Что такое Закон в Библии и какова его цель?

Что такое Закон в Библии и какова его цель?

Прежде чем углубляться в сложную тему, полезно прояснить несколько терминов, которые могут вызвать путаницу при взаимозаменяемом использовании. Итак, что такое «закон» в Библии?

Что такое Книга Закона в Библии?

Тора (ивр.: учение, наставление, закон) или Пятикнижие — это первые пять книг Библии. В контексте Писания Тора часто называется «книгой Моисея» (2 Пар 25:4; Мк 12:26) или «книгой Закона Моисеева» (Иис.Н. 8:31; 4 Цар 14:6). Тора является частью, но не синонимом еврейских Писаний (ивр.: Танах, аббревиатура от Тора, Пророки и Писания), также известных как Ветхий Завет.

Закон Моисея в Библии

«Закон» относится к заповедям, данным через Моисея народу Израиля на Синае (Исх 19-32). Другие законы и заповеди записаны на протяжении всей Торы, некоторые из них появились до или после Синая (Быт 2:17; 17:10-14; Исх 15:25-26; 18:16; Чис 15:38). Однако «Закон» как единое целое состоит из 613 законов Синайского Завета или Моисеева Завета («ветхий завет», Евр 8:6,13).

Тора и Книги Закона

Хотя Тора содержит «Закон», она намного больше, чем просто книга законов или своего рода конституция между Богом и еврейским народом. Тора — это прежде всего историческое повествование. Это боговдохновенная история любви Бога всего творения и Его взаимодействия с человечеством, особенно через призму призвания и избрания Израиля.

Это понимание во многом повлияет на то, как мы интерпретируем цель и послание Торы и содержащегося в ней Закона. И, следовательно, как мы понимаем и применяем слова Иисуса и авторов Нового Завета.

Цель Закона в Библии

На пути веры верующие часто сталкиваются с вопросами о цели принципов, или закона, в Слове Божьем и о том, как применять их в нашей жизни сегодня. Но когда мы рассматриваем революционные слова и учения Иисуса, может возникнуть другой вопрос. А именно: Как нам относиться к ветхозаветному закону в свете Нового Завета благодати?

Закон благодати в Библии

Иисус сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14:15). Так означает ли следование за Ним соблюдение ВСЕХ заповедей Библии, включая Законы Торы?

Апостол Павел решительно учил, что в соблюдении Закона нет ничего спасительного или заслуживающего (Рим 3:20-31; Гал 3). Благодаря кресту, праведность перед Богом достигается только благодатью через веру (Еф 2:8).

«Однако мы знаем, что человек оправдывается не делами закона, а только верой в Иисуса Христа. И мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верой во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал 2:16).

Противоречил ли Павел Иисусу?

Послание Павла к Галатам ясно показывает, что до прихода веры мы были «заключены» и «держались под стражею закона» (Гал 3:23). Но теперь, когда пришел Мессия, верующие оправдываются верой. Те, кто водим Духом, больше не находятся под «детоводителем» Закона (Гал 3:25, 5:18).

Павел говорит церкви в Ефесе, что Христос создал Одного Нового Человека через Свою искупительную работу на кресте. Он разрушил разделяющую стену, или вражду, между иудеем и язычником, «упразднив закон заповедей учением» (Еф 2:13-15).

Иисус пришел исполнить Закон

Когда дело доходит до практической жизни, может показаться, что слова Павла об «упразднении» постановлений закона противоречат самим словам Иисуса.

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5:17-20).

Один Новый Человек

Эти отрывки не противоречат друг другу, а подтверждают, что Иисус не уничтожил (греч.: καταλύω, katalyō) и не отменил Закон. Напротив, через Свою собственную плоть и наполнив до полной меры (греч. πληρόω, plēroō) каждое требование Закона, Иисус упразднил или положил конец (καταργέω, katargeō) вражде и разделению между иудеем и язычником.

Теперь мы свободны объединиться как Один Новый Человек в Мессии, который совершенно исполнил требования праведности Закона.

Иисус сказал Своим ученикам, что Он пришел установить Новый Завет через Свою кровь (Лк 22:20). Пророк Иеремия предвидел этот Новый Завет с домом Израиля и Иуды, говоря, что Бог вложит Свой закон внутрь них, написав его на самих их сердцах (Иер 31:31-34). Так имел ли он в виду Закон Моисея или что-то совершенно иное?

Бог Завета

Корни еврейской идентичности основаны на односторонних обещаниях Бога одному человеку, Авраму, и его желании иметь семью (Быт 12:1-3). От одного человека к семье, а затем к 12 растущим коленам — обещания земли, семени и благословения, а также верность Бога отмечают народ Израиля.

Вслед за чудесным Исходом из Египта Господь продолжал раскрывать Свои намерения для них.

«Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19:4-6).

Бог хотел непрерывных отношений со Своим народом, желая дать им священническое поручение и благословить их. Однако Тора показывает, что с момента появления человечества непослушание праведным стандартам Бога является главным препятствием для благословения отношений с Богом. Так как же совершенно святой и справедливый Бог может иметь отношения с несовершенными и грешными людьми?

Это было осуществлено через условия завета (фактически, одного из по меньшей мере трех), божественного постановления с определенными условиями. Концепция завета является основополагающей во всем Писании — от Ноя до Авраама и Давида, и далее. Но поскольку мы сейчас рассматриваем вопрос о том, что значит следовать за Богом и повиноваться Его заповедям, давайте сосредоточимся на завете Бога с Израилем, заключенном на Синае.

«И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем» (Исх 34:27).

