Спорь со своей гордостью

Спорь со своей гордостью

Если вы — христианин, вы знаете, каково это жить с безумцем. «Сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их» (Екклесиаст 9:3). Если мы чувствуем склонность сомневаться в таком мрачном суждении, как минимум один грех должен убедить нас в том, что Соломон все-таки был прав: гордость.

Мы, каждый из нас, были созданы из праха. И все же каким-то образом мы находим способ, явно или скрытно, прогуливаться по улицам земли, как если бы наша сила не была хрупкой, наши знания не были ограниченными, а легкие не раскрывались потому лишь, что Бог дает нам дыхание. «Безумие» — это правильное слово.

Безусловно, каждый христианин получил новое сердце — чистое, а не злое и безумное (Иезекииль 36:25–27). Но мы еще не закончили разбираться с безумцем. Гордость, хотя и прощена, побеждена и обречена, все еще следует за нами по пятам. Мы просыпаемся, работаем, разговариваем, играем и спим с безумием в нашей плоти.

Недавно апостол Павел помогал мне спорить с моей гордостью. В 1 Коринфянам 1-4 он снова и снова напоминает нам о безумии гордости и счастливом здравомыслии смирения.

gordost2

1. Гордость человека убила Сына Божия.

«Мы проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Коринфянам 2:7-8)

Павел хотел бы, чтобы мы помнили, во-первых, что человеческая гордость убила Сына Божьего. «Правители этого века» включают в себя не только Ирода и Пилата, но и тех, кого Павел называет «мудрецами», «учеными» и «мыслителями века сего» — одним словом, гордыми людьми (1 Коринфянам 1:20). Когда такие люди встречают Спасителя, подобного Иисусу, и послание, подобное Евангелию, они тянутся к дереву и гвоздям.

Если мы увидим гордость в правильном свете, нам нужно помнить число её жертв. Однажды в полноте взращенная, гордость не останавливается на убийстве — в сердце, если не от руки (Матфея 5:21-22). Те, кто лелеют и наслаждаются собственной гордостью, следуют за Каином в поле (Бытие 4:8); они просят совета у Иезавели (3 Царств 21:5–14); они обедают с Иродом Великим (Марка 6:25-27).

Истоки гордости выглядят достаточно безобидными – позирование для фото в социальной сети, скрытая жажда одобрения, высокомерные и презрительные мысли по отношению к тем, чье мнение отличается от нашего. Но здесь Павел показывает нам зверя, который уже вырос, который неспособен узнать Господа славы, хотя Он и стоит перед нами.

Возможно, тогда мы не будем завидовать безрассудной смелости этой пуританской молитвы:

«Уничтожь во мне каждую несбыточную мечту,
Разорви гордость на куски
и разбросай по ветру,
Уничтожь каждый цепляющийся обрывок
самодовольства...
Открой во мне источник покаянных слез,
Сокруши меня, затем поддержи и перевяжи меня
».

gordost3

2. Гордость не может пережить крест.

«Иудеи требуют чудесных знамений, а язычники ищут мудрости, мы же проповедуем, что Христос был распят» (1 Коринфянам 1:22–23, Современный перевод)

Гордые люди хоть и убили Христа, но они лишь сделали то, «чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян. 4:28). В Божьем мудром провидении, гордость распяла Христа — и распятие Христа уничтожает всю гордость.

На протяжении четырех первых глав 1-го Послания Коринфянам Павел приводит нас ко кресту, предлагая нам почувствовать занозы дерева и сталь гвоздей. «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого», — говорит он (1 Коринфянам 2:2). Павел знает, что гордость царит только там, где забыли о кресте или слово о нем было искажено. Гордость не может дышать воздухом Голгофы.

Но как крест разрушает гордость? Во-первых, он напоминает, что наш грех пригвоздил его к дереву. «Христос умер за грехи наши» — наши ядовитые уста, наши тайные похоти, наши напыщенные плечи, наши горделивые и высокомерные глаза (1 Коринфянам 15:3). Джон Стотт пишет: «Прежде чем мы увидим крест как нечто, совершенное для нас, мы должны увидеть его как нечто, совершенное нами» («Крест Христа», 63).

