Что имел в виду Иисус, когда сказал: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте»?

Что имел в виду Иисус, когда сказал: "Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте"?

Учил ли Иисус следовать раввинистической традиции? Разве Он сам не говорил слушать раввинов и исполнять их законы в Матфея 23:2-3, где сказано: «...на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте»?

Всеобъемлющая и исчерпывающая теология, основанная на одном стихе, вырванном из контекста, лишена мудрости. В данном отрывке Иешуа говорит с народом ещё до заключения Нового Завета. В конце концов, если Он желал от нас следования за раввинами (фарисеями и книжниками), почему нигде больше ни в евангелиях, ни в посланиях апостолов об этом не говорится? Сам Иешуа живёт по-другому: например, Он не омывает руки так, как этого требовала традиция периода Второго Храма (Мат. 15:1-9). В другом месте он открыто заявляет: «...хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?» (Марк 7:9).

Мысль о том, что Бог ненавидит религиозные традиции, придуманные человеком, чтобы добиться Его расположения, не нова. Мы видим это на протяжении всей Библии. Например, пророк Исайя пишет:

«И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет» (Ис. 29:13-14).

Поэтому, даже если Иешуа говорит в одном стихе, что мы должны слушаться раввинов, Он забывает сообщить нам, какое из раввинистических течений выбрать (например, школу Шамая или школу Гилеля), так как они представляли противоположные толкования Закона в Его время. Более того, призыв Иешуа следовать за раввинами был бы в прямой конфронтации с пророками и даже Его собственным учением в той же самой главе, как мы увидим!

farisei2

Так о чем же говорит Иешуа в этом стихе? Действительно ли «Моисеево седалище» означает авторитет раввинов, как многие утверждают? Нет! Скорее, под «Моисеевым седалищем» понималось фактическое место в синагоге, где читались Писания.

Давайте представим, что мы живем в Израиле в период Второго Храма. У нас нет личных экземпляров Еврейской Библии, книжных магазинов или интернета. Где, в таком случае, мы, евреи, живущие в период Второго Храма, можем услышать еврейские тексты? Только в синагоге. Именно там, с «Моисеева седалища» читались отрывки из Писаний. Подтверждением этому может служить деревня к северу от Галилейского моря под названием Хоразин.

Там в одной из древних синагог четвёртого века археологами было обнаружено так называемое «Моисеево седалище» — стул, с которого вслух читались свитки еврейских Писаний. Несмотря на то, что эта надпись относится к более позднему периоду, можно с высокой степенью уверенности предположить, что эта традиция не возникла внезапно из ниоткуда в четвёртом веке. Эту мысль также подтвердили на кафедре изучения Талмуда в Университете Бар-Илан.

Когда Иешуа говорил народу Израиля слушать книжников и фарисеев, читающих Тору с «Моисеева седалища», Он ссылался на него в буквальном смысле слова. Почему для Иешуа было так важно, чтобы люди слушали Писания? Иешуа знал, что все они указывали на Него: «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин. 5:46). «Моисеево седалище» в синагоге было единственным местом, где еврей, живший в период Второго Храма мог услышать свидетельство Моисея и Пророков, указывающее на Мессию: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте» (Втор. 18:15). Иешуа хотел, чтобы народ Израиля слушал Моисея, потому что Моисей указывал на Него (Мф. 19:16-21). Мессия – это цель Торы в общем и Закона в частности.

Без контекста никуда. Выше было сказано, что Иешуа противоречил бы сам себе, если бы Он действительно хотел, чтобы мы слушали раввинов (фарисеев и книжников). В той же самой главе (Мф. 23) Он называет их «лицемерами» (23:13), «слепыми вождями» (23:16), «безумными и слепыми» (23:17), «исполненными лицемерия и беззакония» (23:28), «змиями» и «порождениями ехидниными» (23:33) и «убийцами» (23:35). Действительно ли мы полагаем, что Иешуа говорит нам следовать за ними? Он ясно заявляет, что они чтут человеческие традиции больше слова Бога! (Мф. 15:9, цитата из Ис. 29:13).

Pharisees Mock Jesus

Сказав «по делам же их не поступайте», Он имел в виду те человеческие традиции, которые они провозглашали во имя Бога (позже названные «Устным Законом»). Уж если на то пошло, следовало бы ссылаться на всю 23 главу Евангелия от Матфея, как на пример того, что Иешуа выступал против религии и традиций, придуманных человеком с целью приблизиться к Богу. Смешно было бы предположить, что Иешуа учит нас следовать им! Будь так, мы бы оказались перед еще большей дилеммой, так как Талмуд находится с ним в прямой конфронтации. Он не только называет Иешуа ложным пророком, но и рассказывает о том, что, когда Онкелос, якобы, при помощи магии вызвал дух Иешуа, чтобы спросить Его о Его судьбе после смерти, Иешуа ответил ему, что Он горит в Аду «в кипящих фекалиях» (Гиттин, 57). Нет никакого смысла в том, чтобы Иешуа призывал нас следовать за такими учениями или доверять им!

Более того, в призыве Иешуа жить, следуя традициям, существует концептуальная проблема. Он говорил с предельной точностью: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. … Дух животворит; плоть [дела человеческие или традиции] не пользует нимало» (Ин. 3:6, 6:63). Если мы будем поклоняться и служить Богу в Духе, нет никакой возможности примириться с Ним или быть угодными Ему посредством человеческих традиций. Ибо, «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Несмотря на то, что нет ничего плохого в том, чтобы носить круглый кусок ткани на голове (кипа или ермолка), оборачивать наши руки куском кожи мертвого животного (накладывание тфилина) или отделять мясное от молочного (раввинистический кашрут), эти действия не могут изменить наших сердец, помочь нам выслужиться перед Богом или больше любить людей. Наряду с поеданием фалафеля, молитвами за мир в Иерусалиме или пением Атиквы на иврите современный иудаизм устремляется к раввинистическим традициям как к способу угодить Богу и приобрести праведность в Его глазах. Эти традиции вымещают Иешуа – того, кто оправдывает нас перед Богом — с Его Богом данного Ему места.

Поэтому, для нас, еврейских верующих, обязательное подчинение раввинистическим традициям отражает не веру наших отцов, а отвержение Иешуа, нашего Мессии. Религиозное следование верующих законам и раввинистическим традициям не только упускает из виду цель Торы, но и вводит в заблуждение других верующих и неверующих в Бога людей. Следуя человеческим традициям, мы не можем повысить уровень нашего еврейства или приблизиться к Богу. Если мы думаем наоборот, то мы смотрим на Благую Весть и Тору глазами раввинистического иудаизма, а не глазами Иешуа. Именно поэтому Павел обращался к евреям и язычникам из Галатии с вопросом: «Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Гал. 3:3). Они, как и иудейские мудрецы, не понимали назначения Закона.

Автор — Эйтан Бар / oneforisrael.org
Перевод — Катерина Пресман для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!