Место раввинистических традиций в мессианском иудаизме

Место раввинистических традиций в мессианском иудаизме

Доклад на Теологическом форуме Конференции UMJC в 1988 году.

Каждый из нас, занимающихся мессианским служением, долго и упорно размышлял над вопросом о месте раввинистических традиций в мессианском иудаизме. Мои собственные взгляды развивались постепенно за последние несколько лет, но я хотел бы поделиться с вами причинами, по которым я пришел к выводу, что раввинистические традиции должны иметь мало места (если вообще должны иметь) в нашей личной жизни или публичных богослужениях. Однако позвольте мне сначала сказать, что, хотя я много молился, изучал этот вопрос и обсуждал его, я хочу, чтобы каждый из вас рассмотрел представленные мной аргументы и затем пришел к своему собственному выводу.

Я разделю свое выступление на три основные части: Библейская истина, Духовная жизнь и Целостность свидетельства.

I. Библейская истина

Важно понимать, что слово «традиция» может иметь по меньшей мере два разных смысла, один положительный (в смысле «богооткровенная истина»), другой отрицательный (в смысле «созданные человеком религиозные институты или правила»). Примером положительного смысла является увещевание Павла фессалоникийцев соблюдать «предания», которые он им преподал (2 Фес. 3:6); примером отрицательного смысла является предупреждение Иешуа о том, что фарисеи нарушают заповеди Божьи ради своих преданий, то есть «преданий старцев» (ст. 2).

Позвольте мне ясно заявить, что даже самые лучшие раввинистические традиции все еще являются человеческими, а что касается человеческой религии, то Иешуа высказался предельно ясно: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух... Плоть не помогает нисколько. Дух животворит» (Ин. 3:6, 6:63). Если мы собираемся поклоняться и служить Богу духом, плотские традиции могут только мешать. В этом ключе Павел спрашивает иудействующих галатов: «Начав духом, вы теперь оканчиваете плотью?» (Гал. 3:3). И вот Иешуа противопоставляет человеческий авторитет фарисеев Своему Божественно установленному авторитету, говоря: «Бог сказал это... а вы говорите то» (Мф. 15:4-5).

Теперь суть моих слов проста: если мы думаем, что обретаем духовную жизнь через человеческие традиции, то мы глубоко заблуждаемся. В то время как одно дело — следовать раввинистическому календарю как вопросу удобства, совсем другое — молиться молитвами раввинов или использовать их различные религиозные выражения и методы.

Хотя Сиддур может быть наполнен красотой, в нем полностью отсутствует новозаветная истина. Сиддур не дает никакого намека на то, что мы уже прощены, что кровь Мессии уже пролита за нас, и что Он уже воскрес из мертвых, вознесся на небеса и послал Духа, чтобы Он пребывал в нас и давал нам силу. Его молитвы ничего не говорят о нашей личной связи с Отцом, и их высокопарный и возвышенный тон часто далек и отчужден.

Честно говоря, когда я молюсь по Сиддуру во время богослужений или когда я интенсивно изучаю Талмуд или Своды законов, из которых происходит большинство традиций, я остро ощущаю, что раввинистический иудаизм — это религия, чуждая новозаветной вере. Кроме того, исключительный акцент на избранности Израиля через Тору при игнорировании язычников совершенно неуместен в новозаветной общине верующих.

Я также отмечу, что очень немногое из Сиддура можно положительно датировать первым веком, и большая его часть, за исключением, конечно, чисто библейского материала, довольно поздняя. Тем не менее, ни одна из этих молитв не отражает новых духовных реалий, возникших в результате смерти и воскресения Иешуа и последующего излияния Духа. Что касается молитв, написанных более поздними раввинами, и принимая во внимание тот факт, что молитва — это самое интимное, что человеческое существо может делать с Богом, как мы можем молиться молитвами людей, вера которых предполагает, что Иешуа не является Мессией?

Иешуа учил, что новое вино может быть сохранено только в новых мехах, так как если оно будет налито в старые мехи, то разорвет их, и вино вытечет, испортив и вино, и мехи. Раввин девятнадцатого века Моше Софер, известный как Хатам Софер, сформулировал фразу «хадаш асур мин-хаТора» — «Все новое запрещено Торой», таким образом, чем старше вещь, тем лучше (см. его респонсы, Йорэ Деа, № 19; Орах Хаим, № 28; Эвен ха-Эзер, № 29; цитируется по Луису Джейкобсу, «Древо жизни», стр. 255-256). Я считаю, что эта фраза, хотя и относительно недавнего происхождения, точно отражает дух раввинистического иудаизма, резко контрастирующий с нашей мессианской верой. Наш акцент на новом завете, новом творении и новой песне, которую Бог вложил в наши уста, выходит за рамки старых мехов традиции.

