В недавней статье мы рассматривали, как желания нашего сердца предшествуют тому, что переполняет нашу жизнь. Даже наши уста просто озвучивают то, что уже задумано нашим сердцем. Это важная истина, выводы из которой заслуживают тщательного рассмотрения. И здесь нет проблемы для Бога. Потому что, прежде чем мы что-то делаем или говорим, Он уже знает наши мысли. Однако, по крайней мере, это то, что хочет узнать одна наша слушательница. Сегодняшний вопрос краток, его задала наша слушательница Джоан: «Пастор Джон, может ли Бог читать наши мысли?»
Короткий ответ – да, но что, по-моему, действительно важно, так это выводы из ответа, а их много, и они действительно значимы. Я сомневаюсь, что Джоан, задавая нам этот вопрос, хотела, чтобы я дал односложный ответ и перешёл к следующему вопросу. Она, наверное, хотела бы знать: Почему ты так говоришь? На чём основывается утверждение, что Бог знает наши мысли? И что этот факт меняет в наших жизнях? Давайте поступим так: сначала объясним, что это – правда, а затем приведём с полдюжины удивительных (по моему мнению) следствий этой истины.
Проникая в каждую мысль
Псалом 138:2,4,23: «Ты знаешь [псалмопевец обращается к Богу], когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. … Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. … Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои». Или Псалом 18:15: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего» – вот фраза: «помышление сердца моего» – «благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!».
Также есть многочисленные тексты о том, что Бог испытывает и видит сердце и разум, как, например, Псалом 7:10: «Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!» Или Псалом 25:2: «Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое». Или Иеремия 17:10: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности…» Или Иеремия 20:12: «Господи сил! Ты испытываешь праведного и видишь внутренность и сердце…»
То же самое есть и в Новом Завете. Это говорит о том, что Бог исследует сердце. Откровение 2:23: «…и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности…» Понятие того, что Бог различает намерения сердца, описывается в Евреям 4:12: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные».
На последнем суде Бог примет во внимание тайны сердца, Павел говорит в Римлянам 2:16: «в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа». Неоднократно мы читаем, что Бог знает сердце и его помышления. 1 Коринфянам 3:20: «…Господь знает умствования мудрецов, что они суетны». Он знает сердца всех людей. Деяния 1:24–25: Апостолы молились: «…Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда…». Бог – Великий Сердцеведец, знающий наш разум.
Иисус во время Своего служения часто порицал фарисеев и книжников именно потому, что они притворялись снаружи теми, кем, на самом деле, не были. И Иисус знал это; Он знал, что у них внутри. Матфея 23:25–26: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». Или, как Иоанн резюмировал это в Иоанна 2:25: «[Иисус] не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке».
Шесть важных выводов
Итак, Библия многократно утверждает, что Бог знает наши мысли. Он знает наши чувства. Он знает наше отношение, наши склонности и решения ещё до того, как они проявятся внешне. А теперь самое интересное. Некоторые из нас могут подумать: «Ну, это так очевидно. Естественно, Он – Бог. Конечно, Он знает всё». А затем мы просто переходим к следующему вопросу вместо того, чтобы размышлять о следствиях того, что многие из нас просто считают данностью, потому что это – то, что делает Бог, а Он знает всё. Но позвольте мне разъяснить некоторые следствия, чтобы мы, в некоторой мере, почувствовали Божию славу и поняли важность вопроса.
1. Бог освящает нас изнутри.
Великое Божие дело освящения – то есть обновление нашего существа по образу Божиему – происходит, главным образом, изнутри наружу. Вот как это делает Бог. Это работа Духа в наших сердцах. Павел молится: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фессалоникийцам 5:23).
Теперь, если Он собирается изменить взгляды и склонности Джона Пайпера, чтобы они больше соответствовали Христу, Ему нужно увидеть, что нужно изменить. Он должен знать моё сердце, если собирается работать над ним. Великий Врач не делает операцию на сердце с завязанными глазами; Он видит, над чем Он работает. Он видит мою гордость, мою жадность, мой страх, мою похоть, мой гнев и все склонности и потенциальные решения, которые вытекают из них. Он делает Свою освящающую операцию изнутри наружу. Он был бы плохим хирургом, если бы не видел рак, над которым работал.
