Ханука: Почему Иисус праздновал праздник обновления?

Ханука: Почему Иисус праздновал праздник обновления?

Ежегодно в конце года в англоязычном мире кто-то начинает спор о том, как правильно произносить название этого радостного праздника — Hanukkah или Chanuka? Или даже Channukah? Чтобы ещё усложнить задачу, мы называем этот праздник праздником света или праздником обновления. Но почему?

Давайте внимательнее посмотрим на историю Хануки, чтобы лучше понять её послание света и посвящения.

История Хануки

Были ли в вашей жизни моменты, когда вы думали, что Бог, несомненно, безмолвен и далёк? Позже вы понимали, что Он просто действовал за кулисами. Более того, Он делал это так, как вы даже не могли ожидать.

Именно так христиане часто рассматривают Хануку. Она произошла менее чем за 200 лет до рождения Иешуа, между временами Малахии и Иоанна Крестителя. Этот 400-летний период в традиционной библейской истории часто называют «годами молчания».

Но Бог редко молчит, и Он действовал за кулисами.

История Хануки не записана в каноне Писания (в книге, которую мы называем Библией). По своей сути это праздник отмены греческого влияния на еврейскую жизнь и возвращения к Божьим правилам жизни и поклонения. Одним словом, это обновление посвящения. Первая Маккавейская Книга в Апокрифах повествует о еврейских ревнителях, страстно любивших Тору. Они следовали путям Господа и больше не могли идти на компромисс с гнетущим греческим влиянием идолопоклонства.

После многих лет войны, уступая в численности, евреи одержали великую военную победу. Они изгнали иноземных захватчиков как физически, так и духовно. Прежде всего, отвоевав свободу, они обратили свой взгляд на осквернённый Храм. Необходимо было кое-что сделать, чтобы сплотить и перефокусировать народ на поклонение единому истинному Богу, как было установлено Моисеем.

Восстановление Храма

Храм нуждался в очищении и восстановлении. Талмуд сообщает нам, что большая золотая менора с семью лампадами была найдена и возвращена на место. Однако найденного для неё специального масла хватало всего на один день. Процесс изготовления этого священного масла длился неделю. Вначале оливки били (не под прессом), а затем давали им постоять, чтобы масло стекало естественным образом.

Вместо того, чтобы оставаться в темноте, было принято решение исполнить заповедь с тем, что у них было. Они последовали заповеди Моисея, даже при том, что у них оставалось масла всего на один день.

«И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время» (Исход 27:20).

Они взяли масло и зажгли все фитили меноры. Тем не менее, день за днём масло в светильнике чудесным образом продолжало ярко гореть. Его хватило до восьмого дня, когда было готово новое масло. Это чудо Хануки. Также называемая праздником света или праздником обновления, Ханука говорит нам о Боге, Который берёт то малое, что у нас есть, и умножает его.

Возможно, это именно тот Бог, Которого вы познали. Он Тот, Кто любит реагировать на непреодолимые трудности. Он любит страстную преданность тех, кто следует за Ним. И Он Тот, Кто умножает то малое, что мы предлагаем Ему, в то, чего будет достаточно целому народу.

Праздник огней

Сегодня Ханука празднуется с особенной менорой с девятью подсвечниками вместо обычных семи. Праздник сопровождается подарками, декорациями, сладкими десертами и играми. Всё это для того, чтобы вспомнить великое чудо, которое совершил Бог в эти восемь дней и ночей.

Ханука — это также праздник, в который не требуется Шаббат, то есть полный отдых. Это контрастирует с Песахом и другими библейскими праздниками, в которые Писание предписывает Шаббат. Вне зависимости от того, в какой день выпадает Ханука, она просто призывает к празднованию.

Это время для того, чтобы побыть с семьёй, вспомнить Божье освобождение Израиля во время нужды. Это время радостных песен и молитв. Это не просто однодневный праздник, он длится целых восемь дней. Большая часть празднования сосредоточена вокруг ежевечернего зажигания  ханукальной меноры с девятью подсвечниками под названием ханукия.

Наконец мы подошли к значению ханукальных свечей. Этих свечей восемь, на каждый день праздника. И, кроме того, есть ещё одна специальная свеча. Часто её размещают выше остальных. Нередко ставят прямо посредине подсвечника. Эта уникальная свеча играет особую роль, её называют шамаш, что значит служка.

Традиционно шамаш выполняет исключительную функцию — он зажигает все остальные свечи ханукии. Вместо того, чтобы зажигать с помощью спички каждую свечу, в поднятом положении зажигают только служку. А затем используют горящую свечу-служку, чтобы зажечь остальные свечи. В каждый вечер празднования зажигается очередная новая свеча.

Праздник обновления

Вы можете представить себе волнение и праздничную атмосферу, которая царила в первом веке в земле Израиля, когда в Иерусалиме стоял Храм. Даже Иешуа пришёл на празднование праздника обновления. Это было время воспоминания победы праведного священника-освободителя. В контексте другой оккупации, на этот раз римской, к Иисусу подошли Иудеи и сказали: «Если Ты Христос (Мессия), скажи нам прямо» (Иоанна 10:24).

В шестой главе Евангелия от Иоанна рассказывается об умножении нескольких хлебов и рыбы, которыми были накормлены 5 тысяч человек. А в восьмой главе Иешуа провозглашает Себя «Светом миру». И вот мы в десятой главе, во время Хануки. Многие видели связь, потому они спросили Его прямо:

«Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо» (Иоанна 10:22-24).

Его ответ выходил за рамки всех их ожиданий. Они ожидали спасение от земных проблем у земного избавителя. Иисус же говорил им о вечной жизни и о том, чтобы не быть похищенным из руки Отца. И затем Он провозгласил: «Я и Отец — одно» (Иоанна 10:30).

Он был Избавителем, которого они ожидали, но для жизни, которая выходит далеко за пределы земных проблем. Хотя мы полностью погружены в этот мир, есть другой мир, частью которого мы являемся. Иисус праздновал освящение Храма вместе с Израилем.

Обратите внимание, что Иоанн называет это праздником обновления, а не праздником света. Я не считаю, что второй вариант неверный, но, возможно, нам следует сосредоточить своё внимание на «обновлении».

Празднование вместе с Иешуа (Иисусом)

Иисус призывал вернуться к Богу. В день празднования возвращения к Торе Он говорил о знании Своих овец и следовании за Его голосом. С самого начала «праздник обновления» — это время обновления посвящения Богу.

Это можно отнести к обновлению посвящения Храма во время Маккавейского восстания. Но это восстание началось из-за посвящения Торе и Богу Израиля. Бог любит отвечать тем, кто находит время, чтобы посвятить себя Его путям и обновить это посвящение, независимо от цены.

Обязаны ли христиане праздновать еврейскую военную победу? Должны ли они фокусироваться на празднике, который не входит в канон Писания и произошёл в «годы молчания»? Ответ «нет». Вы не обязаны этого делать. Но вам стоит!

Помимо того факта, что для Иешуа было достаточно важно присоединиться к празднованию, это прекрасное время для размышлений о происхождении этого праздника. Посвятите себя Богу и Его путям.

Когда мы это делаем, мы часто можем обнаружить, что Бог только кажется безмолвным и далёким. Но в реальности Он очень близко и готовит нас к умножению. И приближается время, когда Его Шамаш — Его Слуга — снова зажжёт Его свет в нашей жизни.

Автор — Даг Херши / firmisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!