В тот июньский день я стояла на возвышении, облачённая в чёрную мантию и шапочку. Мне было 18, ленточки развевались на ветру, пока я произносила свою торжественную выпускную школьную речь: «Не спешить за рулем. Наслаждаться путешествием. Верить в свою красоту. Идти смело по жизни».
Два месяца спустя, в августе, я переехала в общежитие для первокурсников. А ещё через три дня умер мой отец.
После похорон я отключила свой мини-холодильник. Протопала через университетский двор к офису администратора, сдала талоны на питание, и отчислилась. Сняла своё чистое новенькое постельное бельё, неуклюже обняла соседок по комнате. По дороге домой, и в последующие месяцы, я всё думала и думала о своём будущем: моих мечтах, моём предназначении, моём направлении. Я грозила кулаком в сторону Бога, изо всех сил барабанила по небесным вратам, но, самое ужасное – Бог какое-то время просто молчал.
Если вы понимаете, о чём я, если и вы оказались на распутье, то присядьте на минуточку. Послушайте, что я знаю про ощущение, будто Бог где-то очень далеко.
Нужно понять, что не происходит ничего из ряда вон выходящего.
Клайв Льюис совершенно невозмутимо высказал удивительную мысль: наши колеблющиеся чувства о Боге – это единственная постоянная величина нашей веры. Он назвал этот парадокс «Законом волнообразного чередования». Если вкратце, то «волнообразное чередование» — это колебания в жизни христианина от сладостных моментов «причастия и общения с Ним» до «пустоты и онемения души».
В «Письмах Баламута» Льюис пишет, что Бог «рано или поздно отведет их от Своей поддержки и Своего наставничества, если и не в действительности, то в их представлении. Он вынуждает Свои создания встать на собственные ноги и с помощью одной лишь воли исполнять обязанности, потерявшие всю свою привлекательность».
Волнообразные ощущения заставляют нас выйти за пределы своих возможностей – и подняться над своими обстоятельствами – и согласиться, что Бог – благ и внимателен к нам, даже если жизнь на данный момент выглядит как обратное.
Полюбите скучные занятия
Искушение современного человека – найти себе занятие, чтобы скоротать время и отвлечься от грустных мыслей. Мы абсолютно разучились ждать, наслаждаться тишиной, жаждать Бога. Намного лучше у нас получается заполнять паузы с помощью Twitter, Pinterest и Netflix.
Но Бог хочет от нас чего-то другого: пребывать в ожидании, не утолять свой голод. Практиковать надежду, как говорит Павел, ожидать в терпении и не упускать из виду обещания, которым ещё суждено сбыться (Рим. 8:24-25).
Отыщите себе спокойное место, где вы могли бы вспоминать о том, на что вы надеетесь. После смерти отца я поняла, что мне помогают одинокие велосипедные прогулки и работа в местной аптеке, где мне надо было терпеливо и внимательно отсчитывать таблетки по рецептам. Конечно, духовным опытом это вряд ли назовёшь, но я вам скажу так: это мне помогло создать для себя атмосферу драгоценного затишья, во время которого Бог стал говорить со мной.
Скажите Богу, что вы думаете
Прямолинейность тут вполне к месту. Великий пророк Илия однажды даже просил себе смерти. «Довольно уже, Господи, возьми душу мою» (3-я Царств 19:4). Его откровенность вовсе не аномалия: во многих псалмах есть намёки на ту же самую мысль, и Бога дёргают всё по то той же причине: почему Ты не ответил раньше? Или ответил не так, как мы надеялись?
На первый взгляд кажется, что вопросы звучат нагловато, но, если посмотреть в корень, то их суть в другом: все они взывают к благому характеру Бога. Это искреннее непонимание кажущегося несоответствия между словами Бога и Его действиями – или недостатка действий, которого у Него в принципе не должно быть.
Не требуйте себе «горящих кустов»
Конечно, Бог знает, как использовать пиротехнику, но наши тёрки с Богом не всегда так феерично-театральны. Когда мы стучим, просим и ищем, Бог не всегда отвечает на нашем уровне громкости.
Бог чтит и часто поднимает тех, кто верно и спокойно ждёт ответа от Него, и более того: Он Сам часто приходит в тишине. Когда Бог велит Илии ожидать Его на горе, то мы становимся свидетелями воистину замечательного события: Бог являет Себя совсем не так, как мы думаем. Он не появляется с громом и молниями, или землетрясением или огнём. Илия не может разобрать слов Бога во всём этом. Но Бог нежно шепчет ему, и Илия закрывает лицо, потому что божественность происходящего слишком велика для того, чтобы спокойно взирать на это.
А что, если Бог хочет встретиться с нами там, где мы меньше всего этого ожидаем?
Продолжайте идти
Иногда мы путаем ожидание ответа от Бога с выдачей подробных инструкций.
Поймите меня правильно, конечно, Бог может выдать их, и в прошлом такие случаи бывали. Просто Он не обещал, что будет давать их каждый раз.
Очень хочется скрестить руки и потребовать, чтобы именно в этой ситуации или период нашей жизни Бог сделал так, чтобы мы Его «как-то почувствовали». Мы ставим условие, что не сдвинемся с места, пока не получим понятный ответ. Но в таком случае выходит, что мы не полностью доверяем Его слову, особенно книгам мудрости, Притчам, где чёрным по белому записаны намёки на то, как выйти из подобных ситуаций, если/пока голос Бога звучит для нас отдалённо и неясно? Его слова, выражаясь поэтическим языком, есть светильник для ног наших (Псалом 118:105).
Иногда мы ждём на одном месте, а иногда ждём во время движения. Ищем библейских советов, упорно молимся, и, когда наступает нужное время, уверенно двигаемся вперёд. Мы можем быть спокойны: Он будет с нами, потому что Он обещал быть с нами. И мы можем не сомневаться в том, что Он окружает нас Своим присутствием и сражается за нас независимо от того, чувствуем ли мы это или нет.
Ребекка Рене Джоунз / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!