Несмотря на общие истоки, корни и немалую часть общей истории, христианство и иудаизм не могут найти общий язык, сколько помнит себя человечество. И сказать, что они не могут найти общий язык, значит ничего не сказать.
Ранняя христианская церковь в основном состояла из еврейских мужчин и женщин, увидевших в Иешуа (Иисусе) долгожданного Мессию Израиля. Ведь на протяжении более, чем трёх столетий вплоть до Никейского Собора в 325 году еврейские корни христианской веры были значительной частью этой религии.
Рискуя излишне упростить историю еврейского народа, можно сказать, что примерно в тот период его жизнь стала тяжелой. С ходом времени быть евреем постепенно стало означать бросать вызов обществу, затем испытывать затруднения, после этого подвергаться опасности и в конце концов рисковать своей жизнью.
То, что начиналось, как простой теологический антииудаизм, медленно переросло в антисемитизм. С самых ранних дней христианства евреям твердили: «Вы не имеете права жить среди нас, как евреи», заставляя нас менять религию. Со временем это трансформировалось в «Вы не имеете права жить среди нас», побуждая нас к изгнанию. В конце концов, это достигло своей кульминации в полном отрицании евреев и словах «Вы не и имеете права жить».
Многие отцы Церкви, как например, Иустин Мученик, Иоанн Златоуст, Святой Августин и другие подготовили почву для отделения христианства от иудаизма путём прочтения Библии по-новому. Постепенно вводились и вступали в силу новые законы, а жизнь евреев становилась трудной и почти невыносимой. Но вопреки всему и благодаря Божьей милости еврейский народ по-прежнему существует. Несмотря на средневековый Кровавый навет, крестовые походы, инквизицию, погромы и Холокост, мы по-прежнему стоим.
Христианство в любой из своих деноминаций всегда было в сложных отношениях с еврейским народом. Настолько, что сегодня большинство евреев, даже не задумываясь, считает всех христиан антисемитами. Поэтому, когда кто-то из христиан приходит к покаянию в отношении еврейского народа, это заслуживает внимания.
Так уж получилось, что 105-й Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби сделал подобное заявление. Недавно он сказал: «Тот факт, что антисемитизм заразил тело церкви, должен вызывать у нас, христиан, глубокое покаяние». Это заявление может показаться простым, но это не так.
Уэлби написал ряд эссе о том, какие уроки мы можем извлечь из Холокоста. Среди них статья под названием «Бдительность и твёрдость: действенное противоядие древнему вирусу», в которой он пишет: «Стыдно признать, что посредством своих теологических учений церковь, которая должна была предложить противоядие этому вирусу, напротив, усилила его распространение».
Эти слова Уэлби похожи на попытку сократить разрыв между христианами и евреями, который в действительности больше похож на бездну ненависти. В своей статье он также писал: «Все люди созданы по образу Бога. Антисемитизм подрывает и искажает эту истину. Он есть отрицание Божьего плана в отношении Его творения, а значит отрицание самого Бога. Тому, чтобы делать из людей козлов отпущения или унижать их, нет оправдания. Антисемитизм — это противоположность того, к чему нас призывает Писание: сотрудничеству ради всеобщего блага и процветания».
Только в 1965 году католическая Церковь официально сняла свои обвинения за богоубийство с евреев. Однако это не мешает многим и сегодня называть их «убийцами Христа». Англиканская Церковь, будучи частью христианского мира, также не лишена антисемитской репутации. Статья Уэлби в новом буклете Образовательного фонда Холокоста своевременна просто потому, что получать знания о Холокосте и антисемитизме и бороться с этими явлениями никогда не поздно и не лишне.
Его мудрость и расположение к еврейскому народу дают надежду, что многие другие христиане признают свои взгляды и действия в отношении Израиля несостоятельными и придут к покаянию.
Самое простое противодействие антисемитизму можно найти в Библии. Однако многие ее читатели пошли путем переосмысления Писаний с тем, чтобы вытеснить с их страниц евреев и, более того, проклясть Израиль. Еще больше выбрали даже не читать ее, а «проглотить» выдуманные истории, не имеющие под собой никаких фактических или библейских оснований.
Заявление Джастина Уэлби было дерзновенным и необходимым, и я надеюсь, оно повлечет за собой ряд подобных высказываний от христианских лидеров мира. Невозможно не замечать тот багаж, который христианская церковь тащит за собой уже более 2000 лет, и этот факт, следуя примеру Джастина Уэлби, должен быть признан.
Возможно, я безнадежный оптимист, но это могло бы помочь предотвратить дальнейшее ухудшение иудео-христианских отношений, что, безусловно, никому не повредит.
Автор — Оливер Мельник / charismanews.com
Перевод — Катерина Пресман для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Поймите, причина антисемитизма не в христианах а в евреях. До сих пор евреи не принимают Мессию. Евреи как бы пытаются остаться иудеями но в современном мире не получается этого делать, потому что сейчас время Мессии а не закона. И упрямство евреев порождает гонение на них. Ведь не принятие Мессии, противление Ему не приводит к хорошему. Ведь древние евреи ждали тысячи лет Мессию а теперь не принимают. Это что такое? И после этого хотите хорошей жизни? Так не бывает. Кто встает против Господа — тому наказание. Евреи должны быть благодарны Богу что до сих пор живы, даже после такого упорное сопротивления. Поэтому прежде всего евреи должны задать вопрос самим себе откуда причины антисемитизма, а не обвинять всех вокруг
Не обвиняйте евреев! Читайте Римлянам 11 главу. То, что вы пишете основано на антисемитской теологии замещения Израиля церковью христиан язычников. Бог никому не дал права судить Божий народ евреев.