Был ли гроб Иисуса из Назарета найден пустым после Его распятия? Если нет, то тогда христианство является величайшей ложью в истории. Апостол Павел говорит: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15:17). Хотя историчность пустого гроба сама по себе и не является доказательством воскресения, всё же она играет важную роль.
На что указывают доказательства?
1. Вера в пустой гроб возникает раньше, чем Евангелия и даже послания Павла.
В 1 Кор. 15:3-7 Павел излагает самый ранний символ веры из известных в христианской церкви:
Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам
Употребление слов «принял» и «преподал» говорит о том, что Павел следовал традиции устной передачи. Он написал это своё послание в середине 50-х годов. Несмотря на это, его символ веры датируется более ранним периодом. Если Иисус умер в возрасте около 30 лет, то этот символ веры может датироваться, самое большее, 25 годами после смерти Иисуса. Более того, это хорошее доказательство того, что Павел получил этот символ веры от лидеров церкви в Иерусалиме в 30-х гг, и эта передача записана в послании Галатам 1:18-20. Много известных историков-исследователей Нового Завета, такие как Барт Эрман, Деймс Данн и Герд Людеманн датируют этот символ веры временем от двух до пяти лет после смерти Иисуса. Герд Людеманн говорит: «элементы этой традиции должны быть датированы двумя годами после распятия Иисуса… По крайней мере, не позднее трёх лет после распятия… Формирование традиции упомянутой в 1 Кор. 15:3-8 приходится на промежуток между 30-33 годами».
На протяжении 3-х лет после смерти Иисуса, в ранней церкви существовал символ веры, утверждающий телесное воскресение Иисуса из мёртвых. А телесного воскресения без пустого гроба быть не может.
2. Тело Иисуса было похоронено в Иерусалиме.
Что из этого вытекает? Что это нам даёт? Подумайте о том, откуда пошло христианство – из Иерусалима.
Ученики пошли и проповедовали весть о воскресшем Иисусе в том же городе, где Иисус был публично распят и погребён. Можно было бы легко и просто на корню задавить это движение взбунтовавшихся рыбаков — пойти к могиле Иисуса, извлечь Его тело и уличить Его учеников во лжи. Эти новые последователи Иисуса были поперёк горла и римлянам, и иудеям, и если бы только гроб не был пуст, то для них не было бы ничего проще, чем предъявить останки Иисуса, тем самым погасив христианское движение.
Но этого не произошло. Тело Иисуса никогда не извлекалось из гроба в попытке подавить движение последователей Иисуса, как не существовало и никаких контраргументов, утверждающих, что тело всё еще находилось в могиле.
3. Первыми, кто обнаружил, что гроб Иисуса пуст, были женщины.
Для того, чтобы в полной мере оценить этот факт, давайте посмотрим, как относились к женщинам в Палестине в 1 столетии.
«Да не будет принято свидетельство женщин из-за их легкомыслия и дерзости, и да не будет принято свидетельство рабов из-за низменности их душ, ибо они, вероятнее всего, не станут свидетельствовать правдиво либо в надежде извлечь выгоду, либо из-за страха перед наказанием.» (Йосиф Флавий)
Любое свидетельство, данное женщиной, силы не имеет. Оно весит столько же, сколько показания разбойника. (Талмуд)
Пусть сгорят слова Закона, но не будут переданы женщинам. (Талмуд)
Грубые слова. В Палестине 1-го столетия явно не праздновали Международный Женский День!
Женщины не признавались надёжными свидетелями. Они воспринимались как интеллектуально и морально неполноценные. Почему же тогда авторы Евангелия указали, что первыми очевидцами опустевшего гроба и воскресения Христа были женщины? Если бы им нужно было придать своему посланию большей основательности, то они могли бы указать Петра и Иоанна, либо других известных учеников в качестве первых очевидцев. Любой из учеников был бы лучшим вариантом, чем женщины! Почему же они всё-таки говорят, что первыми свидетелями были женщины? Потому что намеревались записать историю исключительно правдиво.
Фактор смущения — это один из стандартов, используемых историками для оценки исторической достоверности записанного события. Если автор включает в повествование смущающий факт, способный навредить делу, то слишком маловероятно, что история выдуманная. Тот факт, что авторы Евангелия включили в историю «смущающую» деталь, что первыми очевидцами пустого гроба были женщины, свидетельствует о том, что повествование о пустом гробе не могло быть сфабриковано.
4. Иудеи жаловались, что ученики украли тело.
В Матфея 28:11-15 сказано:
Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.
Зачем евреям распускать слухи, что тело Иисуса было украдено учениками, если гроб не был пуст? Зачем автор Евангелия от Матфея говорил о том, что ходили такие слухи, если бы он знал, что гроб Иисуса не был пуст?
Во втором столетии Иустин Мученик писал, что такая версия продолжала бытовать и в его время: «Его ученики ночью украли Его из гроба, где Он был положен, когда сняли Его с креста, и теперь обманывают людей, утверждая, что Он воскрес из мёртвых и вознёсся на небеса» (Диалог с Трифоном). Тертуллиан в 200 гг. также подтвердил эту идею: «Это Тот, которого ученики Его тайно украли, чтобы можно было сказать, что Он воскрес» (De Spectaculis).
Итак, не было бы нужды распространять идею о том, что ученики украли тело Иисуса из гроба, если бы гроб не был пуст!
Из приведённых доказательств мы можем с относительной уверенностью установить, что гроб Иисуса был найден пустым через три дня после Его распятия группой женщин из числа его последователей. Опять-таки, это не довод в пользу Его воскресения, но это важное звено в цепи доказательств, которые наилучшим образом поясняются воскресением. На этом и остановимся. Если авторы Евангелия точны в деталях, описывая пустой гроб, то может быть стоит воспринимать их серьёзно и в остальном.
Автор - Пол Рецкалла / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Вельшинская для ieshua.org
Пол Рецкалла — кандидат философских наук в университете Флориды, посещает церковь Four Oaks Community в Таллахасси. Имеет степень магистра по философии и этике в университете Бирмингема, Англия, и магистра теологии в университете Св. Иоанна в Нью Йорке.
Последнее: 26.07. Спасибо!