Во времена Нового Завета самаритян считали еретиками, которых следует избегать... но Иешуа рассказывает истории о них, прекрасно зная, как их воспринимают, и даже напрямую проповедует им, так что это шокирует Его учеников. Он также даёт ясно понять, что Его миссия направлена прежде всего к потерянным овцам дома Израилева. Можем ли мы извлечь из этих мест Писания какие-то уроки сегодня?
Как мы видим из 4-й главы Иоанна, евреи с самаритянами не были в хороших отношениях. В 9-м стихе женщина, с которой говорит Иешуа, спрашивает: “‘Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?’ Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.” Это ещё раз подчёркивается, когда ученики, возвратившись, обнаруживают, что Он говорит с ней, — и они шокированы. Почему? У самаритян был совершенно иной взгляд на исторические события. Они думали, что именно они — избранный народ, придерживающийся истинной Торы, и что это евреи сбились с пути. На самом деле, на иврите слово шомроним (самаритяне) означает “хранители”. У евреев и самаритян абсолютно противоположные версии истории, — и те, и другие верят, что правы именно они, а другая группа находится в очень серьёзном религиозном заблуждении.
Самаритянская версия событий
Самаритяне верят (до сего дня), что именно они являются истинными израильтянами, потомками Иосифа, и единственными, кто всё ещё верно следуют Торе. Они считают, что в результате изгнания в Вавилон евреи скомпрометировали свою веру и что-то добавили к Слову Божьему. Самаритяне не принимают книги пророков и исторические книги Библии, которые мы читаем сегодня. Они думают, что евреи ошибаются в своей одержимости Иерусалимом как духовным центром, и уверены в том, что Бог хочет, чтобы Ему поклонялись на горе Гаризим. Они думают, что евреи пошли на компромисс и исказили Слово Божье. Они считают себя истинными хранителями Божьего закона, данного Моисею на Синае.
Еврейская версия событий
С другой стороны, евреи считают, что это самаритяне ошибаются, и что они не настоящие потомки Израиля, а приведены из районов Ассирии и поселены на территории Израиля во время первого изгнания десяти колен Израиля, Северного Царства. В 4 Цар. 17:24-40 записано, что самаритяне были приведены в Израиль царём ассирийским в рамках его военной стратегии овладения народами региона, и что, поскольку они всё ещё поклонялись идолам, приходили львы и нападали на них до тех пор, пока они не попросили священников прийти к ним и научить их следовать Закону Моисея. Таким образом, группы языческих народов научились следовать Закону или Торе народа Израиля, но всё ещё придерживались некоторых своих старых обычаев и традиций. Евреи также верят, что именно эти люди, оставшиеся в земле Израиля, выступили против Неемии, когда он пытался восстановить Храм после возвращения из изгнания.
Эта вражда продолжалась из поколения в поколение, и каждый верил, что другая сторона находится в серьёзном грехе.
Что делает Иисус?
Конечно, если мы верим, что Библия истинна, тогда еврейский взгляд ближе к истине, чем самаритянская версия событий, потому, учитывая этот факт, сложно понять, как Иешуа общается с этой группой людей.
Иешуа лучше всех людей знает исторические события и истинное положение дел. В конце концов, Он и есть истина! Тем не менее, Он не спорит с самаритянкой об этих вещах в 4-й главе Евангелия от Иоанна. Он избегает этого спора, не избегая её как человека.
И Он предлагает ей то, чего жаждет её душа. Воду жизни. Принятие, прощение грехов и отношения любви с Мессией. Более того, Он признаёт хорошие стороны этой презираемой группы людей, обращая внимание на одного прокажённого, который вернулся, чтобы поблагодарить Его, и который был самаритянином (Лк. 17:16), и конечно же, рассказывая притчу о добром самаритянине (Лк. 10:25-37), в которой единственным, кто помог и оказал милость, был представитель этой еретической группы.
Иешуа не столько заботила корректировка людей, сколько их принятие и введение в Божье присутствие. Ведь именно в Божьем присутствии истина может пронзить наше сердце и преобразить нас.
Иногда нам кажется, что мы должны начать с согласованной версии событий, прежде чем пойдём дальше, но Иешуа с самого начала проявляет любовь. У евреев и палестинцев абсолютно разные версии истории, и Иешуа очень хорошо знает, что именно произошло. Но Он призывает нас уподобиться Ему и любить своих врагов, несмотря ни на что.
Евреи избраны и уникальны, но избраны именно для того, чтобы стать благословением всему миру. Это идея, которую Иешуа понимал очень хорошо. Он точно следовал плану Своего Отца, нисколько не отклоняясь от него. Он знал путь, которым должно распространяться Евангелие, и Он знал, как выполнить Свою миссию. Он знал, что Евангелие “во-первых, Иудею, потом и Еллину” (нееврею, Рим. 1:16), но Он также повелел Своим ученикам распространять Благую Весть “в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” (Деян. 1:8). Он никого не оставил за бортом. Благая Весть теперь для всех!
Хотя большая часть Израиля не следует за своим Мессией и не следует Его указанию молиться за своих врагов, мы можем стать в проломе и любить их от имени Израиля. Давайте молиться за тех, кто ненавидит Израиль, и также за израильтян, чтобы они открыли свои сердца для Мессии и смогли разделить Его абсолютную любовь ко всем народам.
Кто ваши “самаритяне”? Кто те люди, которые находятся в заблуждении и которых вы стараетесь избегать? Побуждает ли вас пример Иешуа быть добрыми к ним?
Источник — oneforisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!