В американском христианстве недавно появилась тенденция говорить о духовной жизни как о несовершенной.
Эта точка зрения утверждает, что мы являемся грешными, сломленными людьми, и, даже будучи искупленными и примиренными, мы совершаем ошибки, которые влияют на нашу жизнь и жизнь других людей. Это несовершенство является распространяющимся, постоянным и неумолимым. И по эту сторону Небес не существует надежды на искоренение греха, поэтому лучшее, что мы можем сделать, — попросту принять это несовершенство и побуждать друг друга продолжать пробираться сквозь все его дебри. То есть, христианская жизнь — это такие сплошные долины несовершенства с несколькими холмиками между ними.
Без сомнения, это описание часто используется с благородными мотивами. Мы хотим выразить смирение и поддержать наших борющихся братьев и сестер или новых христиан — как нам и следует поступать. Но есть что-то в описании процесса освящения, когда мы используем только термин «несовершенство», что кажется немного странным. Конечно, это правда, что верующие борются с грехом, болью, неудачами и смятением. Я и сам продолжаю бороться со всем этим, а также многим другим, поэтому есть ощущение, что освящение в какой-то степени несовершенно и беспорядочно. Я определенно чувствую это сам.
Тем не менее, я также понимаю, что Иисус умер не для того, чтобы мы могли жить «несовершенной» христианской жизнью. Его желание состоит не в том, чтобы мы просто перепрыгивали из кризиса в кризис, были обреченными на неудачу, разочарование и депрессию по эту сторону Божьей славы. Евангелие — это скорее радостное преобразование, чем удовлетворенность несовершенством.
Если мы не будем осторожны, такое «несовершенное христианство» исказит библейский взгляд на христианскую жизнь, по крайней мере, в трех вопросах.
1. Риск нормализации греха
Одна из самых больших опасностей «богословия несовершенства» заключается в том, что оно может создать чувство вседозволенности среди народа Божьего. Если мои греховные ошибки являются просто естественным следствием моей несовершенной жизни, их можно игнорировать как нормальные, даже неизбежные. Фраза «жизнь несовершенна» может, если мы не будем осторожны, звучать так: «Я грешу, ты грешишь, мы все грешим».
Но должны ли мы соглашаться на грех?
Мы не должны быть равнодушны ко греху. Его нельзя нормализовать и попросту отмахиваться от него. Мы никогда не должны чувствовать себя комфортно с пребывающим в нас грехом. Его нужно атаковать и уничтожить. В Евангелии от Матфея 5:27–30 Иисус сказал, что грех настолько серьезен, что мы должны быть готовы вырвать глаз или отсечь руку, только чтобы искоренить его.
Апостол Павел не писал о примирении с грехом или поиске здорового баланса между грехом и победой над ним. Он постоянно говорил о преодолении греха силой Духа: «Ибо если вы живёте, подчиняясь своей греховной природе, то вас настигнет духовная смерть. Но если вы с помощью Духа умертвите свою греховную плоть, то обретёте вечную жизнь» (Рим. 8:13, Современный перевод).
Жить по плоти значит умереть. Жить по Духу означает убить грех. Вспомним классические слова пуританина Джона Оуэна: «Убей грех, иначе грех убьет тебя».
2. Риск преуменьшать борьбу
Непреднамеренная нормализация греха в связи с мышлением «несовершенства» сводит к минимуму ежедневную борьбу христианина. Имея такое мышление, человек слишком быстро соглашается на поражение, вместо того чтобы стремиться — по благодати Божьей — к победе. Западная церковь уже характеризуется самоуспокоенностью в христианской жизни. Нам не нужно очередное разрешение становиться ленивыми в нашей духовной борьбе.
Павел говорил об ученичестве как о борьбе и о войне. Мы должны надеть доспехи Божьи, духовную униформу качеств, уподобляющих нас Христу, чтобы сражаться «против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). В конце своей жизни Павел призывал Тимофея продолжать духовную борьбу: «Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2:3).
Христиане не должны соглашаться на духовный застой, но должны ежедневно жаждать благодати, чтобы двигаться по направлению к святости. Мы по сути являемся святыми; наша греховность и надломленность больше не определяют нас и не имеют решающего значения.
3. Риск размывать и ослаблять крест
Возможно, самое опасное послание такого «несовершенного христианства» связано с полнотой креста. Иисус заплатил за каждый грех, который верующий когда-либо совершит – в прошлом, настоящем и будущем. Цель Его жертвы состояла в том, чтобы освободить нас от греха, чтобы мы могли служить Ему. Павел также сказал в Послании к Римлянам 6:22: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная».
Но если «богословие несовершенства» незаметно допускает мышление попустительства по отношению к греху и пораженческое отношение к борьбе, тогда крест, в своем практическом действии, на самом деле не освободил нас. Мы все еще порабощены грехом — возможно, не в смысле нашего положения, но практической стороны жизни. Этот «несовершенный» образ жизни лишает жертвенную смерть Иисуса силы, позволяющей верующим ежедневно противостоять миру, плоти и дьяволу.
Иисус не обменивал Свою жизнь на кресте на нашу, чтобы мы могли жить посредственной, половинчатой жизнью. Он победил грех и смерть, и наша жизнь должна свидетельствовать об этой победе, по мере того как Он постепенно изменяет нас, преобразуя в Свой образ. Он понес наказание за грех за нас и сокрушил силу греха в нас (Рим. 6:12–14). Мы пока еще не дома, но уже в пути.
Грязные лужи
«Несовершенное христианство» нормализует грех, минимизирует борьбу с ним и ослабляет преобразующую силу креста. Клайв Льюис в своем известном эссе «Бремя славы» написал такие строки:
«Мы — недоумки, забавляющиеся выпивкой, распутством и успехом, когда нам уготована великая радость; так возится в луже ребенок, не представляя себе, что мать или отец хотят повезти его к морю. Нам не трудно, нам слишком легко угодить».
Принятие «несовершенного христианства» принципиально не соответствует стремлению Бога к христианской жизни. Да, мы несовершенные, сломленные люди, которые населяют разрушенный мир. Но мы не призваны совместно чествовать нашу сломленность, переоценивая наши духовные неудачи. Мы призваны мужественно сражаться с грехом и злом, в контексте общины завета, через сверхъестественную силу воскресшего Христа.
Давайте не будем соглашаться на грязные лужи, когда Бог дает нам возможность отправиться на море.
Автор — Джонатан Рутли / thegospelcoalition.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!