Хотя возможно, что первые ученики жили в гармонии с некоторыми обычаями своего народа, это не имеет ничего общего с тем, что верующий сегодня следует раввинистической традиции. Иудаизм — это религия, сформировавшаяся после разрушения Храма в 70 г. н.э., и особенно после изгнания евреев из Иерусалима в 135 г. С тех пор раввинистическое выражение пошло своим путем, с центральным местом Талмуда в жизненной ориентации и массивной правовой системой. Поскольку ранние мишнаитские мудрецы не были истинными наследниками библейско-пророческой веры, неизбежно, что по мере роста мессианской веры должен был произойти раскол.

Хотя у нас много общего с нашим народом сегодня (как у евреев в преимущественно нееврейском мире), мы не должны забывать, что, когда дело касается нашего хождения с Богом, жизнь в Духе несовместима с проявлениями плоти. Существует качественная духовная разница между мессианской верой и раввинистической верой.

II. Духовная жизнь

Позвольте мне перейти к теме духовной жизни. Во-первых, я должен сказать, что еще до того, как я когда-либо посетил мессианское богослужение, Дух Божий предупредил меня, что «весь еврейский соблазн лежит в душевной сфере. Он будет очаровывать, стимулировать, запутывать, душить». Конечно, вы вольны принять это или отвергнуть как слово от Господа, но я видел, как многие дорогие верующие попадали в эту ловушку. Это может начаться с увлечения мидрашистскими историями или раввинистическими изречениями или принять форму душевного пристрастия к Сиддуру или некоторым раввинистическим обычаям Шаббата. Но вскоре жизнь перестает быть такой простой, как раньше! Вопросы мессианской галахи кажутся главенствующими, а второстепенные вопросы, такие как то, как мы можем включить раввинистические традиции в наше празднование праздников, становятся центральными. Вскоре верующий обнаруживает себя духовно задохнувшимся, молящимся меньше в жизни Духа, меньше свидетельствующим еврейским душам из опасения сказать что-то неправильное неправильным путем, и все меньше и меньше прославляющим Йешуа.

Что произошло? Мы отвели наши взоры от Йешуа и обратили их на религиозные формы. И для многих проблема заключалась в чрезмерном акценте на уме и академическом изучении в сочетании с недостаточным акцентом на молитве и жизни в Духе. Раввинистический иудаизм с его упором на изучение и интеллектуальное мастерство, а также душевная красота многих его обычаев соблазнили некоторых верующих отойти от простоты их веры в Йешуа.

Конечно, я признаю, что для тех из нас, кто понимает необходимость восстановления наших истинных библейских корней, существует много сложных проблем, и я сам потратил многие часы на изучение таких вопросов, как мессианская галаха и тому подобное. Тем не менее, то, что я говорю, чрезвычайно важно услышать: в той степени, в которой мы не черпаем питание и жизнь от истинной Лозы, мы погибнем. Как сказал Йешуа:

«НИКАКАЯ ВЕТВЬ НЕ МОЖЕТ ПРИНОСИТЬ ПЛОДА САМА ПО СЕБЕ, ЕСЛИ НЕ БУДЕТ ПРЕБЫВАТЬ НА ЛОЗЕ... ОТДЕЛИВШИСЬ ОТ МЕНЯ, ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ДЕЛАТЬ НИЧЕГО. КТО НЕ ПРЕБУДЕТ ВО МНЕ, ИЗВЕРГНЕТСЯ ВОН, КАК ВЕТВЬ, И ЗАСОХНЕТ» (Ин. 15:1-6).