Народ, отделенный Законом в Библии

Этот инициированный Богом завет был правилом поведения о том, как жить чистым и святым народом, явно отделенным среди народов для Божьей избранной цели. И требовалось тщательное соблюдение.

«Только старайтесь тщательно исполнять заповеди и закон, который завещал вам Моисей, раб Господень: любить Господа Бога вашего, ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его, прилепляться к Нему и служить Ему всем сердцем вашим и всею душею вашею» (Иис.Н. 22:5).

Многие рассматривают Тору как ткань и основу еврейской идентичности. С самых истоков еврейского народа — поколений, происходящих от семени Авраама, Исаака и Иакова — она отделяла Божий избранный народ и управляла их образом жизни среди других народов.

Большая часть Торы сосредоточена вокруг Закона Моисея. Но какова было главное предназначение или конечная цель этого заветного образа жизни? Восстановила ли Тора (и содержащийся в ней Закон) полностью и навсегда правильные отношения между Богом и народом?

Или, возможно, она в конечном итоге указывала на что-то другое.

Понимание цели Закона в Библии

Моисеев Закон был заветным средством общения между Богом и Израилем — источником благословения для них (Исх 34:10; Пс 1). Он раскрывал природу Бога, Его мудрость, праведные стандарты и справедливость (Исх 34:6-7; Лев 11:45).

Он также раскрывал грех человека и учил Израиль стандартам праведной жизни и страху Господню (Втор 17:19-20, Рим 7:7). Закон вводил в практику регулярные даты для поклонения, празднования и гражданского долга, и устанавливал условия для встречи с Богом.

Закон освящал и отделял Израиль от других народов (Втор 28:1). Он устанавливал его священническую роль, демонстрируя любовь и сострадание Бога (Втор 4:6, 7:6-11). Затем он закладывал основу для заместительной жертвы в искуплении греха и держал эту концепцию на переднем плане регулярного образа жизни Израиля (Евр 9). Наконец, он предоставлял обстоятельства и образец поклонения единому истинному Богу (Втор 6:4-5).

Закон как разделение

Закон отделил народ, через который должен был прийти Мессия, единственный народ на земле, который готовился к этому Мессии и ожидал Его.

Он служил обещанием грядущих благ, тенью реальностей, которые должен был исполнить Мессия (Кол 2:17; Евр 8:5, 10:1). Закон был наставником и стражем, установленным до времени полного наследства (Гал 3:24-25; Кол 3:24). Закон был благ, он являлся средством процветания и успеха для Израиля (Чис 10:29; Иис.Н. 1:8; 1 Тим 1:8).

Ведет ли Закон к жизни или смерти?

Давид восхвалял красоту и совершенство уставов Господа как путь жизни (Пс 118). Сам Закон Господа ЕСТЬ совершенный (Пс 18:8), но Закон НИЧЕГО не сделал совершенным (Евр 7:19).

Для греховного человечества Закон Божий был обвинителем, который приносил смерть (Лев 21:12-17; 22:18-20; 35:2). Он раскрывал неспособность человека соответствовать праведным стандартам святого Бога и обнаруживал нужду человечества в Спасителе (Рим 3:19-20; 4:15).

Так является ли Тора просто набором невозможных правил и предписаний, или есть надежда на нечто большее?

Сломленность человечества очевидна через реальность греха и изгнания из отношений с Богом — от Эдема до Израиля, и до нас с вами. Тем не менее, несмотря на непослушание человека, Тора — это повествование о непреходящей надежде Израиля. Фон нарисован мрачно темным, но каждый мазок света раскрывает задуманный Художником фокус. Человечеству нужен был Спаситель.

Мессия: Надежда Торы

Пророческие ссылки на Мессию в Торе немногочисленны. Однако повторяющиеся темы и траектория сюжетной линии освещают необходимость искупления и надежду на Мессию. На протяжении всей Торы изобилуют обещания будущего благословения. Даже в неспособности народа соблюдать заповеди Моисеева Закона звучит надежда.

Эта надежда на окончательный суд над проклятием греха должна прийти через семя женщины (Быт 3:15). Должен был прийти Мессия, царь из колена Иуды, пророк, подобный Моисею, должен был прийти в последние дни (Быт 49:8-12; Чис 24:1-24; Втор 18:15-19).

Миллионы евреев до сих пор не принимают Иешуа как своего Мессию. Поэтому понятно, когда они стремятся жить по условиям Торы в меру своих возможностей.

Однако послушание Закону никогда не выдвигалось как окончательное средство спасения, даже для Израиля. Закон основывался на вере в Бога завета (Быт 15:6). В конце концов, Израиль не мог войти в Обетованную землю именно по причине неверия (Чис 14:11).

Восстановленная цель Закона

Основная цель Торы не в том, чтобы обязать Израиль (или кого-либо из нас сегодня) постоянно следовать заповедям Закона, как если бы это была единственная надежда на праведность. Скорее, преобладающее послание Торы заключается в том, чтобы провести через сломленность Израиля (и всего человечества) и указать на неоспоримую потребность в Спасителе.

Остальная часть еврейских писаний (Танаха) подтверждает эту надежду, как и авторы Нового Завета. Павел говорит, что Мессия является предназначенной целью или концом (греч.: telos) Закона для праведности всех верующих (Рим 10:4). Иисус сказал, что Моисей писал о Нем, и верить Моисею значит верить в Мессию (Ин 5:46).

Проще говоря, быть верными последователями Торы значит верить в надежду на обещанное Богом спасение. Последователи Христа сегодня, — как евреи, так и язычники, — призваны жить в свободе Нового Завета, наполненной Духом, которая и дает Закону его истинную цель.

Автор — Кейси Тейт / firmisrael.org
Перевод — Игорь Падушин для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!