За почти двенадцать лет работы нашего канала мы часто касались проблем профессиональной деятельности человека. Мы обсуждали вопросы карьерного роста, поиска призвания, о том, как прославлять Бога на работе, когда стоит увольняться, как избежать переутомления, как не сделать идола из карьеры, а также о проблемах лени, работоспособности, и вообще о том, что всё это значит для нас. На многие важные вопросы мы уже дали ответы. В обобщённом виде я постарался изложить их на страницах 67–94 нашего издания “Спросите пастора Джона”, где вы и можете с ними ознакомиться.
Во время наших передач и в этой книге мы также обсудили вопрос о том, какие профессии следует избирать христианам, а какие нет. Маркетолог из Nike однажды задал вопрос, не тратит ли он свою жизнь зря, продавая людям предметы роскоши, в которых они не нуждаются, но хотят иметь? Вы, может быть, помните этот эпизод 1519 нашей программы, который и мне пришёл на память.
Сегодня мы возвращаемся к этой теме, отвечая на вопрос слушателя, пожелавшего остаться неизвестным. “Здравствуйте, пастор Джон! Я строительный подрядчик. Недавно мой хороший партнёр по бизнесу, с которым мне всегда нравилось работать, попросил о помощи в завершении одного из его собственных проектов. Но проект заключается в строительстве мормонского храма. Ведь для христианина – руководителя строительной бригады об этом не должно быть и речи, как и об участии в иных подобных проектах, таких, например, как мечеть или казино? Что я должен учесть, принимая такое решение от имени моей бригады?”
Вероятно, мне следует начать с того, чем я собираюсь закончить, а именно – сказать, что этот вопрос во многом неоднозначный, и признать, что искренние христиане, доверяющие Писанию, могут прийти к различным выводам. Следует учитывать множество аспектов. Имея это в виду, позвольте мне теперь изложить четыре-пять принципов или мыслей об этом вопросе, понимание которых должно помочь народу Божьему в принятии верного решения.
Этика в свете вечности
Во-первых, я должен сказать, что в свете реальности ада, — о котором в Библии Иисус говорит больше кого-либо, — мы осознаем, насколько серьёзны многие вопросы, особенно такие, как наш. Именно поэтому всё настолько серьёзно. Я обязан сказать об этом потому, что христиане, пренебрегающие реальностью ада, порой даже сомневающиеся в его существовании, – они просто не ощутят всей важности вопроса, которую чувствую я. Ведь размышляя об этом вопросе, я спрашиваю себя – будет ли строящееся мною здание служить убеждениям и действиям, ведущим в вечную погибель?
Некоторые люди, решая этические проблемы, даже не думают об этом. Я же задаю вечный вопрос – что происходит с людьми, участвующими в том, для чего предназначено это здание. Человек, не думающий об аде, просто не воспринимает этого всерьёз, и поэтому для него вопрос вовсе не так важен, как для меня. Это первое, на что, я думаю, следует обратить внимание.
Множество дел тьмы
Во-вторых, хотелось бы обратить внимание на факт, что рассматриваемая этическая проблема далеко не ограничена лишь возведением мормонского храма. А как насчёт строительства клиники по абортам? Или мечети для мусульман? Или борделя в квартале красных фонарей? Как вы смотрите на строительство казино в северной Миннесоте? Вы ведь прекрасно знаете, что оно будет поглощать скудные сбережения множества малообеспеченных людей и постоянно отвлекать их внимание от здоровой, продуктивной жизни!
А как насчёт того, чтобы оборудовать комнату на чьём-нибудь чердаке, сэкономив на получении разрешения? Или помещение для заседаний руководства политической партии, приветствующей убийство нерождённых детей и гомосексуальное поведение? А как насчёт строительства бара и ночного клуба со стриптиз-шоу? Или поставок электрооборудования, мебели и прочих предметов интерьера для любого из этих проектов?
И этот список можно продолжать и продолжать. Итак, наш вопрос оказывается значительно сложнее и поводов задать его гораздо больше, чем кажется при первом взгляде на проблему.
Сопутствующее и намеренное зло
Также следует учитывать – в какой мере объект, над которым вы работаете, может не просто стать местом, где происходит зло, но быть специально для этого предназначенным. Это его цель. Зло здесь является не случайным или побочным, а намеренным, его неотъемлемым свойством. Но, конечно, мы вряд ли сможем отыскать строение, свободное ото зла. То есть, вы не можете построить нечто, где зло не произойдёт. Зло происходит повсюду, в любом месте под этим небом.
Итак, морально значимый вопрос, когда дело доходит до участия в строительстве объекта, заключается в том, является ли зло его предназначением, смыслом его существования.
Степень ответственности
Вот ещё один фактор, который следует учитывать: насколько человек, участвующий в создании чего-либо, осведомлён о нём в целом, знает его предназначение? Говоря иначе – что знает строитель, знает монтажник, знает поставщик о том, насколько непосредственно и существенно его работа влияет на строительство здания, которое он не одобряет?
Это не так уж и очевидно. Позвольте мне проиллюстрировать. Если вы работаете на оконной фабрике (у нас в Миннесоте, например, есть большая фабрика), то скорее всего даже не задумываетесь о том, что ваши окна могут устанавливаться и в мечетях, и в казино, и в клиниках для абортов и подобных местах. Эта мысль вам в голову просто не приходит, когда вы делаете окна. Ваша работа настолько удалена от практического применения её результатов, что их связь не имеет большого морального значения.
Ваше участие настолько опосредованно, что его моральная связь с конечным результатом определённого проекта очень мала. И ваше участие, заключающееся в работе на оконной фабрике, не следует рассматривать как моральное соучастие в достижении порочных целей строительного проекта, выходящих далеко за рамки вашей компетенции. Это в корне отличается от того, если бы вы непосредственно помогали строительству.
О чём вы осведомлены?
Весьма полезный, как я полагаю, в нашем вопросе принцип ясно изложен в Писании в 1 Коринфянам 10:27–28, хотя и кажется весьма далёким от строительной темы. Послушайте очень внимательно:
“Если кто из неверных позовёт вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести”.
Другими словами, если вы не осведомлены, что конкретная пища может вовлечь вас в участие в языческом ритуале, можете есть не задумываясь. Но если вы знаете об этом, вы, безусловно не будете её есть. Итак, будете вы есть или нет, зависит от того, что вы знаете о предназначении этой пищи.
Я полагаю, что этот принцип применим ко всему, имеющему отношение к ложным культам, деструктивными религиозным движениям или соответствующему образу жизни. Поэтому, если вы не знаете предназначения этого строения, вашей вины в добросовестном выполнении своей работы нет. Вы просто в меру своих сил делаете её во славу Христа. Но если вы знаете, что участвуете в пропаганде деструктивной религии или движения, то ваше участие вполне может быть неправильным. Я, безусловно, хочу призвать христиан – строителей, монтажников или подрядчиков – не участвовать в строительстве явно антихристианских объектов.
Стройте разумно
Итак, я заканчиваю там, где начал. В целом, я хочу призвать всех, имеющих отношение к строительному бизнесу, не участвовать в проектах возведения зданий, посвящённых антихристианским убеждениям и движениям. Но, осознавая, насколько сложными могут быть различные ситуации, нам следует быть очень осторожными и не осуждать попытки наших братьев принять библейски обоснованное и сознательное решение.
Автор — Джон Пайпер / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!