. Духовные реалисты верят, с одной стороны, что Бог «дал нам все необходимое для жизни и благочестия» (2 Петра 1:3), и поэтому они прилагают усилия. Но духовные реалисты также глубоко чувствуют, что никогда не смогут прожить и дня, не нуждаясь в очищающей силе крови Иисуса.
Пока мы находимся на пути к Горе Сион, покаяние будет нашей повседневной привычкой. Пока у нас есть грех, «прости нам долги наши» будет подходящей молитвой (Матфея 6:12). Пока мы находимся в этом теле, у нас будет повод сказать (перефразируя Джона Ньютона): «Я не то, чем я должен быть, я не то, кем я хочу быть, я не то, кем я надеюсь быть в другом мире, но все же я не тот, кем был раньше, и по благодати Божьей я есть то, что я есть» («Ньютон о христианской жизни», 268).
Ежедневные маленькие шаги
Правильно принятый долгосрочный взгляд на освящение преобразовывает наш взгляд на сегодняшний день. С одной стороны, мы примем скромные ожидания сегодняшнего прогресса. Фермер, бороздящий свои поля, не рассчитывает собрать урожай к вечеру; так же как и человек, путешествующий через всю страну, не надеется к вечеру добраться до своего дома. Ритмы сезонов и широта страны отрезвили их ожидания.
Христианин, ищущий Бога, также не должен чрезмерно расстраиваться, когда сегодняшние усилия не приносят немедленного плода. Чтение Священного Писания, молитва, пост и общение не похожи на рукоятку рычага, они больше похожи на посев семян. Мы сажаем, поливаем, а потом следим за урожаем.
Тем не менее, с другой стороны, длительная перспектива напоминает нам, что сегодняшние небольшие акты послушания имеют первостепенное значение. Шаги, которые мы предпринимаем сегодня, могут не провести нас по всему пути до славы – это правда. Но мы никогда не достигнем славы, если не будем продолжать шагать.
Нам нужно полностью посвятить себя тому, что Гораций Бонар называет «ежедневными мелочами». Он пишет: «Христианская жизнь — это великая вещь, одна из величайших вещей на земле. Состоящая из ежедневных мелочей, она в то же время не является чем-то незначительным, но она действительно благородна во всём, что её составляет» (Божий путь святости, 127). Если мы хотим продолжать идти до конца, нам нужно поддерживать эту двойственную перспективу: (1) христианская жизнь — это «великая вещь», и (2) христианская жизнь состоит из «ежедневных мелочей». Святость приходит не торопясь, шаг за шагом.
Сегодняшние ваши акты послушания могут и не быть грандиозными. Но если вы будете совершать их с верой, полагаясь на благодать Иисуса и силу Его Духа, они не будут напрасными. Сегодняшнее чтение и молитва Писания, сегодняшнее исповедание и раскаяние, сегодняшнее служение и евангелизация — все это упадет в почву вашей души. Вы будете сеять семена того, кем вы будете в будущем.
Автор — Скотт Хаббард / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!