Бог — Бог справедливости. Везде, где бедных используют в своих интересах, где плохо обращаются с пленными и где злоупотребляют властью, Божий народ должен присутствовать, воплощая руки и ноги Иисуса, исправляя несправедливость.
Исторически сложилось так, что христиане часто слишком благодушно относились к подобной несправедливости, будучи более заинтересованными в сохранении статуса-кво, чем в отстаивании революционной сущности Царствия Божьего. Церкви необходимо покаяться в этой апатии и посвятить свою жизнь подвижническим усилиям, примерами которых служат Дороти Дэй, доктор Мартин Лютер Кинг-младший и мать Тереза, чьи христианские принципы были воплощены в жизнь настолько мощно, что привели к взрывным изменениям в обществе.
Однако иногда христианский призыв к радикальным действиям может быть неправильно использован, злоупотреблен или даже опорочен людьми, которые просто используют его как предлог делать все, что они хотят, с туманным библейским оправданием. Это видно, когда некоторые христиане воспринимают слова 1 Иоанна «Не удивляйтесь, братья мои и сестры, если мир возненавидит вас» в том смысле, что мир должен ненавидеть христиан, что христиане должны активно искать причины для ненависти, а если их не ненавидят, значит, они делают что-то не так.
То, что Иисус очистил храм, стало очень популярным оправданием для самых разных поступков. Вы слышите, как мужчины (и обычно это мужчины) указывают на это как напоминание, что Иисус не всегда был кротким и мягким, но был способен на решительные действия. Образ Иисуса, швыряющего столы и кричащего на продажных меновщиков, хорошо сочетается с определенным типом мужественности героев боевиков, где игра мускулами является оправданным и даже предписанным Богом образом действий.
Но если вы хоть немного времени провели в христианских кругах, вы знаете, чем это может обернуться. Вместо того, чтобы быть праведно возмущенными борцами за справедливость и истину, мужчины в конечном итоге набрасываются на людей, как хулиганы — заставляя замолчать критиков, подавляя инакомыслие и отдаляя себя от здоровой подотчетности. И когда их осуждают за такое поведение, пример Иисуса, очищающего храм, не сходит с языка.
Возможно, более глубокое понимание этой истории поможет нам избежать некоторых потенциальных негативных последствий ее практического применения.
Основная суть такова. Иисус и его ученики посещают Иерусалим на Пасху, в соответствии с еврейским обычаем. Двор храма описывается как полный скота, торговцев и менял, которые обменивали греческие и римские деньги на еврейскую валюту. Во дворе продавали скот для людей, которым нужна была жертва для принесения в храме, но у них не было своих животных. В Евангелии от Луки 2 записано, что родители Иисуса принесли в жертву горлицу — знак того, что они не могли позволить себе более дорогое жертвоприношение.
Иисус произносит свое знаменитое обвинение: «Написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников», и тут же начинает переворачивать столы, выбрасывать монеты и выпускать на свободу козлов, овец и голубей. Согласно общепринятому толкованию, Иисус был в ярости на тех, кто использовал бедных в своих интересах, завышал цены на животных и мошенничал при обмене валюты. Марвин Л. Криер Мич также отметил, что Иисус, возможно, был настроен против кредитов, которые богатые предоставляли бедным, сотрудничая с империей в эксплуатации людей.
Итак, что мы можем извлечь из всего этого?
1. Это был уникальный случай
Ученые расходятся во мнениях относительно того, сколько именно раз Иисус очищал храм. Матфей, Марк и Лука записали, что это произошло в конце земной жизни Иисуса, а Иоанн — в начале своего Евангелия. Некоторые эксперты считают, что Иоанн, возможно, записал тот же рассказ, но просто поместил его немного не по порядку, для тематического эффекта. Другие считают, что Иисус очистил храм дважды — один раз в начале своего земного служения, другой — в конце.
В любом случае, ясно, что это был очень уникальный случай. Иисус не был подвержен частым приступам гнева, и независимо от того, случилось ли это один или два раза в Его жизни, совершенно ясно, что это был редкий случай. Если христианин каждую неделю или около того прибегает к отговорке «Иисус очистил храм, так почему мы не можем?», он не учитывает, насколько необычным это было в контексте жизни Иисуса.