Пожалуйста, поймите это. Когда я начал посещать мессианские богослужения, а затем стал членом общины Бейт Мессия в Роквилле, я определенно занимал нейтральную позицию по всему вопросу о раввинистических традициях на наших служениях и в личной жизни. Более того, я был готов и желал принять эти вещи в той степени, в которой они не находились в явном противоречии с верой в Йешуа. И в прошлом я отстаивал наше право соблюдать эти обычаи и молиться этими молитвами, если мы того желали. Однако теперь я полностью уверен, что в нашем стремлении к солидарности с еврейским сообществом (а, к сожалению, для многих из нас это означало солидарность с раввинистическими традициями) мы отступили от акцентирования центральности Истинной Лозы и нашей уникальности в Ней. Одно дело — укоренять нашу веру в Торе и фокусировать ее на Йешуа, и совсем другое — следовать раввинистическим традициям.

Позвольте мне быть более конкретным. Почему нет никаких признаков настоящего духовного пробуждения практически во всех наших общинах? (И когда я говорю о пробуждении, не думайте, что я имею в виду какую-то разогретую религиозную харизманию. Я имею в виду мощный приток еврейских мужчин и женщин в Царство и явное свидетельство действия Духа среди нас). Почему есть церкви с тысячами утвержденных верующих, а в некоторых случаях сотнями еврейских верующих, тогда как в самых больших общинах, о которых мы можем говорить, идет речь лишь о нескольких сотнях человек? Если вы скажете: «Майк, ты несправедлив. Мы еще совсем новые, в самом начале пути», — то я отвечу, что это как раз то время, когда мы должны демонстрировать самые большие признаки жизненной силы и жизни!

Наше движение почти не создало новых песен, прославляющих завершенную работу Мессии или силу Его крови. Проще говоря, у нас было иудейское помрачение вместо увлечения Иисусом. Фактически, я бывал на многих мессианских богослужениях, где имя Иешуа в песнопениях не упоминалось ни разу. Я перечитывал припевы в некоторых наших мессианских песенниках и обнаруживал, что песен, прославляющих Иешуа, порой бывало всего одна из десяти, в то время как песни об Иерусалиме и Сионе встречались повсеместно!

В чем наша слава? Крест! Где наша сила? В имени Иешуа! В чем наша проповедь оказалась недостаточной? В КРЕСТЕ И ИМЕНИ!

Позвольте мне сделать серьезное заявление. Если мы духовно чувствуем себя более уютно с молитвой, написанной традиционным раввином, чем с великим гимном, написанным убежденным христианским верующим, то наша ориентация опасно неверна. Разве не поэтому многие наши общины духовно бессильны, потому что мы не сотрудничали с центральной целью Отца, а именно: «чтобы Иисус имел во всем первенство» (Кол. 1:18)? Разве Иешуа не учил нас, что когда Он будет вознесен, то привлечет всех к Себе (Ин. 12:32)? И за то ограниченное время, которое у нас есть для наших публичных богослужений, можем ли мы оправдать включение материала, сознательно игнорирующего Иешуа? В суете нашей жизни есть ли у нас место для молитв и обычаев, лишенных Духа Божьего?

Я считаю, что нас ввели в заблуждение, думая, что мы не можем отождествлять себя с нашим народом вне раввинистической традиции. Фактически, некоторые из вас, слушающих меня, возможно, уже пришли к выводу, что я говорю что-то вроде: «Отбросьте свое еврейство! Перестаньте молиться за Израиль! Кому нужна Тора?» Но это совершенно не то, что я имею в виду. Моя точка зрения, напротив, такова: какая реальная связь есть между нашей жизнью в Иешуа Мессии и традициями тех, чья вера построена на Его отвержении? Иешуа сказал, что Его истина свыше, сокрытая от мудрых и разумных и открытая младенцам (Ин. 3:31, 8:23; Мф. 11:25). Однако ведущий раввинистический ученый сказал: «Пусть истина исходит из земли. Истина есть то, на что решаются мудрецы человеческим умом» (Арье Лейб, введение к его Кесот а-Хошен по Хошен Мишпат, цитируется по Берковицу, «Не на небесах», стр. 55). Как нам примирить эти слова?

Я могу только сказать, что библейский иудаизм и раввинистический иудаизм — это две совершенно разные веры. Одна основана на единократной жертве Агнца Божьего; другая подменила ее молитвой, покаянием и добрыми делами. Одна основана на свидетельстве внутрипребывающего Духа и откровении Божественного Слова; другая основана на логических умозаключениях и человеческой традиции. Одна основана на явлении силы живого Бога; другая основана на решении большинства. Одна освобождает своих последователей для свободного выражения хвалы, поклонения и молитвы; другая регламентирует, когда и как молиться и даже что говорить.