2. Бог может положить охрану устам нашим.
Вдобавок к этой внутренней трансформирующей хирургии, есть ещё один способ, которым Бог ограничивает зло в нашей жизни. Псалмопевец молится в Псалме 140:3: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих». Помимо непосредственного воздействия на сердце, чтобы освятить нас, Бог также может положить охрану устам нашим, чтобы внутренняя мысль или эмоция не выражались и не причиняли вреда большему количеству людей. Но Бог не мог бы этого сделать, если бы не знал мысль, которая вот-вот должна выйти из моих уст. «Я вижу, что грядёт. Я не позволю ему сказать это. Он – моё дитя».
Бог мог бы изменить это глубоко в моём сердце, но по Своим собственным причинам Он освящает меня разными способами, и один из способов таков: «Я вижу, как приходит эта мысль. Я избавлю его от многих проблем на этом собрании старейшин или на этой проповеди, не дав этой мысли сорваться с его уст».
3. Бог различает добрые и злые мотивы.
Если бы Бог не видел скрытые мотивы, Он не мог бы различать добро и зло. Многие внешне добрые дела являются лицемерием, потому что внутри много злых намерений. Бог не лучше нас разбирался бы в людях, если бы не видел их сердец. Он мог бы назвать фарисея благочестивым, хотя, на самом деле, тот подобен окрашенному гробу. Всякое поведение оценивается исходя из его мотивов. Бог не мог бы оценить добродетель; Он не мог бы отличить правильное от неправильного, хорошее от плохого, если бы не знал сердец.
4. Бог принимает безмолвное поклонение.
Бог не мог бы принимать поклонение от парализованных людей – полностью парализованных, – если бы Он не видел их сердец. Я думаю о человеке, который утратил все внешние способности к общению, но чьи разум и сердце сознательны, бодры и полны веры и поклонения. Если бы Бог не знал мыслей, Он не мог бы принимать поклонение от такого святого, парализованного святого. Но Бог не отвернётся от такого поклонения. Он видит сердце и радуется этой удивительной вере.
5. Бог слышит безмолвную молитву.
Это же касается и молитвы. Если бы Бог не знал мыслей и чувств разума и сердца, то Он не слышал бы молитвы тех, кто не может издать звук своими устами по какой бы то ни было причине – вольно или невольно. Когда Давид молился: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» (Псалом 18:15), – он говорил: «Да будут благоугодны молитвы мои». То же самое является правдой: «Да будут благоугодны молитвы сердца моего, Господи».
6. Божии планы всегда в силе.
Это может быть самым удивительным. Бог не мог бы править миром, если бы не знал мыслей и намерений сердца. Представьте это. Если бы восемь миллиардов человек удивляли Бога каждую минуту каждого дня, внезапно обращая свои неизвестные мысли в действие – и Бог сказал бы: «Вау! Я не предвидел этого» – заставая Бога врасплох, потому что Он не знал мысль или эмоцию, которая была готова выйти из их уст – потому что она была только в их сердце, – тогда Бог не мог бы управлять миром с какой-либо видимостью уверенности. Он бы бесконечно – миллиарды раз в день – играл в догонялки, перестраивая Свои планы.
Если бы Бог не знал о том, что вот-вот произойдёт с устами, руками и ногами восьми миллиардов человек, Он бы не знал, что бы происходило в каждый момент времени в каждой точке земного шара. Но в Притчах 19:21 говорится: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом». Бог знает планы ума, и в Своей суверенной мудрости Он следит за тем, чтобы всё шло согласно Его совершенно мудрому плану.
Итак, да, Джоан, Бог читает и знает наши мысли, и последствия этого колоссальны.
Автор — Джон Пайпер / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Илья Дубинин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!