На днях я посмотрела телепрограмму, которая многих бы заинтересовала и, возможно, рассердила. Называется программа «Учебник по семейной жизни для повинующихся жен».
Это шоу про три семьи, в которых жены «повинуются» мужьям. И в этих семьях утверждают, что повиновение и стало основой счастливой жизни в браке.
Главная героиня шоу – покорная жена Тара. У нее даже есть девиз: «Помогай своему мужу, служи ему, повинуйся ему и спи только с ним». Если честно, то я обеими руками за то, чтобы помогать, служить и спать только со своими мужем, но эта телепрограмма оставила в моей душе какую-то пустоту и несколько серьезных вопросов по этой важной и, в то же время, деликатной теме, обсуждение которой в христианских кругах зачастую однобоко и неполно.
Как консультант-психолог и специалист по взаимоотношениям я могу сказать следующее: мне довелось видеть, как тема «повиновения» интерпретировалась, определялась и переопределялась много раз во всем разнообразии. К сожалению, я была свидетелем, как все это использовалось в угоду эгоистичным планам, в качестве орудия манипуляции и иногда даже ради насилия. Я – христианка, выросла в консервативной среде, где часто говорилось о повиновении жен, но слова о повиновении порой звучали чаще, чем разговоры о построении отношений любви в браке.
Когда я читаю Библию, и даже с особым вниманием перечитываю пятую главу послания к Ефесянам, откуда и взялась эта идея о «повиновении», я вижу, как много там говорится о любви. Гораздо чаще, чем о повиновении. Фактически, слово «любовь» там использовано в разных формах в два раза чаще, чем слово повиновение. Таким образом для концепции «повиновения» любовь служит важным основанием. Почему-то об этом часто напрочь забывают.
Учить жену повиноваться мужу, который ее не любит, это как учить ребенка плавать без воды – мы чересчур все запутываем, потому что эта тема гораздо глубже «поверхностного проявления подчинения». Гораздо глубже!
Слишком много жен погрязли в нездоровых семейных отношениях под знаменами простого «повиновения», даже не думая, что им нужна помощь для решения ключевых проблем в браке.
Здоровому браку свойственно гораздо больше вещей, чем только повиновение: безусловная, питающая брак, дающая жизнь любовь Христа, которая не только получаема, но и отдаваема мужем и женой. Может быть, пора уделить этому больше внимания.
Не превратили ли мы наши собственные представления о гендерных ролях в удобную для нас духовную концепцию?
Еще один момент, который не давал мне покоя во время телепередачи, касался идеи, что «повиновение» жены заключалось в необходимости научиться быть хорошей хозяйкой. Я вам точно говорю, в Библии об этом ничего нет.
Одна тема проходила красной нитью через всю передачу: «счастливый муж» таковым становится через готовку, уборку, стирку и секс.
Врать не буду, большинство мужчин, и мой муж не исключение, любят и ценят, когда их жены делают что-нибудь, чтобы показать свою любовь. Но разве никто не видит разницы между оказанием различных услуг своим мужьям и библейским повиновением? Не превратили ли мы наши собственные представления о гендерных ролях в удобную для нас духовную концепцию?
Я уверена, что мы сослужили концепции библейского повиновения плохую службу, упростив ее до обыкновенного «ведения хозяйства». Более того, женщины, которые не особо одарены в этой области, могут почувствовать себя ущемленными и обиженными мыслью, что их повиновение мужьям оценивается по чистоте в доме и качеству стряпни.
Не слишком ли мы увлеклись внешним, забыв о «главном» в этой теме?
Отрицать нет смысла, библейское повиновение – реальная и важная тема. Но я протестую против мышления, которое измеряет повиновение при помощи списка внешних его проявлений. Мне кажется, что в основе библейского повиновения лежит способность человека и его желание доверять другому в обоюдных взаимоотношениях.
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:22-24).
Я знаю, что имею склонность «контролировать» все и во всех ситуациях. Но в браке я учусь «позволять» своей воле подчиняться воле моего мужа, ведь в браке двое стали одним. И чтобы я могла соединиться с ним, будь это вопросы принятия решения, образа жизни, воспитания, интимной близости, мне пришлось научиться доверять ему так, как до этого я доверяла лишь Богу.
Мне пришлось научиться «не контролировать все и вся», принимая во внимание чью-то еще волю, желания и предпочтения. И только благодаря моей любви и повиновению Христу, сопряженным с любовью и повиновением Иисусу со стороны моего мужа, я смогла и все еще могу доверять его любви и поступкам в отношении меня. Просто послушайте, какое неимоверно трудное задание дано самим мужьям, сразу после того, как прозвучала тема повиновения жен:
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего–либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:25-28).