Это очевидный факт, что евреев, которые были наиболее преданы раввинистической ортопраксии, труднее всего было привести к Господу, а ранние раввины, связанные с зарождением традиционного иудаизма, были теми, кто наиболее ясно отверг мессианскую веру. Многие из наших ортодоксальных братьев, которые пришли к познанию Иешуа как Господа, сначала разочаровались в своей традиционной вере, и только после этого приняли Мессию. Почему так? Потому что раввинистическая религия противоречит Евангелию и по содержанию, и по духу. И если вы можете сказать: «Я считаю, что некоторые черты раввинистического иудаизма могут быть искуплены, с некоторыми усилиями», я отвечу: «Зачем искать серебро среди шлака, когда есть достаточно чистого золота?»

Должны ли мы надевать талит на наших богослужениях? Очевидно, это вопрос личных и/или общинных убеждений. Но помните: если мы делаем это как религиозную обязанность или служение, то мы надеваем одеяние, не отвечающее библейским требованиям для кистей (потому что в нем отсутствует голубой цвет, и оно не является частью нашей повседневной одежды), и мы надеваем что-то, чья сложная ткань из узлов и нитей напоминает нам о том, насколько далеко зашли раввины в регламентации религиозной жизни.

Должны ли мы зажигать субботние свечи и произносить традиционную молитву? Опять же, это вопрос для индивидуального решения. Но я всегда задавался вопросом, почему мы переняли традиционный обычай, молясь неправдивой молитвой (а именно, что «Бог повелел нам зажигать свечи», хотя, я понимаю, что многие мессианские евреи пересмотрели эту часть), а затем пытаясь вписать в нее Иешуа как «свет миру»? Что это имеет общего с Шаббатом? Как это подчеркивает истинный покой, который мы теперь имеем в Иешуа? И если мы стремимся почтить Тору, то почему мы зажигаем огонь после наступления темноты в пятницу вечером?

III. Целостность свидетельства

Все это приводит меня к последнему пункту, а именно к целостности свидетельства. Вы можете сказать: «Я полностью согласен с вами. В раввинистических традициях нет духовной жизни. Я делаю это только для того, чтобы быть евреем для евреев». Но разве это действительно работает? Разве мы действительно делаем то, о чем говорил Павел в 1 Коринфянам 9?

На протяжении многих лет я поддерживал тесные дружеские отношения с рядом раввинов, некоторые из них были ортодоксальными, а другие — консервативным. Их главная претензия к мессианскому иудаизму заключалась в том, что он был обманчивым и поверхностным. Хотя они были готовы говорить со мной об Иешуа, они были глубоко опечалены мессианскими евреями.

Я считаю, что их обвинения в основном справедливы, хотя мы никогда не имели намерения вводить кого-либо в заблуждение, и я уверен, что наши мотивы были чистыми. Позвольте мне попытаться объяснить это вам с раввинистической точки зрения.

Традиционный раввинистический иудаизм — это именно тот иудаизм, который основан на раввинистических традициях. Эти традиции, признаваемые ортодоксами как провиденциально переданные и развитые на протяжении 3500 лет истории Торы, считаются самой сутью еврейской жизни. Они обязательны для всех, кто признает авторитет раввинов. Вот почему с традиционной точки зрения совершенно кощунственно и почти богохульно следовать одному обычаю, пересматривать другой закон, а затем отбрасывать все остальные традиции по нашему выбору. Делая это, мы нарушаем самую суть раввинистической галахи, которая стремится регламентировать жизнь еврея перед Богом от его первых утренних мгновений до полуночных размышлений.

Что мы говорим раввинистическому сообществу (а давайте посмотрим правде в глаза, если мы хотим повлиять на наш народ, нам нужно влиять на раввинов), когда мы выбираем и отбрасываем части традиционной литургии на наших богослужениях, носим талиты в пятницу вечером и ходим в ермолках, поедая фастфуд в Макдональдсе? Не видите ли вы, насколько это оскорбительно? Вместо того чтобы привлекать внимание к Иешуа, это отвлекает внимание на второстепенные вопросы. Мы невольно были виновны в осквернении Устного Закона, приняв несколько его традиций, но отвергнув почти весь его авторитет и уместность. Поверьте мне, раввинистический иудаизм — это всеобъемлющая религия, охватывающая все возможные сферы жизни еврея. Новичку в традиционном иудаизме требуются годы изучения, чтобы освоить даже основы! А мы все еще неправильно произносим «Мессия» и «Святой Дух» на иврите. Кого мы обманываем?

