Борис Грисенко: Роль Церкви во время потрясений

Борис Грисенко: Роль Церкви во время потрясений

Во время потрясений в обществе или в мире мы наблюдаем у ряда христиан следующее отношение: «Никто не знает, где правда, кроме Господа, потому борьба за справедливость — это не наше. Мы не от мира сего, поэтому мы не должны вмешиваться ни во что, мы должны думать только о духовном». Но так ли это?

Такое отношение является следствием того, что Церковь в своё время стала отделяться от еврейского библейского основания и замещать его основаниями греко-римской цивилизации и эллинистической философии. В этой философии всё разложено по полочкам, которые отделены друг от друга. Но это принципиально ложный подход. Он противоречит библейскому подходу, в котором нет герметических отсеков и жёстких разграничений, в котором Бог вовлечён во всё. Например, в 46 главе Иеремии мы читаем:

«Слово Господне, которое было к Иеремии пророку о народах языческих: о Египте, о войске фараона Нехао, царя Египетского, которое было при реке Евфрате в Кархемисе, и которое поразил Навуходоносор, царь Вавилонский, в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского…» (Иеремия 46:1-2)

Как это? Происходит страшная трагедия с Иудеей, ужас что творится с Храмом и Иерусалимом. А тут, оказывается, Бог не безразличен к народам! Дальше следуют пророчества против Моава, Аммона и других народов и предупреждения для них. Почему у Бога вообще было дело к этим языческим народам, когда был только один избранный народ?

Иногда верующие приводят следующие аргументы: «Иешуа говорил, что Его власть не от мира сего. И Он не выступал против римских оккупационных властей». Но нам важно понимать разницу между Иешуа и Церковью. Иешуа пришёл на землю, чтобы взять на Себя грех этого мира, искупить людей, воскреснуть и прославиться, тем самым открыв доступ к Отцу. Это было провозглашено при Его первом явлении народу через Иоанна Крестителя, который, кстати, сам обличал и народ, и вождей народа, и царя за их грехи. Конечно, если бы Сын Божий начал разменивать эту величайшую цель в истории человечества и вселенной на временные политические расклады, Он бы лишил Сам Себя права искупить человечество.

Церковь не может заместить Машиаха. Церковь не имеет права, не призвана стать искупительницей мира в том смысле, в котором только Сын Божий мог стать и стал. Но должна ли она отстаивать справедливость? Вот что мы читаем в Торе:

«Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным;  не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Второзаконие 16:18-20).

Принцип «правды, правды ищи» (или в другом переводе «справедливостью преследуй справедливость») — это истина, которая прошла через еврейскую историю и была поднята на щит многими реформаторами Церкви. Как-то один еврей в Израиле сказал мне по поводу этого принципа: «Это фундаментальный закон всякого честного общества, не только еврейского. Но это Бог открыл народу Израиля и через него всем народам». Поэтому мы не можем сделать вид, что теперь в новом завете это всё перечёркнуто и мы должны забыть о справедливости Божьей (не человеческой!), не отстаивать её и сделать вид, что нам всё равно, что происходит в обществе.

Борис Грисенко, раввин КЕМО

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!