В еврейском календаре помимо праздников, которые Бог заповедал Своему народу в Торе, есть те, которые празднуются в память о важнейших событиях, произошедших в народе и с народом в различные периоды его истории. И о них есть упоминание в Библии. Одним из таких праздников является Ханука. Упоминание об этом празднике встречается один раз в Новом Завете в евангелие от Иоанна 10 главе 22-м стихе:
«Настал же тогда в Иерусалиме [праздник] обновления, и была зима».
Еврейские библейские праздники интересны тем, что каждый из них рассказывает не только о событиях далекого прошлого, но устремлен в будущее. И каждый из них указывает на Мессию. И сегодня обращая внимание на эти праздники, мы можем по-настоящему переживать их суть и смысл.
Чем же интересна Ханука для нас, живущих в 21 веке?
Более подробно о событиях, происходивших в то время и послуживших появлению праздника Хануки, можно узнать из Маккавейских книг, не вошедших в основной канон Библии. Вкратце же дела обстояли таким образом. После возвращения из вавилонского пленения и восстановления Храма и стены Иерушалаима прошло чуть больше ста лет, и Александр Македонский захватил многие земли и страны, в том числе и земли Израиля. После его смерти Палестина оказалась под властью Антиоха IV Епифана (т.е. «великолепный»). В своей жестокости он раз и навсегда решил покончить с еврейской религией. Он велел установить в Иерусалимском Храме статую Зевса и приказал евреям поклоняться ей, а также публично объявил себя богом. Для евреев, чья жизнь была напрямую связана с Храмом, это было катастрофой. Ведь Храм был тем местом, которое определил Господь для того, чтобы каждый человек в отдельности и весь народ в целом мог встречаться с Богом, переживать Его присутствие, единение с Богом и друг с другом.
Но среди евреев нашлось достаточно много приверженцев нового модного течения. Их стали называть «эллинистами». Важно отметить, что евреи-эллинисты в течение почти полувека, являлись (под защитой иностранных войск) проводниками греческого влияния в среде своего народа; они строили гимнасии и устраивали оргии, поклонялись греческим богам и высмеивали как «безнадежных ретроградов» тех, кто продолжал следовать еврейской традиции.
Свои действия эллинисты умели хорошо обосновать теоретически. Они утверждали, что принятие греческих норм жизни откроет евреям путь в «семью народов мира»; что греческая цивилизация более прогрессивна и для евреев же будет лучше, если они станут частью эллинистической культуры – культуры «национальной» по форме и «всечеловеческой» по содержанию, объединявшей весь окрестный мир, дававшей своим последователям чувство «гражданина вселенной» и являвшейся для них «высшим достижением прогресса и цивилизации».
В то время в маленьком селении Модиин жил старый священник по имени Матитьяху Хасмоней. У него было пятеро сыновей, которых звали: Йоханам, Шимон, Йехуда, Элиазар и Йонатан. Однажды в их селение пришли солдаты императора и поставили статую Антиоха, приказав всем жителям селения поклоняться ему как Богу. Но Матитьяху и его сыновья не под¬чинились приказу, и все население этого поселка ушло в горы.
Так началось восстание против Антиоха. Скоро горстка не¬покорных храбрецов превратилась в настоящее народное войско. Через год после начала восстания старый Матитьяху умер, и предводителем повстанцев стал его сын Йехуда, которого народ прозвал Макаби – Молот. Через 3 года Йехуда Макаби полностью разгромил греческих оккупантов около Иерусалима и открыл дорогу к столице.
В 25-й день зимнего месяца кислев 1б4 года до н.э. Йехуда вступил в освобожденный Иерусалим. Евреи пришли в Храм, где вместо алтаря стояла статуя Зевса, и увидели, что все вокруг было разбито. Евреи выкинули идола из Храма и принялись за очистку и ремонт. Когда все было готово, в Храм внесли свитки Торы и другие священные предметы, необходимые для службы. Оставалось только зажечь храмовый светильник – менору, но в Храме не оказалось масла для меноры. Евреи нашли запечатанный священником кувшин, в котором масла хватило бы только на один день. Священники решили залить масло в менору, и произошло чудо: светильник горел всю ночь, и не погас. На следующий день он тоже горел и на третий, и на четвертый… И на восьмой день огонь не погас. И на праздник Хануку зажигают ханукию, в которой 9 свечей, а не 7, как в обычный меноре. В память о славной победе немногочисленной группы людей, которая осталась верной завету с Богом, над обученной многотысячной греческой армией, об освящении Храма и о чуде горения масла был установлен этот праздник.
В еврейских молитвенниках сохранился текст молитвы «Аль hа-нисим», которая читается в Хануку. Молитва эта была составлена в эпоху Хасмонеев, и она является фактически единственным текстом, позволяющим нам видеть, как евреи воспринимали Хануку в то время.
Вот текст этой молитвы:
«И мы благодарим Тебя, Господь, – за чудеса и за избавление, и за силу, и за спасение, и за войны, которые Ты вел, помогая отцам нашим в их дни, в это время года. В дни Матитьяhу, сына Йоханана-Первосвященника из семьи Хасмонеев, и его сыновей; когда встало злодейское царство греков на народ Твой, Израиль, намереваясь заставить евреев забыть Твою Тору и преступить Законы, данные Тобой; но Ты, в великой милости Своей, помог отцам нашим в дни беды их. Ты боролся их борьбой, судил их судом, мстил их местью, предал врагов их сильных в руки слабых, многих в руки немногих, нечистых в руки чистых, злодеев в руки праведников, злоумышленников в руки занимавшихся Торой Твоей. И этим создал Ты Себе Имя великое и святое в этом мире Твоем; и для народа Твоего Израиля сделал Ты спасение великое и избавление явное. И после всего этого пришли дети Твои в пределы дома Твоего, и осмотрели Храм Твой, и очистили Святилище Твое, и зажгли Светильник в месте Святости Твоей, и установили эти восемь дней Хануки, чтобы благодарить Тебя и прославлять Имя Твое великое».
Рассматривая события, предшествовавшие Хануке и сам этот праздник сегодня, мы можем извлечь для себя очень важные уроки. Время, в которое мы живем, предлагает нам, как верующим, очень много компромиссов. Незаметно место поклонения Богу в храме, которым является каждый из нас, может стать местом поклонения идолам – в первую очередь своему «я». И сегодня каждому, кто считает себя состоящим в завете с Богом Израиля, важно позволить свету Божьему, свету Мессии просветить всякую тьму в нашей душе, чтобы пришло настоящее обновление и освящение, отделение от этого мира для Бога, как в жизни отдельного человека, так и во всем Теле Мессии.
«Опять говорил Иешуа к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Йоханан – От Иоанна 8:12)
И как в то время Ханука предвещала первый приход Мессии и духовное чудо, так и сегодня ханукальное обновление и освящение дома Божьего, которым являемся мы с вами, остается одним из условий возвращения Мессии во славе.
Последнее: 26.07. Спасибо!