Да, давайте смело провозглашать истинное еврейство нашей веры. Но зачем безрассудно попирать традиционную чувствительность нашими разрозненными заимствованиями того, что является священным для них? Если говорить о наших нерелигиозных друзьях-евреях, зачем мы пытаемся привлечь их традицией? Зачем подавать смешанные сигналы о том, кто мы такие на самом деле?

Как бы мы себя почувствовали, если бы к нам на собрание пришла группа людей, говоря: «Не думайте, что мы не верим в Иешуа. Мы верим! Мы ведь поем «Он Господь» на наших служениях. Конечно, мы также верим, что и Кришна — Господь, и что Мун Сон Мён — тоже Господь!» Нас подобное не впечатлит! Мы бы сказали, что они сектанты, просто и ясно. Но именно таковыми мы представляемся еврейской общине. Им трудно воспринимать нас всерьез. Порой наши публичные богослужения производят одно впечатление, а наша частная жизнь — другое. Какое послание мы передаем? Когда мы называем наших лидеров «Ребе», разве мы не провоцируем раввинистическое сообщество без необходимости, особенно когда некоторые из наших мужчин даже не могут читать на иврите и понимать прочитанное, не говоря уже о том, чтобы перечислить Шесть Разделов Мишны? Ведь именно это и означает «Ребе» для нашего народа — ученый духовный лидер общины, эксперт во всех вопросах еврейского закона и толкования.

Также интересно, что среди ранних еврейских верующих, насколько мне известно, титул «Рав» или «Ребе» никогда не использовался для обозначения учащих старейшин, хотя он широко использовался в традиционных кругах. И если вы хотите провести какое-то исследование, посмотрите, сможете ли вы найти хоть какие-нибудь свидетельства того, что эти первые мессианские евреи (обычно называемые назареями) когда-либо обвинялись церковными отцами в соблюдении каких-либо раввинистических традиций. Этот момент важен! Рано или поздно нам придется осознать, что быть евреем не значит быть частью раввинистического иудаизма.

На данный момент я являюсь главой мессианской йешивы, но я потерял некоторых друзей в ортодоксальной общине, потому что они считают, что название «Йешива» вводит в заблуждение. И я понимаю их точку зрения. В еврейском сообществе слово «Йешива» имеет определенный смысл. Недавно обращенный ортодоксальный раввин из Израиля пришел ко мне в Мэриленд и сказал, что у нас нет настоящей Йешивы. Это слово имело для него конкретное значение, и если эффективная коммуникация является нашей целью, давайте будем чувствительны к использованию слов, наполненных эмоциями. Возможно, наше учебное заведение должно называться «Мессианский Учебный Центр» или «Мессианский Обучающий Центр»? Я открыт к предложениям, серьезно. [В 1989 году название школы было изменено на Мессианский Библейский Институт и Богословская Духовная Семинария.]

Итак, решать, как работать с этими вопросами, приходится каждому из нас. Я признаю ваше право иметь собственные твердые убеждения. Надеюсь, вы признаете мое право иметь свои!

И все же моя точка зрения проста и ясна: я считаю, что Слово Божье — наш Путеводитель, Дух Божий — наш Учитель, и перед нами стоит огромная задача — спасение нашего народа Израиля и наша личная верность Божьему призванию. Раввинистическая традиция может только помешать исполнению этого призвания. Фактически, двое наших лидеров независимо друг от друга пришли к выводу, что явление мессианских евреев, молящихся раввинистическими молитвами, подобно детям Израиля, побеждающим своих врагов на войне, а затем поворачивающимся и поклоняющимся их идолам! Серьезное заявление, конечно; тем не менее, эти слова наполнены истиной.

В Ин. 16:2 Иешуа сказал нам, что мы будем изгнаны из синагог за нашу веру, и, к сожалению, так и произошло. Но в воздухе веет переменами, и происходит нечто новое. Сейчас не время вносить раввинизм в Тело, также как и не время искать возвращения в традиционный лагерь. Скорее, идя к Иешуа «вне стана, неся Его бесчестие» (Евр. 13:13), пришло время для синагоги прийти к нам.

Автор — Майкл Браун / thelineoffire.org
Перевод — Игорь Падушин для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!