2. Это было стратегически важно
В каждом Евангелии Иисус проводит много времени, говоря об опасностях богатства и призывая религиозных лидеров защищать бедных, вдов и сирот вместо того, чтобы эксплуатировать их. Справедливо сказать, что это была большая тема Его земного служения, поэтому очищение храма не было примером того, как Он сбился с пути. Это был особый акцент Его учения.
Об этом свидетельствует тот факт, что в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки Иисус очищает храм на следующий день после прибытия в Иерусалим. Другими словами, Он уже видел, что происходило в храме после Его прибытия, Он пошел и поспал, а затем вернулся, чтобы совершить Свои действия. Он не потерял самообладание и не впал в ярость. У Него было время, чтобы обдумать и (предположительно) помолиться о том, что Он намеревался сделать.
3. Это было послание Его собственной общине
Иисус был иудеем. Он был в Иерусалиме, чтобы соблюдать еврейские традиции. И очищение храма было явным посланием другим евреям в рамках Его собственной традиции. Люди взяли ценное служение — предоставление бедным возможности соблюдать свою религию — и превратили Его в способ зарабатывания денег. Иисус мог бы заняться более широкими социальными проблемами, связанными с римской оккупацией, но вместо этого Он приберег Свои самые сильные и радикальные действия для собственного народа.
Это примечательно. Слишком часто христиане ведут себя как слон в посудной лавке, когда дело касается тех, кого мы воспринимаем как находящихся вне Церкви, будь то Вашингтон, Голливуд, Силиконовая долина или что-то еще. Но один из уроков очищения храма Иисусом заключается в том, что если вы находитесь в ресторане и кто-то за другим столом переходит границы дозволенного, вы можете сказать ему, чтобы он успокоился, но, скорее всего, не станете вытаскивать его на улицу. Если же это происходит за вашим собственным столом, то это совсем другая история.
Все это не следует воспринимать как призыв к христианам быть менее активными или вовлеченными в вопросы справедливости. На самом деле, я считаю, что христиане должны быть гораздо более активными. Но это участие должно в наибольшей степени опираться на обычную позицию Иисуса, а не на исключение. Будут времена, когда столы нужно будет опрокинуть, безусловно, и христиане должны молиться о том, когда и как заниматься такой деятельностью. Но земное наследие Иисуса в гораздо большей степени связано с Его жизнью, в которой Он проявлял мягкость, кротость и сострадание к тем, кого общество игнорирует, чем с освобождением храма от торговцев. Если вы сосредоточитесь на том, на чем действительно сосредоточился Иисус, то реальные, оправданные возможности для переворачивания столов станут более очевидными.
автор — Тайлер Хакаби / hristiane.ru
Последнее: 01.01. Спасибо!
Это точно библейская или даже еврейская трактовка?
В Библии есть прямое указание тем, кто издалека не тянуть с собой животных, а купить их по месту.
Иисус возмутился не тем, что это происходило, а где это происходило. Это можно и должно было делать за храмом, но не в храме.
Запрета на куплю-продажу как таковую не то, чтобы нет, а вообще наоборот.
То, что там было надувательство бедных — тоже так себе аргумент, т.к. подобное можно было встретить на каждом рынке любого городка. К тому же, полагаю, вообще незачем было покупать жертву в самом храме втридорога, а купить дешевле за стенами города, это ж не «особо освещенные» свечки православия.
Вообще, какое-то интересное мнение, надуманное.
Иисус – «Князь мира» (Исаии 9:6) в том, что однажды Он принесет на землю истинный и вечный мир. И Его весть в этом мире была необычайно ненасильственной (Матфея 5:38-44). Но Библия дает понять, что иногда война необходима (см. Псалом 143:1). Учитывая некоторые из пророчеств о Христе, Его трудно назвать пацифистом. В книге Откровение 19:15 написано о Нем: «Из уст Его исходит острый меч, чтобы поразить им народы; Он будет пасти их железным жезлом; Он топчет в давильне вино ярого гнева Бога Вседержителя» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Установление тысячелетнего царства Иисуса потребует насилия в виде войны против сил антихриста. Его одежда будет окрашена кровью (Откровение 19:13).