Как видно из этого отрывка, столько взаимного уважения, взаимной любви и даже взаимного повиновения требуется во взаимоотношениях, чтобы этот процесс по-настоящему работал. Ведь дело совсем не в стирке, мытой посуде, финансах, сексе и «за кем последнее слово в принятии решений». Самое главное – научиться доверять, уважать и, в конце концов, любить друг друга так, как любит нас Христос.
Настоящее библейское повиновение никогда не бывает однонаправленным. Фактически, это всегда треугольник: Христос наполняет нас, чтобы мы наполняли друг друга, повинуясь друг другу и через это поклоняясь Христу. Разве это не прекрасно?
Представьте, как выглядел бы мир, если бы мы меньше фокусировались на «повиновении» и больше на стремлении научиться быть похожими на Христа: в наших делах, наших привычках, нашем общении, наших финансах, наших интимных отношениях и даже в наших эмоциональных привязанностях. Представьте, как выглядели бы наши семьи, если бы мы научились быть самым близким отражением Христа для наших супругов.
Не знаю, как вы, а я – за библейскую модель семьи. Да научит нас Господь любить так, как Он любит нас. И пусть эта любовь влияет на наши отношения, брак, семьи и весь мир.
автор — Дебра Кей Филета / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!
Хорошая статья. Думаю послушание это всегда трудно для всех. И справедливо со стороны автора заметить, что мужьям нужно создавать условия в виде любви, чтобы облегчить эту ношу. Не совсем понял к концу статьи тонкого перехода от заповеди « жены повинуйтесь своим мужьям» к утверждению, что нужно повиноваться друг друг. Я не сноб, и не законник. Если женщина чего-то не хочет, то безусловно в нормальных отношениях никто не будет заставлять. Но все же главные ориентиры писания, на мой взгляд, не должны подменяться, иначе эту уже не ориентир, по крайне мере от Бога.
Хорошая статья, заставляющая размышлять. Хотелось бы поделиться своими соображениями и возражениями. Первое, что хотелось бы отметить: повиновение жен мужьям — это не то, чему учат в церкви. Это то, чему учит Слово Божье. Да, возможно в нкоторых церквях это преподавалось/преподается не совсем правильно, но тем не менее. Я не хотел бы, что меня воспринимали, как представителя патриархата. Я говорю, как понимающий Божью пути. Главное для нашего Небесного Отца — чтобы Его дети были счастливы. И мужчины и женщины. Бог не собирался и не собирается делать мужчин счастливыми за счет женщин. Его совершенная воля и для мужа и для жены. И как ни парадоксально, эта совершенная Божья воля для жены — повиновение мужу. То, что такая воля совершенна и для мужа, думаю убеждать не надо))). Ошибка многих жен-христианок — они хотят сразу в сташие классы (любовь), не окончив начальной школы (послушание). У таких учеников в реальной школе реальные проблемы с успеваемостью, когда материал начальных классов усвоен очень слабо. Так же и в христианской жизни.
Дорогие сестры, любовь мужа приходит через послушание жены. Только Божья любовь безусловна. Наша человеческа любовь условна, мы любим за что-то.
Некоторые возражения. Автор пишет о «гендерных ролях». Но Библия не учит о гендерных ролях, она учит о половых ролях. И это не современное научное название того же. За этими разными названиями стоит разное мировоззрение. Поэтому стоит помнить, что вы — во-первых, христианка, а потом уже консультант-психолог. И то только настолько, насколько это не противоречит ващей христианской вере.
Далее вы пишете: «Еще один момент, который не давал мне покоя во время телепередачи, касался идеи, что «повиновение» жены заключалось в необходимости научиться быть хорошей хозяйкой. Я вам точно говорю, в Библии об этом ничего нет». Я вам приведу место в Библии, где об этом говорится. Причем почти целая глава! Это Притчи 31.
Мне нравится приводить примеры, когда неверующие оказываются мудрее верующих. Редко смотрю телевизор. Как-то переключая каналы, остановился на передаче «Давай поженимся». Одна из невест, характеризуя себя, написала: Не люблю готовить. Когда она села за стол, умудренная Гузеева ей сказала: Не думайте, что мужчины это примут.
Здесь не надо тушеваться, в современном мире достаточно мужчин, которые не могут чуть ли сгоревшую лампочку заменить. Но жизнь — это не только, и даже не столько, романтика в виде цветов комплиментов, но и проза. То есть быт. И от того, как и муж, и жена к нему готовы, во многом зависит семейное счатье.
P.S."Представьте, как выглядел бы мир, если бы мы меньше фокусировались на «повиновении» и больше на стремлении научиться быть похожими на Христа..." Аминь:
8 хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,
(Евр.5:8)
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
(Фил.2:8)