Во-вторых, крест разрушает гордость, вкладывая в наши уста лучшую хвалу. Распятый Христос не удаляет наше желание хвалиться, а скорее перенаправляет его от нас к Нему. «Хвалящийся хвались Господом», — пишет Павел (1 Коринфянам 1:31). Хвались прощением грехов, тем, что дьявол побежден, смерть уничтожена, ярость удалена, нам дана праведность, а небеса открыты. Вдыхайте любовь Иисуса Христа и выдыхайте благоразумие хвалы.

Христос был распят за меня; посему, я не могу хвалиться собой. Христос был распят за меня; посему, у меня есть все основания хвалиться Им.

gordost4

3. Вы христианин, потому что Бог вас сделал христианином.

«Но Он — источник жизни вашей во Христе Иисусе, Кто стал по воле Бога нашей мудростью, нашей праведностью, нашей святостью и нашим искуплением» (1 Коринфянам 1:30, Современный перевод)

Когда-то Иисус было просто одним из имен в истории, Евангелие — просто воспоминанием о воскресной школе, а спасение — еще одной религиозной идеей. До тех пор, пока я не стал христианином. После этого имя Иисус стало сладчайшим звуком, Евангелие – наилучшей новостью, а спасение – даром, который лучше всех богатств мира. Как же это произошло?

Апостол Павел напоминает нам, что мы во Христе Иисусе, в конце концов, не потому, что родились в верующей семье, и не потому, что мы достаточно умны, чтобы различить истинную личность Иисуса, и даже не потому, что мы достаточно самосознательны, чтобы увидеть нашу потребность в Спасителе, но скорее «из-за Него». За всеми внешними обстоятельствами, которые привели нас к покаянию и вере, находится Отец, призвавший нас; Сын, искавший нас; Дух, востребовавший о нас. В конце концов, мы должны вернуться к тому, чтобы сказать: «Я христианин, потому что Бог сделал меня таким».

И, как продолжает Павел, середина и конец христианской жизни следуют за началом. Мы сажаем и поливаем в служении, но «только Бог ... дает рост» (1 Коринфянам 3:7). Мы трудимся ради святости, но каждое усилие исходит от «Божьей благодати, которая со мной» (1 Коринфянам 15:10). Мы верим, потому что Бог дает нам новое рождение; мы созреваем, потому что Бог взращивает нас; мы финишируем, потому что Он хранит нас (1 Коринфянам 1:7–9).

Когда гордость вводит нас в заблуждение, побуждая полагать, что мы сами являемся автором некоего дара или победы, всего лишь один вопрос возвращает нас к реальности: «И что имеешь ты такого, что не было тебе дано?» (1 Коринфянам 4:7). Когда мы в конечном итоге не можем ни за что присваивать себе заслуги, мы можем, наконец, поблагодарить Бога за всё. Всё в жизни становится даром благодати, поводом для вознесения хвалы.

gordost5

4. Всё уже и так ваше.

«Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; вы же — Христовы, а Христос – Божий» (1 Коринфянам 3:21–23)

Мы находим гордость привлекательной по определенной причине. По крайней мере, на мгновение гордость дает нам то, за что мы хватаемся: восхищение сверстников, взгляды мимолетных поклонников, смех толпы, удовольствие быть частью группы. Но покупка обходится дороже, чем кажется, потому что гордость предлагает нам что-то только в обмен на всё.

Дональд Карсон объясняет поразительную логику, стоящую за простым утверждением Павла «всё ваше»: «Если мы действительно принадлежим Христу, а Христос принадлежит Богу, тогда мы принадлежим Богу... Все принадлежит нашему небесному Отцу, и мы — Его дети; так что всё принадлежит нам» («Крест и христианское служение», 87).

Когда гордость говорит нам, что мы лишены чего-то хорошего, христиане должны вспомнить, что наш Отец владеет всем, и так устраивает наши обстоятельства, чтобы мы могли сказать с Давидом: «Я не буду нуждаться» (Псалом 22:1). Когда христиане потворствуют своей гордости, нас можно сравнить с сыном царя, который борется за участок в два акра в царстве своего отца, забыв о том, что всё, что принадлежит отцу, уже и так его.

Гордость предлагает нам что-то, но только на мгновение. Бог предлагает сейчас сделать всё для нашего блага и, в конце концов, дать нам всю землю (Матфея 5:5; Римлянам 8:16–17). Ибо мы принадлежим Христу. Христос как Сын Отца принадлежит Богу. И Бог владеет миром. «Услышат кроткие и возвеселятся» (Псалом 33:3).

Автор — Скотт Хаббард / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!