Общаясь с римским центурионом, Христос принял хвалу этого солдата, исцелил его слугу и похвалил его за веру (Матфея 8:5-13). Чего Иисус не делал, так это не говорил центуриону оставить службу – по той простой причине, что Он не проповедовал пацифизм. Иоанн Креститель также встретил солдат, и они спросили его: «А что делать нам?» (Луки 3:14). Это было прекрасной возможностью сказать им сложить оружие. Но Иоанн этого не сделал, сказав лишь: «Не грабьте и не вымогайте. Довольствуйтесь своим жалованьем».
Ученики Иисуса носили оружие, что противоречит мнению о том, что Он был пацифистом. В вечер предательства Он даже сказал Своим последователям принести мечи. У них было два меча, чего, по Его словам, было достаточно (Луки 22:36-39). Когда Его арестовали, Петр выхватил меч и ранил одного из присутствующих (Иоанна 18:10). Христос исцелил этого человека (Луки 22:51) и приказал ученику убрать оружие (Иоанна 18:11). Следует отметить тот факт, что Он не осуждал права Петра носить меч, но только это конкретное злоупотребление оружием.
Книга Экклезиаста представляет жизненный баланс в противоположных действиях: «Всему есть срок, есть время всякому делу под небом. … время убивать и время исцелять, время рушить и время строить; … время любить и время ненавидеть; время войне и время миру» (Екклезиаста 3:1, 3 и 8). Это не слова пацифиста.
Иисус не казался пацифистом, говоря следующее: «Не думайте, что Я пришел установить мир на земле. Не мир Я принес, но меч. Я пришел разделить! РАЗДЕЛИТЬ «СЫНА С ОТЦОМ, С МАТЕРЬЮ ДОЧЬ, СО СВЕКРОВЬЮ НЕВЕСТКУ. И ВРАГИ ЧЕЛОВЕКУ ЕГО ДОМОЧАДЦЫ»» (Матфея 10:34-36). Хотя Он не имел в виду войну, тут определенно подразумевается конфликт, который неизбежен с приходом истины.
Нам никогда не говорится быть пацифистами в обычном понимании этого слова. Скорее, мы должны ненавидеть зло и противостоять ему (что требует конфликта), стремясь к добру и праведности (Римлянам 12:9; 2 Тимофею 2:22). Иисус является примером такого поведения, никогда не уклоняясь от конфликта, когда это было частью суверенного плана Отца. Он открыто выступал против религиозных и политических правителей Своего времени, потому что они не искали Божьей праведности (Луки 13:31-32; 19:45-47).
Когда дело доходит до поражения зла, Бог – не пацифист. Ветхий Завет полон примеров того, как Он использовал Свой народ в войне, чтобы судить народы, чей грех достиг полной меры. Несколько примеров приведены в Бытие 15:16; Числа 21:3; 31:1-7; 32:20-21; Второзаконие 7:1-2; Иисуса Навина 6:20-21; 8:1-8; 10:29-32; 11:7-20. Перед иерихонской битвой Иисус Навин встретил «вождя воинства Господнего» (Иисуса Навина 5:14). Этот персонаж, который, скорее всего, был Христом до Его воплощения, отличался тем, что держал в руке обнаженный меч (стих 13). Господь был готов сражаться.
Мы можем быть уверены, что Бог всегда со справедливостью судит и совершает войну (Откровение 19:11). «Мы ведь знаем, Кто сказал эти слова: «Отмщение – Мое, и Я воздам» и еще: «Будет судить Господь Свой народ». Страшно оказаться в руках Живого Бога!» (Евреям 10:30-31). Эти и другие библейские отрывки означают, что мы должны участвовать в военных действиях только тогда, когда это оправдано. Противодействие агрессии, несправедливости или геноциду оправдывает войну, и мы считаем, что последователи Иисуса могут свободно вступать в вооруженные силы и участвовать в военных действиях.
Вы с кем сейчас общались?
Наверное, с искусственным интеллектом ))) Уж очень похож на бота.